Тема: Рыцари – крестоносцы.
Цель: познакомить с вооружением и военным опытом рыцарей – крестоносцев.
Задачи
Образовательные: подвести к пониманию, каковы причины походов западноевропейских рыцарей на Русь; кратко охарактеризовать вооружение западноевропейских рыцарей и русских воинов.
Коррекционно-развивающие: развивать умения самостоятельно формулировать выводы; проводить сравнение двух объектов.
Воспитательные: объяснить, почему настоящим мужчиной можно назвать лишь того, кто честно выполнил свой воинский долг.
Основные знания Рыцари – крестоносцы, цели рыцарей – крестоносцев.
Основные термины и понятия Ливония, рыцарь, Ливонский Орден, Великий Магистр, латы.
Оборудование и материалы Карта «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII в.”, иллюстрации «Вооружение русских воинов», «Вооружение рыцарей – крестоносцев».
Тип урока Сообщение новых знаний.
Ход урока
I.Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Посмотрите, сколько гостей сегодня у нас в классе. Улыбнитесь им. Улыбнитесь друг другу. Хорошее настроение – залог успешной работы на уроке. Желаю всем вам успехов.
II. Актуализация знаний, сообщение новой темы.
1. Вводное слово учителя.
От монголо-татарского ига страдали все русские земли, но особенно тяжело приходилось южным и юго-восточным княжествам (показ на карте). Чаще всего они подвергались набегам Орды. Монголо-татары не единственные враги, которые пришли завоевывать русские земли в XIIIв. Появились у Руси враги на западных ее границах.
2.Сообщение темы урока.
Тема нашего урока «Рыцари – крестоносцы». Откройте тетради, сядьте правильно и запишите число, тему урока.
III.Изучение нового материала.
1.Рассказ учителя:
- о землях западных соседей – Ливонии; (показ на карте)
- о занятиях прибалтийских народов;
- верованиях жителей Ливонии.
2.Словарная работа: Ливония.
Найдите объяснение слова в учебнике и запишите в тетрадь.
Продолжение рассказа учителя.
- о разделении христианской церкви на православную и католическую;
- цель Папы Римского;
- создание войск рыцарей – крестоносцев;
- государство Ливонский Орден.
Словарная работа: рыцарь, Ливонский Орден, Великий Магистр.
Найдите объяснение слов в учебнике и запишите в тетрадь.
3.Работа с текстом учебника «Вооружение рыцарей – крестоносцев».
(Ученики по очереди читают вслух, остальные следят по книге)
Словарная работа: латы.
Найдите объяснение слова в учебнике и запишите в тетрадь.
4.Работа по иллюстрациям.
- Рассматривание иллюстрации «Доспехи рыцаря-крестоносца».
- Устное описание вооружения рыцаря по иллюстрациям: «Рыцарь-крестоносец», «Рыцари-крестоносцы».
5.Физминутка.
Упражнения для формирования правильной осанки выполняются в медленном темпе.
И.п.: основная стойка.
Крутим только головой.
Корпусом вращаем тоже.
Это мы, конечно, сможем.
Напоследок потянулись
Вверх и в стороны прогнулись.
От разминки раскраснелись
И за парты снова сели.
IV.Закрепление изученного материала.
1.Беседа по вопросам.
- Кто угрожал Руси в XIII в. у западных границ?
- Кто стоял во главе Ливонского Ордена?
- Что такое «Крестовые походы»?
- Как были вооружены рыцари-крестоносцы?
- Какие имели доспехи?
- Каким моментом решили воспользоваться рыцари-крестоносцы?
2.Работа по карте.
(Один ученик показывает на настенной карте, остальные следят за показом.)
- Показать земли Ливонии, Новгородские земли. Государство Ливонский Орден.
3.Игра «Историческая азбука». Работа в группах.
А сейчас мы проведем небольшое соревнование. Каждой группе нужно назвать как можно больше слов по теме на букву К. (крестоносцы, кольчуга, конник, католики, крестовые походы, копья и т.д.).
V.Итог урока.
Вопросы:
- Как называется тема нашего урока?
- Кто такие рыцари-крестоносцы?
- К чему стали готовиться рыцари-крестоносцы?
Выставление оценок.
VI.Домашнее задание.
1группа: Стр. 244 – 245, читать, устно описать доспехи рыцарей-крестоносцев.
2 группа: прочитать 8, 9 абзацы, рассказать о жизни рыцарей-крестоносцев.
Рефлексия.
- Урок мне (не) понравился.
- Мне было (не) интересно.
- С каким настроением ты работал? Покажи жетон. Красный – хорошее. Синий – плохое.
Наш урок окончен. Всем спасибо за работу. До свидания!