СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по изобразительному искусству в 8 классе "Волшебная гжель"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока-погружения по изобразительному искусству"Волшебная Гжель" позволит учащимся узнать о истоках происхождения гжельской керамики. Научиться элементам росписи. Урок расчитан на 2 часа.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по изобразительному искусству в 8 классе "Волшебная гжель"»

Конспект урока-погружения по изобразительному искусству.

Учителя МБОУ Верхнегрековской ООШ Золотых Любови Григорьевны.

Тема: «Волшебная Гжель»

Цель: познакомить учащихся с искусством Гжели, историей ее создания , расписать заготовки-тарелочки Гжельской росписью.

Задачи: развивать умения самостоятельно применять художественно выразительные средства, наиболее подходящие для воплощения замысла; расширить эстетические и исторические познания о народном искусстве, развить индивидуальные творческие способности, воспитать любовь и уважение к промыслам народного творчества.

Оборудование и материалы:

  • Керамическая посуда и иллюстрации с ее изображением.

  • Схемы и таблицы с изображением гжельских узоров, изделия из соленого теста и папье-маше для украшения.

  • На доске таблички с новыми словами (Керамика, Майолика, Фаянс, Полуфаянс, Фарфор, кобальт, Квасник, Кумган)

  • Художественные материалы: синяя гуашь, синяя акриловая краска, кисти, баночки для воды, лист бумаги, тряпочка, палитра.

  • Компьютер, проектор, репродукции и образцы декоративно- прикладного искусства, учебник «Изобразительное искусство 8 класс»,

  • Презентация “Волшебная Гжель ”.

План урока:

    1. Беседа об истории создания и развития гжельской керамики, о слиянии промысла с художественной промышленностью, просмотр презентации.

    2. Знакомство с особенностью гжельской росписи, просмотр презентации к уроку.

    3. Постановка художественной задачи.

    4. Практическая работа.

    5. Подведение итогов, анализ работ.



Ход урока.

  1. Орг. Момент.

Добрый день, добрый час!

Как я рада видеть вас.

Все готово? - посмотрели

И тихонечко все сели.

Вступительное слово учителя:

Полюбить Россию можно лишь тогда, когда увидишь всю прелесть русской природы, сквозь душу пропустишь трагическую и героическую историю русского народа, удивишься красоте архитектурных ансамблей, послушаешь прекрасную музыку, прикоснешься к истинным творениям русского народа.

Мир, в котором сейчас живет человек и в котором все пребывает в движении, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать разноречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате неудержимого потока информации. В поисках истины, в стремлении упорядочить свои знания, в области искусства в том числе, человек обращается к истории, стремится осмыслить себя не только в настоящем, но и связать себя с прошлым.

Именно к таким ценностям и относится нестареющая и неувядающая ветвь народного декоративно-прикладного искусства.

Все профессиональное искусство вышло из народного, которое является началом всякого искусства. Откройте учебники на стр.124 прочитайте первый абзац. О чем в нем говорится?

Среди множества промыслов выделились подлинно художественные центры, в искусстве которых сосредоточены талант и мастерство нескольких поколений.

Ребята, какие центры народных промыслов вам известны?

(Гжель, Хохлома, Городец, Жостово, промыслы дымковской, карпогольской и филимоновсой игрушки. И конечно же Семикаракорск – город в Ростовской области, где находится фаянсовый завод. Здесь изготавливают керамическую посуду, фигурки и многое другое. Мы обязательно поговорим об этом промысле позже.

Земля наша Русская испокон веков славилась своими добрыми мастерами, людьми которые создавали и создают своими руками сказочную красоту.

Какие розы и пионы на чашках пишут мастера.
И сине-белые бутоны прекрасны нынче, как вчера!
Чудо с синими цветами, голубыми лепестками,
Синими цветочками, нежными виточками.
На белом фарфоре, как на заснеженном поле,
Из-под белого снежочка растут синие цветочки.
Неужели, неужели, вы не слышали о…  
Учащиеся: - О Гжели

Тема и цели урока

- Ребята, как вы думаете, будет называться тема нашего урока?

- Да, тема нашего урока звучит так: «Волшебная Гжель». Как вы думаете, где же волшебство?

- Что вам уже известно о Гжели?

Учащиеся высказываются.

- Сегодня мы с вами больше узнаем о Гжельском народном промысле, истории возникновения, развития, распространения гжельской керамики в разные уголки Земного шара. Распишим ваши заготовки, которые вы сделали своими руками.

Гжель - это один из крупнейших гончарных промыслов не только в Московской области, но и во всей России.

При слове «гжель» мы сразу представляем белую керамическую

посуду, расписанную синими и голубыми узорами.

Гжельский фарфор – это не только чайные сервизы, вазы, предметы для сервировки, но и украшения для интерьера, сувениры разнообразной формы и размера.

- Ребята, сейчас мы с вами посмотрим фильм: «Как делают Гжель»

Смотрите и слушайте внимательно, чтобы вы потом смогли ответить на вопросы:

- Какого цвета краска, которой расписывают посуду?

- Сколько раз ставят в печь изделия из керамики?

