СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по химии

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

10 класс общественно-гуманитарного направления

Раздел – «Неметаллы и их соединения».

Урок №1Тема: «Общая характеристика неметаллов (положение в периодической системе химических элементов, закономерности изменения их свойств в ПСХЭ, главные физические и химические свойства, применение)».

Цели урока: изучить положение неметаллов в периодической системе; особенности строения атомов неметаллов; рассмотреть явление аллотропии на примере неметаллов; указать физические и химические свойства неметаллов; рассмотреть электроотрицательность элементов,  как меру «неметалличности»; изучить водородные соединения неметаллов.

Развивающее значение урока: продолжить развивать умения и навыки учащихся работать самостоятельно с текстом учебника, сопоставлять, анализировать, логически мыслить, развивать монологическую речь, делать самостоятельные выводы и обобщать.

Воспитательное значение урока: продолжить формирование мировоззренческих понятий о познаваемости природы, причинно-следственной зависимости между составом, строением, свойствами и применением веществ. Воспитывать у учащихся доброжелательности друг к другу, уважение к мнению других, умение слушать.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Методы обучения: словесные (рассказ, объяснение, беседа); иллюстративные (схемы); наглядные (мультимедийное наглядное пособие); проблемно-поисковый.

Прогнозируемый результат: учащиеся обращают внимание на особенности строения атомов неметаллов, указывают их физические и химические свойства, дают характеристику водородным соединениям неметаллов.

Оборудование и реактивы: пк, интерактивная доска,  указка,  периодическая система Д.И.Менделеева, образцы неметаллов - простых веществ H2, O2, Cl2 (в пробирках с пробками); Br2 (в ампуле); S, J2, P (красный), активированный уголь,

коллекция «природные соединения неметаллов».

Ход работы:

I. Организационный момент.

Вступительное слово учителя. Мы закончили изучать раздел неорганической химии «Металлы и их соединения». Сегодня на уроке, мы рассмотрим  положение неметаллов в периодической системе, установим закономерности изменения их свойств в ПСХЭ, укажем главные физические и химические свойства, применение.

II. Актуализация знаний.

Ответьте на вопросы:

  • На какие 2 большие группы условно делятся все химические элементы? (ответ учащихся: на металлы и неметаллы).
  • Каково положение в периодической системе металлов? (ответ учащихся: все металлы в основном располагаются в левой и нижней части периодической системы, из всех известных  элементов, большинство (более 80) относят к металлам).

III. Изучение нового материала

  1. Положение неметаллов в периодической системе. Работа учащихся по периодической системе. Неметаллы расположены в основном в правом верхнем углу периодической системы, условно ограниченном диагональю бор-астат. Самым активным является фтор.
  2. Особенности строения атомов неметаллов. Учащимся предлагают составить схемы электронных оболочек атомов неметаллов и разместить их в таблице. Учащиеся подчеркивают все закономерности в их строении. Цель работы: выяснить закономерности свойств элементов от их строения атомов. Ответы учащихся:

III A

IV A

V A

VI A

VII A

VIII A

B

1s22s22p1

 

2p1

C

1s22s22p2

 

  2p2               

N

1s22s22p3

 

     2p3

O

1s22s22p4

 

2p4

F

1s22s22p5

 

2p5

 

Ne

1s22s22p6

 

2p6

2s2

 

 

2s2

 

2s2

2s2

↑↓

2s2

↑↓

↑↓

2s2

↑↓

↑↓

↑↓

↑↓

 

↑↓

 

↑↓

 

↑↓

 

↑↓

 

↑↓

 

                                               

Часть изображения можно закрыть “Шторкой” или высветить “Прожектором”.

Выводы:1.Во внешнем электронном слое атомов неметаллов находится от трёх до восьми электронов.2.Для атомов неметаллов, по сравнению с атомами металлов характерны: меньший атомный радиус; четыре и более электрона на внешнем энергетическом уровне.

Отсюда и такое важнейшее свойство атомов неметаллов – тенденция к приёму недостающих до 8 электронов, т.е. окислительные свойства. Качественной характеристикой атомов неметаллов, т.е. своеобразной мерой их неметалличности, может служить электроотрицательность, т.е. свойство атомов химических элементов поляризовать химическую связь, оттягивать к себе общие электронные пары.

Электроотрицательность – мера неметалличности, т.е. чем более электроотрицателен данный химический элемент, тем ярче выражены неметаллические свойства. Просмотр видеофрагмента понятие об электроотрицательности.

3. Кристаллическое строение неметаллов-простых веществ. Аллотропия.

Если металлы – простые вещества образованы за счет металлической связи, то для неметаллов – простых веществ характерна ковалентная неполярная химическая связь. В отличие от металлов неметаллы – простые вещества, характеризуются большим многообразием свойств.

  1. Ковкость отсутствует
  2. Блеска нет
  3. Теплопроводность (только графит)
  4. Цвет разнообразный: желтый, желтовато-зеленый, красно-бурый.
  5. Электропроводность (только графит и черный Фосфор.)

 

  1. Агрегатное состояние:
    • газообразное(H2, O2, Cl2 ,F2, O3)
    • твердое (Р, С)
    • жидкое (Br2)

Гораздо богаче у неметаллов и спектр цветов: красный – у фосфора, красно-бурый – у брома, желтый – у серы, желто-зеленый – у хлора, фиолетовый – у паров йода. Элементы – неметаллы более способны, по сравнению с металлами, к аллотропии.

Способность атомов одного химического элемента образовывать несколько простых веществ называется аллотропией, а эти простые вещества – аллотропными видоизменениями или модификациями. Просмотр видеофрагмента (аллотропия углерода)

Химические свойства неметаллов.

