СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по химии в технологии РКМЧП

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Краткое описание  технологиии Развитие критического мышления через чтение и письмо. Конспект урока в 9 классе по теме "Алюминий, соединения алюминия и их свойства"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по химии в технологии РКМЧП»

Технология РКМЧП на уроках химии


Первая стадия технологии “Развитие критического мышления через чтение и письмо” - стадия вызова. Присутствие этой стадии в уроке обязательно с точки зрения данной технологии и позволяет:

  • актуализировать и обобщить имеющиеся знания по данной теме;

  • пробудить интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;

  • пробудить ученика к активной деятельности на уроке.

На стадии Осмысления задача другая – получение новой информации, ее осмысление и соотнесение с собственными знаниями.

Заключительная стадия – стадия размышления (рефлексии).

Основные задачи деятельности на этой стадии:

  • целостное осмысление, присвоение и обобщение полученной информации;

  • выработка собственного отношения к изучаемому материалу, выявление еще непознанного – тем и проблем для дальнейшей работы (“новый вызов”);

  • анализ всего процесса изучения материала.

Что дает эта технология ученику?

  • повышение ответственности за собственное образование;

  • развитие навыков работы с текстами любого типа и с большими объемами информации;

  • развитие творческих и аналитических способностей;

  • умение эффективно работать совместно с другими.

Технология РКМЧП включает в себя несколько стратегий проведения уроков:

  • составление кластеров, написание синквейнов;

  • чтение текста с пометками;

  • стратегия ЗХУ;

  • стратегия “Продвинутая лекция”;

  • стратегия “Параллельные тексты”;

  • стратегии дискуссионных форм работы учащихся на уроке.

 







Урок : “Алюминий и его соединения” (с использованием стратегии “Знаю – хочу узнать – узнал”)

Цель: обобщить знания учащихся об алюминии и его соединениях;
опытным путем изучить свойства амфотерности оксида и гидроксида алюминия, показать большое практическое значение алюминия и его соединений и отрасли их применения человеком.

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Вызов

1. Целеполагание.

1. Совместно с учителем ставят цели урока.

2. Организует заполнение таблицы ЗХУ учащимися.

2. Заполняют таблицу ЗХУ

3. Заполняет таблицу на доске.

3. Фронтальная беседа.

Осмысление

4. Организует работу с текстом.

4. Чтение текста с пометками, индивидуальное заполнение в таблице графы “узнал”.

Обсуждение друг с другом в группах результатов заполнения таблицы.

5. Заполняет со слов учащихся графу “узнал” на доске.

5. Фронтальная беседа.

Р е ф л е к с и я

6. Организует проведение лабораторных опытов.

6. Экспериментально доказывают свойства амфотерности гидроксида алюминия. Пишут уравнения в ионном виде на оценку.

7. Задает вопросы по тексту:

1) Почему алюминий был дорог в XIX веке?

2) Как будет выглядеть полное ионное уравнение взаимодействия гидроксида алюминия со щелочью?

3) Как гидроксид алюминия с точки зрения химии понижает кислотность желудочного сока?

7. Фронтальное обсуждение с опорой на текст. Заполняют IV графу в таблице “что бы еще хотели узнать о соединениях алюминия”.

8. Подводит итоги урока, возвращается к целям урока.

8. Составляют по группам кластер.

Текст для работы учащихся на уроке

Люди гибнут за металл”

(В. Гете)

Алюминий – типичный р-металл.

Конечно, слова поэта В. Гете сказаны о золоте, но в ХIX веке алюминий тоже ценился на вес золота, так Д.И. Менделееву в знак его больших научных заслуг на международном съезде ученых химиков был вручен ценный подарок в виде большой алюминиевой кружки.

Подумайте, почему алюминий так дорого ценился?

Алюминий – основной представитель металлов главной подгруппы III группы периодической системы. Свойства его аналогов – галлия, индия и таллия – во многом напоминают свойства алюминия, поскольку все эти элементы имеют одинаковую электронную конфигурацию внешнего уровня ns2np1 и поэтому все они проявляют степень окисления 3+.

Алюминий – серебристо-белый металл, обладающий высокой тепло- и электропроводностью. Поверхность металла покрыта тонкой, но очень прочной пленкой оксида алюминия Al2O3.

Алюминий весьма активен, если нет защитной пленки Al2O3. Эта пленка препятствует взаимодействию алюминия с водой. Если удалить защитную пленку химическим способом (например, раствором щелочи), то металл начинает энергично взаимодействовать с водой с выделением водорода:

Алюминий в виде стружки или порошка ярко горит на воздухе, выделяя большое количество энергии:

2Al + 3/2O2 = Al2O3 + 1676 кДж.

Эта особенность алюминия широко используется для получения различных металлов из оксидов путем восстановления алюминия. Метод получил название алюмотермии. Алюмотермией можно получить только те металлы, у которых теплоты образования оксидов меньше теплоты образования Al2O3, например:

Cr2O3 + 2 Al = 2 Cr + Al2O3 + 539 кДж.

При нагревании алюминий реагирует с галогенами, серой, азотом и углеродом.

Алюминий легко растворяется в соляной кислоте любой концентрации:

Концентрированная серная и азотная кислоты на холоде не действуют на алюминий. При нагревании алюминий способен восстанавливать эти кислоты без выделения водорода:

2Al + 6H2SO4(конц) = Al2(SO4)3 + SO2 + 6H2O,

Al + 6HNO3(конц) = Al(NO3)3 + 3NO2 + 3 H2O.

В разбавленной серной кислоте алюминий растворяется с выделением водорода.

Соединения алюминия и их свойства. Амфотерность.

Амфотерность – это способность оксида или гидроксида элемента-металла проявлять одновременно основные и кислотные свойства.

Оксид алюминия, будучи амфотерным, может реагировать не только с кислотами, но и щелочами, давая при этом метаалюминаты.

Al2O3 + 2NaOH = 2NaAlO2 + H2O.

Гидрооксид алюминия – белое студенистое вещество, практически нерастворимое в воде, обладающее амфотерными свойствами. Гидроксид алюминия может быть получен обработкой солей алюминия щелочами.

Доказательством его амфотерности является его взаимодействие с кислотами и со щелочами.

Al(OH)3 + 3NaOH =  Na3[Al(OH)6] – ортоалюминат натрия.

Подумайте, а как будет выглядеть полное уравнение этой реакции.

Из гидроксида алюминия можно получить практически все соли алюминия. Почти все соли алюминия и сильных кислот хорошо растворимы в воде и при этом сильно гидролизованы.

Применение алюминия и его соединений.

Важнейший сплав алюминия – дюралюминий. Замечательный сплав дюралюминий получил свое название от города Дюрен в Германии. Отечественный сплав похожего состава одно время называли “кольчугалюминием” - по имени поселка металлургов Кольчугино во Владимирской области. Алюминиевые сплавы незаменимы для авиации – они почти в три раза легче стали и меди и вместе с тем тверды, жаростойки и прочны. Так, проволока из дюралюминия сечением 1 мм2 не рвется под грузом 50 кг.

Оксид алюминия (корунд) находит широкое применение в производстве стекла и кристаллов для лазеров.

Гидроксид алюминия – основной компонент всем известных лекарств: “маалокс”, “альмагель” и др., которые понижают кислотность желудочного сока. Подумайте, с точки зрения химии, как это происходит?