- Сколько раз купают посуду?

- Когда черная кобальтовая краска становится синей?

Учащиеся смотрят видео фильм: «Как делают Гжель» Потом отвечают на вопросы учителя.

- Разве это не волшебство? Теперь я думаю вы поняли почему тема нашего урока: «Волшебная Гжель». Где же происходило волшебство?

Физкультминутка:

Перед вами гжельский чайник, (надуть живот, одна рука на поясе)

Очень важный как начальник. (другая рука изогнута как носик)

Вот фарфоровые чашки, (приседать, одна рука на поясе)

Очень хрупкие, бедняжки,

вот фарфоровые блюдца, (кружиться, рисуя руками круг)

Только стукни- разобьются.

Вот голубенькие ложки (потянуться, руки сомкнуть над головой)чай мешают понемножку

А вот с розами поднос- он посуду нам принес. ( сделать большой круг)

- Как вы думаете, почему так назвали народный промысел?

- Сколько лет существует это народное творчество? Давайте, ребята, вспомним, что же было в России более 300 лет назад, когда зарождался народный промысел Гжель.

История создания Гжельского промысла:

  • Если быть точным с исторической точки зрения, то под этим названием нужно понимать целый район, в который входит более двадцати деревень. Это место находится очень близко от Москвы (60 км.) и на данный момент входит в состав Раменского района Московской области. 

  • Уже в прошлом веке пытались установить связь между промыслом и странным названием местности. Объяснение вполне логичное. Занимались обжигом посуды, и поэтому все производство получило название «Жгель». С течением времени согласные поменялись, и появилось уже привычное название «Гжель», которым потом и назвали самый занятый этим производством район.

  • В исторических документах упоминания о Гжели датированы еще 1328 годом. Во времена Ивана Грозного она уже значилась в качестве государственных дворцовых волостей.

  • Начиналось всё с глины. Сама природа одарила эту местность: здесь находится Гжельско-Кудиновское месторождение жирных огнеупорных глин. Это под землей, а на её поверхности раскинулись маленькие деревушки и сёла. А много ли нашему рукастому народу надо – глина есть, руки есть – вот и славно!

  • Широкая добыча разных сортов глины велась в Гжели с середины XVII века. В 1663 году царь Алексей Михайлович издал указ "во гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов прислать глины, которая глина годится к аптекарским сосудам". В 1770 году Гжельская волость была целиком приписана к Аптекарскому приказу "для алхимической посуды".

  • В XVIII веке Михайло Ломоносов, который искал секрет фарфора и по достоинству оценивший гжельские глины, написал о них столь возвышенные слова: «Едва ли есть земля самая чистая и без примешения где на свете, кою химики девственностью называют, разве между глинами для фарфору употребляемыми, такова у нас гжельская, которой нигде не видал я белизною превосходнее».

  • Еще во время правления Петра 1 предпринимались попытки к организации производства художественной керамики. Результаты данных усилий проявились только к 18 веку. Да этого момента здесь изготавливали совершенно обычную посуду.

  • С 18 века в Гжели освоили изготовление майолики, которая в России имела название ценина, а в Европе ее называли фаянс. Цветовая гамма росписи была довольно скудной. Здесь применялисиний, белый, лиловый, желтый и зеленый цвета.

  • Самым большим достижением мастеров того времени считаются изображения птиц.

  • Около 1800 года в деревне Володино Бронницкого уезда крестьяне, братья Куликовы, нашли состав белой фаянсовой массы. Там же около 1800-1804 годов основан и первый фарфоровый завод. Павел Куликов, его основатель, научился технике изготовления фарфора. Желая сохранить секрет выработки фарфора, Куликов всё делал сам, имея только одного рабочего, но, по преданиям, Г. Н. Храпунов и Е. Г. Гусятников тайно проникли в мастерскую Куликова, срисовали горн (печь для обжига изделий) и завладели образцами глины, после чего открыли собственные заводы. Завод Куликова замечателен тем, что от него пошло фарфоровое производство Гжели.

  • Уже в начале 19 века появляется и полуфаянс, который считается более прочным и легким в обработке. Полуфаянсовые изделия отличались более строгими формами. Изделия уже создавались более совершенные. 

  • Цветовая гамма данной группы изделий подбиралась достаточно долго. Применяли синий и зеленый цвета. Затем попробовали использовать только коричневый. Решено было остановиться на синем цвете. Раз стали использовать для украшения изделий только один цвет, то пришлось и совершенствовать технику нанесения рисунка. 

  • Затем появился фаянс. Он имеет тонкий черепок белого цвета, который покрывают прозрачной глазурью. Для данного вида керамики в Англии даже разработали особый метод переводной печати.

  • Полихромные рисунки имели выразительные акценты, все так же видна плоскостность изображения. Появляется печатный рисунок. Здесь уделялось основное внимание именно качеству технического исполнения. Это была сложная композиция. Вокруг основного сюжета изображался растительный орнамент. Фон выполнялся в широкой гамме градаций цвета. Стали изображать и военные сцены. 

  • Конец 19 и начало 20 века явилось периодом, когда гжельская керамика перестала развиваться. В этот момент кустарное производство приходило в упадок. 

