СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературе для 5 класса на тему: Волшебная сказка «Царевна-лягушка». Художественный мир сказки.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка урока по литературе предназначена для работы по учебнику литературы под редакцией Меркина

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе для 5 класса на тему: Волшебная сказка «Царевна-лягушка». Художественный мир сказки.»

Конспект урока литературы в 5 классе (ФГОС)



Тема урока: Волшебная сказка «Царевна-лягушка». Художественный мир сказки.



Тип урока: урок усвоения новых знаний



Методы работы: беседа, комментированное чтение, иллюстрирование, кластер



Цели урока:

-знакомство с содержанием сказки;

- формирование умений выявлять характерные художественные сказочные приёмы (сказочные зачин и концовка, постоянные эпитеты, повторы и т.п.);

- воспитание ценностного отношения к произведениям устного народного творчества



Средства обучения: учебник-хрестоматия – текст сказки, иллюстрации



Технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения с элементами исследования, развивающего обучения



Межпредметные связи: живопись



Планируемые результаты:



- предметные: научиться определять мораль сказки, использовать при сказе характерные речевые обороты.

- коммуникативные УУД: уметь формировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев;

- регулятивные УУД: умение планировать алгоритм ответа;

- познавательные УУДпоиск и выделение необходимой информации,самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию.

личностные УУДформирование ценностного отношения к происходящим событиям.



Ход урока

Сказка – ложь, да в ней намёк –

добрым молодцам урок.

А.С.Пушкин



I. Самоопределение к деятельности. Организационный момент



II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

– Что такое сказка?

- Какие жанры сказок вы знаете? Назовите известные вам сказки.
(Сказка — занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях. Волшебные, бытовые, о животных.)


III. Постановка учебной задачи

—  Определите жанр сказки «Царевна-лягушка».



IV. Создание проблемной ситуации

- Прочитаем эпиграф к уроку («Сказка – ложь…»).

- Определим, чему нас учит сказка «Царевна-лягушка»?



V. «Открытие» учащимися новых знаний. Чтение сказки «Царевна-лягушка»


1). Беседа

- Как надо пересказывать или читать сказку?

(С особой выразительностью, напевностью, таинственностью.)


  2). Чтение сказки «Царевна-лягушка» в пересказе М. А. Булатова

(Чтение полного текста сказки занимает 18-20 минут. Чтение сказки начинает учитель, затем сказку вслух по очереди читают ученики, стараясь точно воспроизвести сказочные интонации.) 
 

VI. Первичное закрепление

- Как вы думаете, к какому жанру относится эта сказка? 



VII. Динамическая пауза. Физкультминутка



VIII. Включение новых знаний в систему знаний. Самостоятельная работа

- Найдите в прочитанном тексте «приметы» волшебной сказки. Запишите.



IX. Работа с репродукциями

Учитель. Обратимся к репродукции картины В. Васнецова (создаёт обобщённый образ прекрасной царевны: рядом с ней гусляры, народ) и к иллюстрации И. Билибина (конкретно изображает эпизод пира: в центре — Василиса Премудрая, по мановению руки которой происходят чудеса; вокруг люди, пораженные происходящим).

- Сравните изображение Василисы Премудрой у Васнецова и Билибина. Такой ли вы представляете себе главную героиню сказки?

- Рассмотрите иллюстрации. Таким ли вы представляете себе Ивана-царевича?



X. Составляем кластер (работа в парах).

- Отразите в кластере черты, подтверждающие, что Иван-царевич достоин Василисы Премудрой.

(Смелый, добрый, справедливый, терпеливый…)



XI. Рефлексия деятельности. Самооценка результатов. Итог урока(выставление оценок)



- Какую задачу ставили на уроке?

- Удалось ли решить поставленную задачу? (доказали, что сказка волшебная)

- Интересно ли было слушать эту сказку? Ваше впечатление от прочитанного.

- Как вы думаете, как эта сказка должна закончиться?

(Добро победит зло)

- Хотелось бы вам узнать, что будет дальше?



XII. Домашнее задание

- Перечитайте сказку.

-Найдите ещё «приметы» волшебной сказки и продолжите начатую в классе работу.

 - Подготовить ответы на 2-3-й вопросы (с. 26).

- Индивидуальное задание – иллюстрирование сказки (по желанию).

4