СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по истории Средневековья "Реконкиста"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по Средневековью в 6 классе.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по истории Средневековья "Реконкиста"»

Урок № 21.


Предмет: История Ср. Класс: 6 Дата проведения: 08.02 Учитель: Децик Ю.Н.



Тема: Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове.


Цель урока:

- выяснить причину образования централизованных государств на Пиренейском полуострове.


Задачи:


Предметные:

- подвести учащихся к пониманию особенностей образования централизованных государств на Пиренейском полуострове.

Развивающие:

- продолжить формирование умений работать с исторической картой, анализировать исторические факты, раскрывая причинно-следственные связи.

Воспитательные:

- прививать чувство уважения к истории другого народа, развивать интерес к изучению истории.


Планируемые результаты:


Личностные: воспитание уважения к истории другого народа, развивать интерес к изучению истории.


Метапредметные: развитие речи; формирование умений работать с исторической картой, анализировать исторические факты формирование способностей сравнивать, обобщать факты; развитие у учащихся способностей применять полученные знания на практике; развитие внимательности при поиске ошибок.


Предметные: развитие умений работать с учебником при помощи методов и приемов технологии критического мышления, овладение понятием реконкиста, Кортесы, Португалия, Испания, инквизиция, аутодафе.


Тип урока: урок усвоения новых знаний.


Оборудование: Карта «Реконкиста на Пиренейском полуострове», учебник, атлас «История средних веков» 6 класс, раздаточный материал.



Ход урока.


1. Организационный момент.


2. Повторение опорных знаний по теме: «Усиление королевской власти в конце XV века в Англии и во Франции».


Игра «КРЕСТИКИ – НОЛИКИ»

- в тетрадях обучающиеся чертят схему:




1

2

3

4

5

6

7

8

9









- если ученики дают утвердительный ответ на вопрос, то они ставят в нужной клетке крестик, если отрицательный – ставят нолик;


- подобную схему с правильными ответами учитель чертит на доске, но показать её можно в конце игры, для проверки правильности выполнения задания учащимися.


Вопросы для игры:

  1. Централизованное государство во Франции образовалось в XV веке? (Да)

  2. При Карле Смелом произошло объединение Франции? (Нет)

  3. В централизованном государстве вся страна подчинялась власти короля? (Да)

  4. Борьба между Карлом Смелым и Людовиком XI длилась 30 лет? (Нет)

  5. В централизованном государстве существует единая власть, законы, налоги, постоянная армия, единые органы управления? (Да)

  6. Образование централизованного государства способствовало развитию феодальной раздробленности? (Нет)

  7. Война Алой и Белой розы – это война феодальной знати против короля Англии? (Да)

  8. Централизованное государство во Франции возникло раньше, чем в Англии? (Нет)

  9. Парламент в Англии возник раньше, чем Генеральные штаты во Франции? (Да)


х

о

х

о

х

о

х

о

х

Ответ:







3. Мотивация учебной деятельности учащихся, сообщения темы, цели и задач урока.


Итак, мы с вами выяснили, что образование централизованных государств в Англии и во Франции имело большое значение. Это способствовало быстрому развитию хозяйства и культуры этих стран. Подобный процесс происходил и на территории государств Пиренейского полуострова, но там он происходил в условиях Реконкисты.

Что такое Реконкиста? Каковы особенности образования централизованных государств на Пиренейском полуострове?



4. Усвоение новых знаний.


План

  1. Завоевание арабами Испании.

2. Реконкиста и её итоги.

3. Испанское королевство и инквизиция.


В течение VII – первой половины VIII века было образовано большое государство арабов – Арабский халифат. Жители Пиренейского полуострова были покорены арабами, кроме северной горной части Испании. Арабы исповедовали ислам. Многие покорённые ими жители стали тоже принимать ислам, т.к. принявших эту религию, освобождали от подушного налога. Постепенно наместники – эмиры стали уходить от подчинения халифу и становились самостоятельными правителями. Такое самостоятельное арабское государство появилось и в Испании – Кордовский эмират. Местное население называло арабов маврами. Территория мусульманской Испании хорошо развивалась. Однако христиане Испании начинают Реконкисту.


Самостоятельная работа обучающихся с текстом учебника.


Прочитать п.2 §22 стр.185-188.


Выяснить, что называется Реконкистой; какие самостоятельные королевства появились на Пиренейском полуострове.

В ходе Реконкисты на севере Пиренейского полуострова образовались королевства Кастилия (в переводе — «Страна замков»), Арагон, а в Пиренейских горах — Наварра. На западе полуострова из Кастилии выделилось королевство Португалия.

1212 год – Сражение у селения Лас Навас де Толоса.



Работа в контурных картах.


Обозначить королевства, образовавшиеся в ходе Реконкисты на Пиренейском полуострове.


Прочитайте п. на стр. 189– « Жизнь евреев в Испании»

- Чем занимались еврее, живущие в христианской Испании?

- Каким образом изменилась их жизнь после приходов берберов?

- Каким было отношение к евреям в христианской Испании?

- Изменилось ли положение евреев, когда Реконкиста стала близиться к завершению? Каким образом?

