СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 16.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по истории на тему: "Греко-персидские войны". 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по истории на тему: "Греко-персидские войны". 5 класс

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по истории на тему: "Греко-персидские войны". 5 класс»

Всеобщая история, 5 класс.

Тема: Греко-персидские войны

Цель урока: Сформировать представление у учащихся о греко-персидских войнах – противоборстве, которое определило судьбу древнегреческой цивилизации.

Задачи урока:

Образовательные: Раскрыть причины греко-персидских войн, основной ход событий, причины победы греков в войне.

Развивающие: Продолжить работу по формированию умений и навыков работы с исторической картой, понятиями и датами, работы в группе, обучить учащихся составлять хронологическую таблицу, выделять главное в рассказе.

Воспитательные: Воспитывать нравственные и патриотические чувства учащихся, дать моральную оценку войнам как способу разрешения противоречий между людьми.

Планируемые результаты: Предметные результаты: использовать историческую карту как источник информации о местах важнейших событий; рассказывать о событиях древней истории; Метапредметные УУД: Регулятивные: формулировать цели и задачи урока, устанавливать причинно-следственные связи; Познавательные: осуществлять поиск информации в различных источниках; Коммуникативные: формирование уважительного и доброжелательного отношение к другому человеку, его мнению; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; Личностные результаты: точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения.

Оборудование: карта «Древняя Греция», картосхема «Греко-персидские войны», атлас, учебник История древнего мира. 5 класс. А.А.Вигасин, Г.И.Годер. М.: «Просвещение»,2015г. мультимедийный проектор, экран, ноутбук, презентация по теме, видеоролики (анимации): «марафонская битва», «саламинская битва».

Основные понятия: война, триера, стратег, фаланга. Основные даты: 490 год до н.э.; 480 год до н.э.

Личности в истории: Мильтиад, Фемистокл, Леонид, Дарий I, Ксеркс.

Используемые на уроке образовательные технологии и методы: технология проблемного обучения, информационно-коммуникативная технология, дискуссия, личностно-ориентированное обучение. Тип урока: Изучение нового материала.

Ход урока I. Организационный момент. Здравствуйте, ребята. Сегодня мы продолжим изучение истории Древней Греции. Я надеюсь, что наше общение сегодня будет интересным. Итак, начинаем наш урок.

II. Актуализация опорных знаний, постановка проблемы.

Учитель организует работу с картой (работа с учеником у доски и с атласами) слайд 1:

  • Покажите, до какой реки на востоке доходили владения персов?

  • До какого моря на западе?

  • Какие знакомые вам страны находились под гнётом Персидского царя?

  • Найдите Грецию. Сравните её размеры с размерами Персидского царства и сделайте вывод из этого сравнения. А теперь, внимание на экран ( слайд 2). Что вы видите на экране? Почему случаются войны на земле? Какие войны вам известны из истории? Войны древнего мира – это межгосударственные войны с целью захвата территорий и ограбления завоеванных стран (слайд 3). В V в. до н.э. над Грецией нависла угроза быть порабощенными могущественной Персидской державой. Как вы думаете, как звучит тема нашего сегодняшнего урока. Учащиеся называют тему урока. Запишите в тетради: «Греко-персидские войны»- слайд 4. С помощью учителя учащиеся формулируют проблему урока: Почему Греция – небольшая по размерам страна, к тому же разделенная на десятки государств – сумела дать отпор могущественной Персидской державе? слайд 5. - Что нужно узнать, чтобы решить проблему? Варианты предложений учащихся.

План урока: слайд 6.

1. Причины войны.

2. Основные события.

3. Итоги войны, причины победы греков.

III. Изучение нового материала. 1. Причины войны. Учитель: Персидский царь Дарий I стремился к новым завоеваниям, к установлению господства персов на Эгейском море. Дарий I хотел угрозами подчинить греков себе. В городах Греции появились персидские послы. Они нагло заявляли: «Наш повелитель, царь царей, требует от вас земли и воды». В двух самых крупных городах Греции решили не подчиняться захватчикам. Когда персидские послы прибыли в Афины, афиняне убили их и сбросили с высокой скалы. А спартанцы бросили послов в глубокий колодец со словами «Там, на дне, вы найдёте достаточно и воды, и земли» слайд 7.

- Как вы думаете, к чему привели эти действия? – Какими были причины войны? Дети называют: для Персии: завоевание новых земель, захват рабов, нажива. Для греков: защита своей свободы, независимости, демократии.

2.Основные события.

Марафонская битва. Прежде чем мы начнем изучать основные события греко-персидской войны, давайте составим таблицу нашего исследования. Будет она называться:

Основные события греко-персидских войн. Слайд 8

Дата

Основные события

Результат













Учащиеся заполняют таблицу в ходе изучения основных событий войны.

Комментированное чтение текста учебника (с.161). О событиях в с. Марафон в 490 г. до н. э. мы узнаем просмотрев видеоролик (анимированную карту) – «Марафонская битва». - Почему победили греки?

Ученик:

Благодаря полководческому таланту Мильтиада и большой любви к родине победили греки.

