Всеобщая история, 5 класс.
Тема: Греко-персидские войны
Цель урока: Сформировать представление у учащихся о греко-персидских войнах – противоборстве, которое определило судьбу древнегреческой цивилизации.
Задачи урока:
Образовательные: Раскрыть причины греко-персидских войн, основной ход событий, причины победы греков в войне.
Развивающие: Продолжить работу по формированию умений и навыков работы с исторической картой, понятиями и датами, работы в группе, обучить учащихся составлять хронологическую таблицу, выделять главное в рассказе.
Воспитательные: Воспитывать нравственные и патриотические чувства учащихся, дать моральную оценку войнам как способу разрешения противоречий между людьми.
Планируемые результаты: Предметные результаты: использовать историческую карту как источник информации о местах важнейших событий; рассказывать о событиях древней истории; Метапредметные УУД: Регулятивные: формулировать цели и задачи урока, устанавливать причинно-следственные связи; Познавательные: осуществлять поиск информации в различных источниках; Коммуникативные: формирование уважительного и доброжелательного отношение к другому человеку, его мнению; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; Личностные результаты: точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения.
Оборудование: карта «Древняя Греция», картосхема «Греко-персидские войны», атлас, учебник История древнего мира. 5 класс. А.А.Вигасин, Г.И.Годер. М.: «Просвещение»,2015г. мультимедийный проектор, экран, ноутбук, презентация по теме, видеоролики (анимации): «марафонская битва», «саламинская битва».
Основные понятия: война, триера, стратег, фаланга. Основные даты: 490 год до н.э.; 480 год до н.э.
Личности в истории: Мильтиад, Фемистокл, Леонид, Дарий I, Ксеркс.
Используемые на уроке образовательные технологии и методы: технология проблемного обучения, информационно-коммуникативная технология, дискуссия, личностно-ориентированное обучение. Тип урока: Изучение нового материала.
Ход урока I. Организационный момент. Здравствуйте, ребята. Сегодня мы продолжим изучение истории Древней Греции. Я надеюсь, что наше общение сегодня будет интересным. Итак, начинаем наш урок.
II. Актуализация опорных знаний, постановка проблемы.
Учитель организует работу с картой (работа с учеником у доски и с атласами) слайд 1:
Покажите, до какой реки на востоке доходили владения персов?
До какого моря на западе?
Какие знакомые вам страны находились под гнётом Персидского царя?
Найдите Грецию. Сравните её размеры с размерами Персидского царства и сделайте вывод из этого сравнения. А теперь, внимание на экран ( слайд 2). Что вы видите на экране? Почему случаются войны на земле? Какие войны вам известны из истории? Войны древнего мира – это межгосударственные войны с целью захвата территорий и ограбления завоеванных стран (слайд 3). В V в. до н.э. над Грецией нависла угроза быть порабощенными могущественной Персидской державой. Как вы думаете, как звучит тема нашего сегодняшнего урока. Учащиеся называют тему урока. Запишите в тетради: «Греко-персидские войны»- слайд 4. С помощью учителя учащиеся формулируют проблему урока: Почему Греция – небольшая по размерам страна, к тому же разделенная на десятки государств – сумела дать отпор могущественной Персидской державе? слайд 5. - Что нужно узнать, чтобы решить проблему? Варианты предложений учащихся.
План урока: слайд 6.
1. Причины войны.
2. Основные события.
3. Итоги войны, причины победы греков.
III. Изучение нового материала. 1. Причины войны. Учитель: Персидский царь Дарий I стремился к новым завоеваниям, к установлению господства персов на Эгейском море. Дарий I хотел угрозами подчинить греков себе. В городах Греции появились персидские послы. Они нагло заявляли: «Наш повелитель, царь царей, требует от вас земли и воды». В двух самых крупных городах Греции решили не подчиняться захватчикам. Когда персидские послы прибыли в Афины, афиняне убили их и сбросили с высокой скалы. А спартанцы бросили послов в глубокий колодец со словами «Там, на дне, вы найдёте достаточно и воды, и земли» слайд 7.
- Как вы думаете, к чему привели эти действия? – Какими были причины войны? Дети называют: для Персии: завоевание новых земель, захват рабов, нажива. Для греков: защита своей свободы, независимости, демократии.
2.Основные события.
Марафонская битва. Прежде чем мы начнем изучать основные события греко-персидской войны, давайте составим таблицу нашего исследования. Будет она называться:
Основные события греко-персидских войн. Слайд 8
Дата | Основные события | Результат |
| | |
| | |
| | |
| | |
Учащиеся заполняют таблицу в ходе изучения основных событий войны.
Комментированное чтение текста учебника (с.161). О событиях в с. Марафон в 490 г. до н. э. мы узнаем просмотрев видеоролик (анимированную карту) – «Марафонская битва». - Почему победили греки?
Ученик:
Благодаря полководческому таланту Мильтиада и большой любви к родине победили греки.