( На Пиренеях еще с римских времен проживало много евреев. В мусульманской Испании возник один из центров еврейской культуры Средневековья. Евреи были земледельцами, ремесленниками, торговцами, а наиболее образованные участвовали в управлении страной: выполняли торговые и дипломатические поручения, служили врачами, послами, ведали сбором налогов. Но с XII века, после вторжений фанатичных берберов, евреев начали принуждать переходить в ислам. Многие евреи, не желая отказываться от веры своих предков, бежали на север к христианам.

Отношение к евреям в христианской Испании долгое время было намного лучше, чем в других странах. Но с конца XIV века, когда Ре­конкиста близилась к завершению, начались преследования и травля евреев. Их поставили перед выбором: крещение или смерть. Многие приняли мученическую смерть ради своей веры, другие предпочли переход в христианство, надеясь переждать грозу и в будущем вернуть­ся к своей вере. Крестившиеся евреи не были признаны, однако, равноправными с христианами.


ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.


Рассказ учителя об образовании Испанского королевства и инквизиции.


1479год – Создание Испанского королевства.

1492 год – Изгнание мавров из Испании; завершение Реконкисты.

Возникшие на Пиренейском полуострове государства были сословными монархиями. Сначала в Кастилии короли созывали на совет высшую светскую и церковную знать. Позднее на заседания стали приглашать представителей горожан и даже свободных крестьян. Так возникло собрание представителей сословий — кортесы (от слова «корт» — королевский двор). Кортесы в Кастилии, как и Генеральные штаты во Франции делились на три палаты. Кортесы утверждали новые налоги и участвовали в издании законов. Сословные учреждения возникли и в других королевствах на Пиренейском полуострове. Но кастильские кортесы были первым в Европе парламентом с участием крестьян.

После решающих успехов Реконкисты начались затяжные междоусобные войны между христианскими государствами. Только в конце XV века наступил последний этап в объединении страны. В 1479 году под властью супружеской пары Изабеллы Кастильской и Фердинанда Арагонского произошло объединение двух государств в единое Испанское королевство. Наварра была поделена между Арагоном и Францией. Теперь настало время полного изгнания мавров из Испании.

В 1492 году после 10-летней войны войска Фердинанда и Изабеллы взяли Гранаду. На территории Пиренейского полуострова остались два христианских королевства — Испания и Португалия.

Введение инквизиции в Испании.


Аутодафе – казнь еретиков в Испании.

Реконкиста проводилась под лозунгом борьбы христи­ан против ислама. Мавры сдали Гранаду при условии, что за ними и евреями сохраняются их имущество и вера. Но эти обещания не были выполнены. Многим мусульманам и евреям пришлось переселиться в Северную Африку. Испанию покинула значительная часть торговцев и ремесленников, что оказалось для страны тяжелой потерей.

Фердинанд и Изабелла недаром называли себя «католическими королями»: они пожелали сделать Испанию чисто христианской страной. За оставшимися в Испании маврами и евреями, вынужденно принявшими крещение, велась постоянная слежка: церковь стремилась уличить их в отступлении от истинной веры, обвинить в ереси и колдовстве.

Для искоренения еретиков в Испании была учреждена инквизиция. Ее возглавил свирепый и беспощадный Томас Торквемада, облеченный званием «великого инквизитора». За 10 лет, пока Торквемада стоял во главе инквизиции, тысячи людей были сожжены на кострах, еще больше подверглись пыткам и содержались в тюрьмах. Казнь еретиков в Испании получила название аутодафе («дело веры»). Она проводилась как церковный праздник: костер пылал на городской площади, при большом стечении на­рода, знати и воинов. Подчас одновременно сжигали десятки невинных людей. Появились пособия по обличению ведьм, колдунов и еретиков, в Толедском университете специально изучали «демонологию».

Сразу после взятия Гранады король и королева издали указ об изгнании всех евреев из Испанского королевства. 120 тысяч человек должны были в течение трех месяцев покинуть страну. Оставив дома и имущество, изгнанники направились в мусульманские страны, в испанские колонии в Америке или в Нидерланды.


5. Формирование умений и навыков.


Вопросы:


- Какова продолжительность Реконкисты? (Около восьми столетий)


- Что называется Реконкистой? (Обратное отвоевание христианами захваченных территорий)


- Кто из жителей Пиренейского полуострова участвовал в Реконкисте? (Феодалы, крестьяне, горожане, церковнослужители.)


- Какие самостоятельные государства появились на Пиренейском полуострове? (Кастилия, Арагон, Наварра, Португалия, Испания.)


- Как называлось собрание представителей сословий в Испании? (Кортесы.)


- В чём заключалась особенность образования централизованных государств на Пиренейском полуострове? (Этот процесс происходил в условиях Реконкисты.)



6. Подведение итогов урока (рефлексия).


Самооценка: как я усвоил материал:

- получил прочные знания, усвоил весь материал - «5»;

- усвоил материал, но есть над чем еще поработать – «4»;

- усвоил материал частично, многие вопросы еще требуют дополнительной работы – «3»



7. Домашнее задание.


§22 учить, знать новые даты и понятия.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!