Актуализация опорных знаний | Книга истории каждого народа складывается из разных страниц: и славных, и печальных. На долю нашей Родины выпало немало испытаний, которые наш народ выдержал с честью и достоинством. . Беседа: - Что вы знаете об этом событии? - Что такое война? - Почему её называют «Отечественная», «Священная»? -Что может нам дополнить группа историков? | Война – это битвы и сражения, несущие смерть, вражду, разъединение людей Священная – война за правое дело, за Родину, за всё, что нам дорого, свято. Это война была оборонительной. Я думаю, что слово «священная» обозначает, что воевали мы за всё, что нам свято, дорого, а это и есть Родина. ВОВ началась 22 июня 1941г. в 4 часа утра и закончилась 9 мая 1945 года. Она унесла более 27 миллионов жизней советских людей. В истории России это была самая кровопролитная война. | П: формулирование познавательной цели К: оформлять свои мысли в устной форме; |
Постановка цели и задач урока | -Поэзия фронтовиков потрясает читателя, потому что её создавали люди, пережившие войну на собственном опыте. А мы продолжаем знакомство с творчеством известного поэта К.М. Симонова. -Какое стихотворение мы изучали в 5 классе? - О чём это стихотворение? -Сегодня мы знакомимся с одним из лучших стихотворений К. Симонова, написанного им в военное время: «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…». -Итак, какие задачи вы можете поставить перед собой? |
«Майор привёз мальчишку на лафете…»
О судьбе детей на войне
- Изучить стихотворение «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…» . - Проанализировать его, т.е. определить тему, основную мысль, композицию, найти средства художественной выразительности. - Понять чувства поэта по отношению к событиям ВОВ, его внутренний мир. - Слушать внимательно друг друга, делать выводы. | П: ориентирование в своей системе знаний; осуществление анализа объектов. П: осознанное построение речевого высказывания в письменной форме Р: Проговаривание последовательности своих действий П:(общеучебные) определение основной информации, извлечение |
Работа над темой урока | Слово учителя с элементами беседы. Вы получили домашнее задание прочитать статью о поэте в учебнике. - Что вы узнали о поэте? На что больше всего вы обратили внимание? - Прежде, чем мы посмотрим аудиозапись авторского исполнения стихотворения «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…», представитель группы литераторов прочтёт отрывок из воспоминаний К. Симонова. Прослушивание аудиозаписи стихотворения «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…» автором – К.М. Симоновым. | Учащиеся отвечают Ученик читает воспоминания поэта об этом стихотворении: Константин Симонов писал: « Я написал это стихотворение не тогда, на Смоленщине, а несколькими месяцами позже, в ноябре 1941 года. Это Стихотворение об одной из наших поездок на передовую на Западном фронте. Конечно, не все подробности этой поездки вошли в стихотворение, но многое из того, что потом оказалось в стихах, было в самой жизни». Ученики получают задание внимательно прослушать и посмотреть видеоролик | П: осознанное построение речевого высказывания в письменной форме Р: Проговаривание последовательности своих действий П:(общеучебные) определение основной информации, извлечение информации |
Работа над стихотворением «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…». | Словарная работа Тракт- большая наезженная дорога Околица – край деревни Погост – кладбище, обычно сельское Салоп – широкое женское пальто с прорезями для рук, с короткими рукавами. Плисовая – хлопчатобумажная ткань с ворсом Всем миром – вместе, сообща Анализ стихотворения «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…»: - Какое впечатление произвело на вас это стихотворение? - В какой форме оно написано? Что на это указывает? - Почему стихотворение обращено к Алёше?
- Определите его тему. Композицию. - Встретились ли вам незнакомые слова? Назовите их.
-Какие образы присутствуют в стихотворении? -Определите основную мысль (идею) Работа в группах. Задание для группы 1. (Историки) Что такое Родина, по мнению поэта? Какой видится Родина поэту? Какие слова и выражения в стихотворении могут стать синонимами/ контекстуальными синонимами к слову «Родина»?