  • Современные гжельские изделия начинают появляться лишь в конце 40-х годов. Здесь большую роль играет уже научная основа.

  • А. Салтыков возглавил эту работу. Именно он является знатоком и исследователем гжельской керамики. 

  • Основой стали полуфаянсовые изделия, которые датировались первой половиной 19 века, ведь именно этот период считается наиболее ярким в гжельском искусстве.

  • В 1970-х годах наблюдается заметное расширение выпускаемого ассортимента изделий, тематики их росписи. Теперь основным становится кистевое письмо. Центральный рисунок перестал был единичным. Теперь это целая композиция. Восстанавливать майоликовые изделия 18 века также начали лишь в середине 1940-х годов. Основная работа происходила в 70-х годах. 

  • В течение многих десятилетий гжельцы создавали изумительные по красоте и разнообразию росписи изразцы для оформления печей и каминов. Свыше 500 их образцов хранит теперь в своей коллекции Эрмитаж

  • Сегодня массовое производство гжельской керамики – это многочисленные мастера и ручной труд. 

  • Современные стилевые особенности при производстве гжели – применение на фарфоре подглазурной синей кобальтовой краски. А так же существует над глазурная роспись «золотом» Найдите на экране эту роспись.

  • Ребята, давайте вспомним Основные элементы гжельской росписи -

«широкая и узкая полоса», «точка», «волна», «кустик», «лепесток», «сетка»,«листок».

Физкультминутка:

А сейчас мы свами разомнемся. Встали и вышли к доске. Выполняем движения под русскую народную музыку.

По солнышку, по солнышку

Дорожкой луговой

Иду по мягкой травушке

Я летнею порой. (Ходьба на месте, взмахи руками).

И любо мне, и весело,

Смотрю по сторонам,

Голубеньким и синеньким

Я кланяюсь цветам. (Повороты направо, налево, наклоны - любуются цветами). А сейчас покружились, как гжельские розы кружатся на экране.

Закрепления новых знаний.

- С каким народным промыслом мы сегодня с вами познакомились? (Гжель.)

– Какой материал используют гжельские мастера в своей работе? (Глину.)

- Что такое «керамика»? (Это изделие из глины.)

- Назовите виды гжельской керамики? (Майолика, фаянс, фарфор.)

– Что создают гжельские мастера? (Посуду, мелкую скульптурную пластику.)

– Какие цвета применяют? (Синий, белый.)

– Какие элементы используют народные мастера? (Линии, сеточки, усики, капельки, мазок с тенями)

– Ребята, что нужно делать, чтобы декоративно-прикладное искусство развивалось, процветало? (Изучать, сохранять.)

Да, нужно всем стараться что-то делать своими руками, создавать и украшать.

Практическая работа:

-Ребята, представьте себя гжельскими мастерами, работы которых вы видели, пофантазируйте, придумайте свои узоры росписи тарелочки, опираясь на основные приемы стилизации цветов, растений, птиц и т.д.

Но сначала можно сделать разметку композиции карандашом легкими еле заметными линиями определить центр тарелки, основные направления линий розы или птицы, орнамент бордюра. А затем приступать к росписи, используя палитру для разведения краски. В своей росписи обязательно использовать тоновой мазок или мазок с тенью. Во время вашей работы будет звучать музыка и песни русского народного ансамбля «Гжель»

Подведение итогов:

  1. Выставка детских работ

  2. Анализ работ учащимися.

  3. Выставление оценок.

- Молодцы, ребята. Вы потрудились на славу.

Синяя сказка- глазам загляденье,

Словно весною капель,

Ласка, забота, тепло и терпенье

Русская, звонкая Гжель!

Синие розы по белому фону,

Море цветов голубых.

Кувшины и кружки- быль или небыль?

Изделия рук золотых.

- Скажите современна ли Гжель?

Учащиеся высказываются.

- Гжель современна и востребована. Гжельскими узорами украшают не только посуду и игрушки, но и одежду, обувь, аксесуары, даже дизайн ногтей, машин. Есть в России Русский народный ансамбль Гжель. Он известен не только у нас в стране ,но и за рубежом.

Производственное обьединение «Гжель» экспортирует свои изделия в различные страны. Синие птицы и розы разлетаются во все уголки Земного шара: в Германию, Англию, Америку, Японию, Италию, Швецию, Турцию и др. страны. По праву можно сказать, что Гжель – одна из визитных карточек России.

Домашнее задание.

-Найти материал о Семикаракорской росписи индивидуально:

1. - Краткая информация о Семикаракорском промысле;

2. -Стихи о росписи и пословицы о труде;

3. - О цветах и мотивах используемых в Семикаракорской росписи. Фото.

4. – СМИ о новостях народных промыслов.



Керамика

Майолика

Фаянс

Полуфаянс

Фарфор

кобальт

Квасник Кумган



  1. - Краткая информация о Семикаракорском промысле;



  1. -Стихи о росписи и пословицы о труде;





  1. - О цветах и мотивах используемых в Семикаракорской росписи. Фото.



4. – СМИ о новостях народных промыслов.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!