Неметаллы в химических реакциях могут быть восстановителями и окислителями (фтор, кислород.) Осуществите превращения согласно схеме. Цель работы: совершенствовать навыки записывать уравнения химических реакций согласно схемам.

1уровень   S      SO2      SO3       Н2SO4

2уровень   Р        Р2O5       Н3РO3       соль

3 уровень   сера         сульфид цинка          сероводород

                               оксид серы (IV)

Водородные соединения неметаллов.

В отличие от металлов неметаллы образуют газообразные водородные соединения. Их состав зависит от степени окисления неметаллов. Предлагаю учащимся составить формулы газообразных водородных соединений в виде таблицы. Цель работы: вырабатывать умение прогнозировать свойства элемента и его соединений в связи с положением элемента в периодической системе.

 -4

 -3

 -2

 -1

RH4

 RH3

 H2R →

 HR

Летучие водородные соединения неметаллов можно разделить на три группы:

1) Хорошо растворимые в воде (HCl, HBr, HJ, H2S, H2Se, NH3), которые диссоциируют на ионы, проявляя кислотные и основные свойства.

2) Соединения, разлагаемые водой:

BH3 + 3H2O = H3BO3 + 3H2

3) Летучие водородные соединения

CH4, PH3, которые не взаимодействуют с водой.

По периоду в ПС химических элементов с увеличением порядкового номера элемента – неметалла усиливается кислотный характер водородного соединения.

SiH4 → PH3 → H2S → HCl

Выводы:

  1. Элементы-неметаллы расположены в главных подгруппах III–VIII групп ПС Д.И. Менделеева, занимая её верхний правый угол.
  2. На внешнем электронном слое атомов элементов-неметаллов находятся от 3 до 8 электронов.
  3. Неметаллические свойства элементов усиливаются в периодах и ослабевают в подгруппах с увеличением порядкового номера элемента.
  4. Высшие кислородные соединения неметаллов имеют кислотный характер (кислотные оксиды и гидроксиды).
  5. Атомы элементов-неметаллов способны как принимать электроны, проявляя окислительные функции, так и отдавать их, проявляя восстановительные функции.

IV. Закрепление изученного материала. Цель работы: закрепить знания о неметаллах.

 

1) Вставьте слова, пропущенные в тексте. Атомы ____ в отличие от атомов ____ легко принимают наружные электроны, являются ____ 2) Неметаллические свойства элементов с увеличением порядкового номера в периодах ____ В группах неметаллические свойства элементов ____

3) Пользуясь периодической таблицей, запишите молекулярные формулы высших кислородных соединений неметаллов III периода. Как будет изменяться кислотный характер? 

4) Запишите формулы водородных соединений элементов VII А группы. Как изменяются кислотные свойства с увеличением порядкового номера элемента?

5) Водород занимает в периодической таблице два места: в I А группе и в VII А группе. Запишите молекулярные формулы водородных соединений Na, K, Cl, F.

6) Какую высшую степень окисления имеют следующие элементы?

Азот

 +6

Хлор

 +5

Сера

 +4

Кремний 

 +7

7) Определите, окислителем или восстановителем является сера в следующих реакциях:

H2+S=H2S S —

2SO2 + O2 → 2SO3 S —

8) Наиболее ярко выраженные неметаллические свойства проявляет вещество, образованное из атомов, в которых число электронов во внешнем электронном слое равно____.

• 4   • 5   • 6   • 7

9) Наиболее электроотрицательными являются атомы…..• серы   • фосфора   • кремния   • хлора

10) Типичному неметаллу соответствует следующая схема распределения электронов по электронным слоям:

  • 2, 1
  • 2, 8, 2

 

                                                                                         .     2, 8, 7

Поменяйтесь тестом с соседом и проверьте тест вместе со мной. Ответы учителя высвечиваются, когда он отодвигает «шторку».

 

1) Вставьте слова, пропущенные в тексте. Атомы  неметаллов в отличие от атомов  металлов легко принимают наружные электроны, являются  окислителями.

2) Неметаллические свойства элементов с увеличением порядкового номера в периодах   возрастают. В группах неметаллические свойства элементов  уменьшаются с увеличением радиуса атомов.

3) Пользуясь периодической таблицей, запишите молекулярные формулы высших кислородных соединений неметаллов III периода. Как будет изменяться кислотный характер?  SiO2----P2O5----SO3----CL2O7 усиливаются

4) Запишите формулы водородных соединений элементов VII А группы. Как изменяются кислотные свойства с увеличением порядкового номера элемента? НF---HCL----HBr---HI   ослабевают

5) Водород занимает в периодической таблице два места: в I А группе и в VII А группе. Запишите молекулярные формулы водородных соединений Na, K, Cl, F.

NaH, KH, HCL, HF

6) Какую высшую степень окисления имеют следующие элементы?

сера

 +6

азот

 +5

кремний

 +4

хлор 

 +7

7) Определите, окислителем или восстановителем является сера в следующих реакциях:

H2+S=H2S S —окислитель

2SO2 + O2 → 2SO3 S — восстановитель

8) Наиболее ярко выраженные неметаллические свойства проявляет вещество, образованное из атомов, в которых число электронов во внешнем электронном слое равно семи.

• 4   • 5   • 6   • 7

9) Наиболее электроотрицательными являются атомы хлора

• серы   • фосфора   • кремния   • хлора

10) Типичному неметаллу соответствует следующая схема распределения электронов по электронным слоям: 2,8,7

  • 2, 1
  • 2, 8, 2
  • 2, 8, 7

 

Анализ проделанной работы, оценки за урок.  Домашнее задание. § 18  Неметаллы, упр.1-3