Задание для группы 2. (Литераторы) Какой смысл приобретает в стихах образ дороги и образ дома? Найти контекстуальные синонимы и объяснить их значение. (Дорога, тракт, околицы. )
Задание для группы 3. (Художники) Образ женщин и стариков в стихотворении. Почему автор снова и снова обращается к этим образам? (вернуться к материалам видеоролика). - Представители группы после обсуждения отвечают на предложенные вопросы. Совместное обсуждение.
Вывод: из всех образов, представленных в стихотворении, и складывается единый образ Родины – России. Тема Великой Отечественной войны находит отклик в наших сердцах и сегодня. Соприкасаясь с лирикой о войне, мы понимаем, какое высокое звание человека, любовь к дому, к Родине в тяжелейших условиях военного времени с честью несли наши деды и прадеды. «…Писать о войне трудно», - говорил Контсантин Михайлович Симонов. А нам, знающим о войне по кинофильмам, по книгам, по рассказам ветеранов, непостижимо трудно поверить в силу духа, в мужество, героизм людей, осознанно шедших на смерть во имя светлого будущего нашей Родины. Благодаря таким писателям, поэтам, как К. Симонов, Д.Самойлов, Н. Майоров, А. Твардовский и многим другим мы знаем историческую правду о войне и никому не позволим ее исказить. Более того, мы будем хранителями нашей исторической памяти. |
Знакомятся с неизвестными словами, записывают в тетардь
Отвечают на вопросы учителя
Дружеское послание
к ответу подключается группа историков и рассказывает об А.А. Суркове
Алексей Сурков – поэт-фронтовик, друг Константина Симонова. С 1941 по 1945 годы Сурков бал военным корреспондентом фронтовой газеты «Красноармейская правда». Так же, как и Симонов, он переезжал с фронта на фронт, поэтому оба поэта знали войну «изнутри». А первые месяцы войны они служили бок о бок.
Группа «Литераторов» объясняет слова и их значение: «погост», «тракт», «околицы», «солдатки», пажити». Все эти слова указывают на неразрывную связь между прошлым и настоящим образы русских людей: женщины, старика и старухи, образ дороги, лесов, пажити
Ответы группы 1. Синонимы слова «Родина» – великая Русь, вся Россия, просёлки, русская земля, горькая земля. Эти слова главные для понимания идеи стихотворения. Для К. Симонова Родина – это не уютный мир городской квартиры, где чувствуешь себя безопасно, а это «…просёлки, что дедами пройдены, с простыми крестами их русских могил». Это женские слёзы, молитвы прадедов.
- Ответы группы 2. Поэт называет военные дороги - тракт, просёлки. Слово дорога становится высоким синонимом жизненного пути, который человек должен пройти достойно, выдержать нелёгкое испытание, выпавшее на долю целого народа. Дом – это вечная ценность, которую нужно защищать. Ответы группы 3. В образах женщин, терпеливых и самоотверженных, поэт видит веру и любовь, которые так необходимы каждому солдату, а старики – это мудрость и опыт. А ещё поэт говорит о величии русских женщин и прадедов, молящихся не о себе, а о воинах, оставляющих родную землю, детей, женщин, стариков.
Вывод записывают в тетрадь
| – Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения; – П: анализ, обобщение, классификация; – П: извлечение из текстов необходимой информации; – П: установление причинно-следственных связей; – К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; – К: формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации; – Л: осознание ответственности за общее дело; – П: выполнение действий по алгоритму. |
Рефлексия. Оценки за урок. | 1. «Микрофон» - Что вы сегодня почувствовали, когда читали стихотворение К.М.Симонова? -В чем актуальность данного стихотворения? - Чему оно нас учит? Выставление и комментирование оценок. | Учащиеся высказывают свое мнение, аргументируя свой ответ. | – Р: контроль, коррекция, оценка; – П: рефлексия способов и условий действия. – П: контроль и оценка процесса и результатов деятельности; – Л: самооценка на основе критерия успешности; – Л: адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности; – К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; – К: формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений; – К: использование критериев для обоснования своего суждения; – П: построение логической цепи рассуждений, выведение следствий; |