Учитель:
Ещё не перевязали раненых, как Мильтиад приказал самому быстроногому из воинов: «Сообщи в Афины о великой победе. Торопись, ибо наши матери и жены не знают покоя!». В Афинах гонца окружила взволнованная толпа. «Радуйтесь, мы победили!» - чуть слышно произнёс он и пал мёртвым. В память об этом событии на Олимпийских играх ввели соревнования по марафонскому бегу - на 42 км. 195 м. слайд 9.
Эта победа вселила уверенность в греков, воодушевила всю Элладу. Работа с понятиями: стратег, фаланга, триера.
Физминутка.
Учитель: В эти годы в Афинах выделяется умный и энергичный человек по имени Фемистокл. Он был участником Марафонской битвы и понимал, что персы войну не закончили. Он призывал греков забыть взаимную вражду и объединиться. С именем Фемистокла связано создание афинского военного флота. слайд 10.
К началу новой войны с персами у афинян было 200 триер. Новый поход был организован сыном Дария I Ксерксом через 10 лет после Марафонской битвы. слайд 11.
Бой в Фермопильском ущелье.
Учитель: У Ксеркса был хороший флот и огромное войско, набранное из покоренных народов. Они не хотели завоёвывать Грецию для персов, поэтому персидские командиры гнали воинов в бой кнутами. Войско вышло из г. Сарды, подошло к проливу Геллеспонт (работа с картой). Войско Ксеркса двигалось по европейскому побережью, а вдоль берега шёл флот. Были заняты почти все области Северной Греции. Греки не отважились на открытый бой. - Какой единственный путь вёл из Северной Греции в Среднюю?
Узкий Фермопильский проход было удобно защищать; слева поднимались высокие отвесные скалы, справа - обрыв к морю.
Работа с учебником: Чтение о сражении у Фермопил, §35, п. 3. (учебник). Учитель: Почему победили персы? слайд 12 Ученик: Персы победили потому, что в отряде греков оказался предатель, который подсказал персам тайную тропу обхода греков. Учитель: Подвиг 300 спартанцев спас греческое войско от разгрома, но не мог спасти страну от разорения. Фермопильский проход ведёт из Северной Греции в Среднюю. В Средней Греции находится п-ов Аттика, где располагается город Афины. Победив у Фермопил, персы устремляются в Среднюю Грецию, а значит Афины тоже будут завоёваны. Аттика была отдана без боя. Персы вытоптали ячменные поля, вырубили оливковые деревья и виноградники, сожгли деревни. слайд 13.
По приказу Фемистокла всех женщин, детей и стариков перевезли на о. Саламин под защиту флота. Когда персы вошли в город Афины, город был пуст.
Саламинское сражение.
Решить исход войны могло только морское сражение. Было решено дать сражение в узком Саламинском проливе. Афиняне должны были победить или умереть. Участвовали в сражении 340 греческих триер и 720 персидских кораблей. Триеры имели преимущества перед кораблями персов. Демонстрация видеоролика (анимированной карты) – «Саламинская битва».
Учитель: Участником битвы был великий греческий поэт Эсхил, который впоследствии описал это сражение в поэме «Персы».
Поражение персидского войска заставило Ксеркса спешно покинуть Грецию с частью своего войска. Он боялся, что греческие корабли преградят ему путь отхода в Персию.
- Какую причину, победы греков в Саламинском сражении вы считаете главной?
В следующем 479 г. до н.э. объединенные войска греков сразились с войсками персов у города Платеи. Греки разбили врага и изгнали его из страны (слайд 14). Но война длилась ещё 30 лет. В военных действиях большую роль играли боевые корабли. Поэтому греческие приморские государства объединили свои флоты и создали морской союз для борьбы с персами. В союз вступили сотни государств, но Афины были самыми сильными из союзников. Спарта в союз не вступила, потому что не имела хорошего флота. Морской союз довёл войну до победного конца: все греческие государства стали независимыми от персов, военным кораблям персов запрещено было плавать по Эгейскому морю. Союз захватил в свои руки торговые пути, по которым с берегов Черного моря привозили зерно, рабов и др. товары.
IV. Закрепление изученного материала. Учитель: Мы изучили тему о греко-персидских войнах. Давайте проверим как вы заполнили таблицу .
Основные события греко-персидских войн ( слайд 15).
Дата | Основные события | Результат |
490 г. до н.э. | Марафонское сражение | победа греков |
480 г. до н.э. | Битва на Фермопильском ущелье. | поражение греков |
480 г. до н.э. | Саламинская битва | победа греков |
479 г. до н.э. | Битва при Платеях | победа греков |
V. Подведение итога: Проверка проблемного задания: Почему маленькая и раздробленная Греция победила огромную, могучую Персию?
Учащиеся:
Греки боролись за свободу Родины.
Греческие города - государства объединились в военный союз.
Военный флот имел преимущества перед персидским.
4)У персов в войске преобладали воины завоёванных народов
Рефлексия (слайд 16)
Сейчас по желанию высказываемся о нашем сегодняшнем уроке одним предложением выбирая фразы:
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Меня удивило…
Теперь я могу…
Выставление оценок. VI. Домашнее задание: Прочитать и проработать § 34, 35 учебника, составить рассказ о Фермопильском сражении от имени его участника (слайд 17).