Учитель:

Ещё не перевязали раненых, как Мильтиад приказал самому быстроногому из воинов: «Сообщи в Афины о великой победе. Торопись, ибо наши матери и жены не знают покоя!». В Афинах гонца окружила взволнованная толпа. «Радуйтесь, мы победили!» - чуть слышно произнёс он и пал мёртвым. В память об этом событии на Олимпийских играх ввели соревнования по марафонскому бегу - на 42 км. 195 м. слайд 9.

Эта победа вселила уверенность в греков, воодушевила всю Элладу. Работа с понятиями: стратег, фаланга, триера.


Физминутка.


Учитель: В эти годы в Афинах выделяется умный и энергичный человек по имени Фемистокл. Он был участником Марафонской битвы и понимал, что персы войну не закончили. Он призывал греков забыть взаимную вражду и объединиться. С именем Фемистокла связано создание афинского военного флота. слайд 10.

К началу новой войны с персами у афинян было 200 триер. Новый поход был организован сыном Дария I Ксерксом через 10 лет после Марафонской битвы. слайд 11.

Бой в Фермопильском ущелье.

Учитель: У Ксеркса был хороший флот и огромное войско, набранное из покоренных народов. Они не хотели завоёвывать Грецию для персов, поэтому персидские командиры гнали воинов в бой кнутами. Войско вышло из г. Сарды, подошло к проливу Геллеспонт (работа с картой). Войско Ксеркса двигалось по европейскому побережью, а вдоль берега шёл флот. Были заняты почти все области Северной Греции. Греки не отважились на открытый бой. - Какой единственный путь вёл из Северной Греции в Среднюю?

Узкий Фермопильский проход было удобно защищать; слева поднимались высокие отвесные скалы, справа - обрыв к морю.

Работа с учебником: Чтение о сражении у Фермопил, §35, п. 3. (учебник). Учитель: Почему победили персы? слайд 12 Ученик: Персы победили потому, что в отряде греков оказался предатель, который подсказал персам тайную тропу обхода греков. Учитель: Подвиг 300 спартанцев спас греческое войско от разгрома, но не мог спасти страну от разорения. Фермопильский проход ведёт из Северной Греции в Среднюю. В Средней Греции находится п-ов Аттика, где располагается город Афины. Победив у Фермопил, персы устремляются в Среднюю Грецию, а значит Афины тоже будут завоёваны. Аттика была отдана без боя. Персы вытоптали ячменные поля, вырубили оливковые деревья и виноградники, сожгли деревни. слайд 13.

По приказу Фемистокла всех женщин, детей и стариков перевезли на о. Саламин под защиту флота. Когда персы вошли в город Афины, город был пуст.


Саламинское сражение.

Решить исход войны могло только морское сражение. Было решено дать сражение в узком Саламинском проливе. Афиняне должны были победить или умереть. Участвовали в сражении 340 греческих триер и 720 персидских кораблей. Триеры имели преимущества перед кораблями персов. Демонстрация видеоролика (анимированной карты) – «Саламинская битва».

Учитель: Участником битвы был великий греческий поэт Эсхил, который впоследствии описал это сражение в поэме «Персы».

Поражение персидского войска заставило Ксеркса спешно покинуть Грецию с частью своего войска. Он боялся, что греческие корабли преградят ему путь отхода в Персию.

- Какую причину, победы греков в Саламинском сражении вы считаете главной?

В следующем 479 г. до н.э. объединенные войска греков сразились с войсками персов у города Платеи. Греки разбили врага и изгнали его из страны (слайд 14). Но война длилась ещё 30 лет. В военных действиях большую роль играли боевые корабли. Поэтому греческие приморские государства объединили свои флоты и создали морской союз для борьбы с персами. В союз вступили сотни государств, но Афины были самыми сильными из союзников. Спарта в союз не вступила, потому что не имела хорошего флота. Морской союз довёл войну до победного конца: все греческие государства стали независимыми от персов, военным кораблям персов запрещено было плавать по Эгейскому морю. Союз захватил в свои руки торговые пути, по которым с берегов Черного моря привозили зерно, рабов и др. товары.

IV. Закрепление изученного материала. Учитель: Мы изучили тему о греко-персидских войнах. Давайте проверим как вы заполнили таблицу .

Основные события греко-персидских войн ( слайд 15).

Дата

Основные события

Результат

490 г. до н.э.

Марафонское сражение

победа греков

480 г. до н.э.

Битва на Фермопильском ущелье.

поражение греков

480 г. до н.э.

Саламинская битва

победа греков

479 г. до н.э.

Битва при Платеях

победа греков


V. Подведение итога: Проверка проблемного задания: Почему маленькая и раздробленная Греция победила огромную, могучую Персию?

Учащиеся:

  1. Греки боролись за свободу Родины.

  2. Греческие города - государства объединились в военный союз.

  3. Военный флот имел преимущества перед персидским.

4)У персов в войске преобладали воины завоёванных народов

Рефлексия (слайд 16)

Сейчас по желанию высказываемся о нашем сегодняшнем уроке одним предложением выбирая фразы:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Меня удивило…

Теперь я могу…

Выставление оценок. VI. Домашнее задание: Прочитать и проработать § 34, 35 учебника, составить рассказ о Фермопильском сражении от имени его участника (слайд 17).









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс