Тема: За стенами замков.
Класс: 6-й.
Тип урока: объяснение нового материла.
Уровень подготовленности класса: средний.
Цели урока:
Образовательные:
дать представление о средневековом замке, его устройстве;
познакомить учащихся с особенностями посвящения в рыцари, рыцарским снаряжением, образом жизни средневековых рыцарей;
вместе с учащимися сформулировать кодекс чести рыцаря;
выяснить, почему только богатые люди из знатного сословия могли позволить себе быть рыцарями.
Практические:
совершенствовать умение воспринимать новую информацию и применять полученные знания на практике;
обучать анализу материала из различных источников.
Методические:
совершенствовать умение излагать свои мысли и аргументировать их;
совершенствовать умение грамотно вести записи в тетради;
развивать основные операции логического мышления.
Воспитательные:
воспитывать у учащихся интерес к изучению средневековой истории;
на основе рыцарского кодекса чести воспитывать такие моральные качества, как чувство долга, благородство, желание помочь слабым, уважительное отношение к женскому полу.
Средства обучения: презентация, отрывок из средневековой поэмы, илюстративный материал.
Ход урока
Оргмомент
Здравствуйте, ребята. Садитесь.
Знаю, Средних веков не погашено пламя,
Но в ладонях его так непросто сберечь.
Старый замок и мост, и тяжелое знамя –
Знамя наших разлук и забывшихся встреч.
Ярких факелов свет в переходах недлинных,
Шелест платья и взгляд – долгий взгляд за спиной,
Свет былой красоты с гобеленов старинных
В этот день нас, ребята, зовут за собой.
Объявление новой темы, постановка целей урока, ознакомление с планом (2 мин.)
Сегодня на уроке мы посетим средневековый замок, познакомимся с рыцарями, их образом жизни, узнаем, что такое кодекс чести рыцаря.
Откройте тетради, запишите число и тему урока
Мы будем работать по следующему плану:
Средневековый замок.
Рыцари и их снаряжение.
Рыцарские турниры.
Кодекс чести рыцаря
Объяснение нового материала
1.В Х в. в Европе повсеместно начинается строительство замков – крепостей
Работа с презентацией «Средневековый замок»
Показ слайда № 2,3,4, 5


Для большей безопасности вокруг жилища сооружали ров, который наполняли водой.

Владельцы замка возводят башни, венчающие сверху искусственную насыпь. Отсюда берет свое происхождение донжон – главная башня.

Вход в замок защищен подъемным мостом. На берегу канала подступ к мосту охраняется небольшим фортом – это барбакан
Беседа после просмотра :
1. Как вы думаете, для чего строились замки?
2.Где возводились замки ?
3.Для чего в замке были нужны башни?
4.Как называлась главная башня замка?
Рассказ учителя. Главная башня замка – донжон – состояла из 3 этажей (. На самом верхнем этаже находились покои владельца. Средний этаж предназначался для слуг. Внизу располагались кухня и трапезная.
Обратите внимание на винтовую лестницу, выходящую из хозяйских покоев. Для чего она была нужна, как вы думаете?
Учитель предлагает ученикам самостоятельно записать в тетради Функции замка (3 минуты)
Показ слайда № 15
Функции средневекового замка.
Оборона от неприятеля.
Символ авторитета и независимости сеньора.
Защита населения, проживающего в окрестностях замка.
Центр развлечений.
Средоточение культуры.
Ученики сверяют свои записи с текстом слайда, вносят в тетради изменения.
2. Рассказ учителя..Владельца защищали не только мощные стены замка, но и воины – рыцари. Слово «рыцарь» происходит от немецкого «риттер» - всадник.
Что вам известно о рыцарях?
Стать рыцарем было не так-то просто. Только родовой дворянин, достигший 21 года, мог быть посвящен в рыцари. К посвящению мальчиков готовили с самых юных лет с особой тщательностью. От них требовали силы, выносливости, крепкого здоровья. Кроме того, требовалось основательное изучение всех обязанностей воина.
Воспитание будущих рыцарей проходило в три стадии:
10-14 лет – паж;
15-20 лет – оруженосец;
21 год – посвящение в рыцари .
Как мы видим, службу сыновья дворян начинали с пажей. Когда им исполнялось 10 лет, родители отсылали их на воспитание к рыцарям, с которыми состояли в родстве или дружили.
Дослужившись до оруженосцев, юноши должны были отличаться
хорошим поведением, проявлять мужество и храбрость.
А для чего рыцарям нужны были оруженосцы?
Став оруженосцами, молодые люди начинали добиваться посвящения в рыцари. Наконец, государь назначал день посвящения. Обычно это происходило во время больших праздников.
Процедура посвящения требовала особой подготовки. Установленный порядок можно представить в виде схемы :
Пост – покаяние в грехах – ночь молитв – баня, надевание белой рубашки (спросить у учащихся, для чего?) – благословление священника, поучение – надевание кольчуги, мантии с гербами – посвящение, три удара мечом (указать на то, что это единственный удар в жизни рыцаря, на который он не мог ответить) – надевание доспехов, шпор, объяснение символического значения вооружения – чтение законов чести.
После этой церемонии один из «старых» рыцарей подводил новопосвященному красивого боевого коня, покрытого дорогой попоной, на которой со всех сторон был изображен родовой герб молодого рыцаря. Благородный конь назначался рыцарю в помощники для совершения подвигов.
Таким образом, в конце посвящения рыцарь был полностью облачен и вооружен.
Давайте остановим свой взгляд на рыцарских доспехах .
Работа с наглядным пособием, размещенным на классной доске
Сначала доспехи изготавливались из кожи с прикрепленными к ней железными пластинками. Затем стали делать кольчуги, сплетенные из колец. К XV в. появились доспехи, которые полностью состояли из железа – латы.
Пол латы надевали стеганую куртку из ваты, которая называлась «гамбезон».
Голова рыцаря защищалась шлемом, на котором со временем появилось забрало.
Вес всего снаряжения порой достигал 50 кг. Как вы думаете, как двигались рыцари в своих доспехах?
Боевой конь также защищался железными доспехами. Естественно, что рыцари не всегда ходили в военных доспехах. У них была и повседневная одежда
3.Физминутка (1 мин.)
Раз, два, три, четыре,
Три, четыре, руки шире.
Мы сегодня на турнире.
Смотрим влево,
Смотрим вправо,
Глаз зажмурим,
Сядем прямо.
Выполняют физминутку.
С каким словом мы встретились, выполняя физминутку? (Турнир)
В свободное от походов время рыцари старались поддерживать свою славу, участвуя в турнирах .
Задание ученикам чтение пункта на странице 114 – 115. (3 минуты)
Беседе с классом
1.Что такое турнир ? (воинское состязание)
2.Какое оружие использовали на турнире ?( Обычно безопасное- копья с затупленными концами, деревянные мечи)
3.Как проходило это состязание ? (Турнир состоял из нескольких схваток, иногда групповых, иногда парных )
4. Каковы были цели участников ? (Ударить копьем в щит или латы, чтобы выбить из седла, но оставить в живых.)
5. Кто награждал победителя ? (Король или прекрасная дама)
А сейчас обратимся к последнему пункту нашего плана урока.
Рыцари должны были показывать не только мужество и храбрость, но и благородство. Они очень дорожили своим добрым именем, своей честью.
Рыцари подчинялись особым правилам поведения, которые назывались «Кодекс чести».
Послушайте внимательно отрывок из средневековой поэмы:
Всему, что подобает, был выучен герой,
Ни страха, ни упрека не знал он за собой.
За это восхищались им знатные девицы.
Он был настолько щедрым,
Что не могли все надивиться.
И так он был отважен, как твердит молва,
Что мстил врагам и близких отстаивал права.
Не выгоды, а чести искал он в каждом деле.
О нем слагали сказки и песни о нем пели.
Давайте, основываясь на этом отрывке, сформулируем основные черты идеального рыцаря – запишем в тетрадь. Ученики формулируют вместе с учителем и делают записи в тетради
1.Мужественность
2.Щедрость
3.Отвага
4.Верность слову
5.Защитник слабых
Итоги урока (3мин.)
Итак, ребята, мы сегодня посетили средневековый замок, познакомились с рыцарями и их интересной жизнью. Понравилось ли вам это знакомство?
А теперь подумайте и ответьте на последний вопрос: почему рыцарями были только богатые люди ?
Отвечают.
Постановка домашнего задания
(2 мин.)
Цель вашей работы дома - усвоить образ жизни средневековых рыцарей. В этом вам помогут материалы 12-го параграфа в учебнике и записи в тетради.
Кроме того, вы должны поделиться своими впечатлениями и отразить их в рисунках на тему «Один день из жизни рыцаря».
Записывают домашнее задание в дневнике.