СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературе К. Симонов

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урок апо творчетсву Константина Симонова

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе К. Симонов»

17.02.2017 Технологическая карта урока литературы в 6 классе на тему:

Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне. К.М.Симонов. "Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины..."

Цель урока: способствовать формированию представлений о жизни и творчестве К.М. Симонова как поэта – участника Великой Отечественной войны, правдиво, честно и проникновенно рассказывающем о войне, пробуждению чувства скорбной памяти о тех, кто не вернулся с поля боя, содействовать воспитанию чувства патриотизма и гордости за наш героический народ, который отстоял свою Родину, ее независимость, защитил свой народ.

Задачи:

  • образовательная – расширить эрудицию учащихся при изучении темы; продолжить обучение выразительному чтению стихотворного текста с учетом его смысла и чувств.

  • развивающая- развивать поэтический слух; развивать логическое мышление: умение наблюдать, сопоставлять, анализировать, делать выводы; развивать творческие способности.

  • Воспитательная – воспитывать чувство прекрасного, прививать любовь к природе; воспитывать у детей поэтическое восприятие лирического стихотворения и интерес к поэзии; воспитывать умение наслаждаться поэзией; показать красоту и глубину народной мудрости; создавать условия для воспитания интереса учащихся к культуре русского народа, толерантное отношение друг к другу. 


Планируемые результаты:

Предметные: совершенствуют исполнительное мастерство, воспитывают внимательное отношение к художественному слову, воссоздают целостное впечатление о прочитанном и услышанном, раскрывают внутренний потенциал, развивают творческое мировосприятие, самостоятельность, активизируют познавательный интерес к предмету, познанию нового. Осмысляя стихотворение, учащиеся проникаются пониманием, что поэзия- это выражение авторских чувств при помощи художественного слова, изобразительно-выразительных средств по законам стихосложения.

Метапредметные:

Личностные – дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и «незнания», стремятся к их преодолению.

Познавательные – структурируют знания по предмету, осознанно и произвольно строят высказывание в устной и письменной форме, читают, слушают, извлекая нужную информацию, делают обобщения и выводы.

Регулятивные – понимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок, умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне объективной ретроспективной оценки, адекватно воспринимают оценку учителя.

Тип урока: комбинированный.


Технологическая карта


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Универсальные учебные действия


  1. Мотивация познавательной деятельности.


Оргмомент.

Подготовка к уроку. Приветствие.

Я рада всех вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь мне. Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, вы получили удовольствие от работы друг с другом и стали немножко добрее. Садитесь.

Учащиеся приготовились к уроку, проверили принадлежности.


Актуализация опорных знаний

Книга истории каждого народа складывается из разных страниц: и славных, и печальных. На долю нашей Родины выпало немало испытаний, которые наш народ выдержал с честью и достоинством.


. Беседа:

- Что вы знаете об этом событии?

- Что такое война?

- Почему её называют «Отечественная», «Священная»?







-Что может нам дополнить группа историков?














Война – это битвы и сражения, несущие смерть, вражду, разъединение людей


Священная – война за правое дело, за Родину, за всё, что нам дорого, свято. Это война была оборонительной.

Я думаю, что слово «священная» обозначает, что воевали мы за всё, что нам свято, дорого, а это и есть Родина.

ВОВ началась 22 июня 1941г. в 4 часа утра и закончилась 9 мая 1945 года. Она унесла более 27 миллионов жизней советских людей. В истории России это была самая кровопролитная война.

П:

формулирование познавательной цели

К: оформлять свои мысли в устной форме;

Постановка цели и задач урока

-Поэзия фронтовиков потрясает читателя, потому что её создавали люди, пережившие войну на собственном опыте. А мы продолжаем знакомство с творчеством известного поэта К.М. Симонова.


-Какое стихотворение мы изучали в 5 классе?

- О чём это стихотворение?


-Сегодня мы знакомимся с одним из лучших стихотворений К. Симонова, написанного им в военное время: «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…».

-Итак, какие задачи вы можете поставить перед собой?










«Майор привёз мальчишку на лафете…»



О судьбе детей на войне







- Изучить стихотворение «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…» .

- Проанализировать его, т.е. определить тему, основную мысль, композицию, найти средства художественной выразительности.

- Понять чувства поэта по отношению к событиям ВОВ, его внутренний мир.

- Слушать внимательно друг друга, делать выводы.

П: ориентирование в своей системе знаний; осуществление анализа объектов.


П: осознанное построение речевого высказывания в письменной форме

Р: Проговаривание последовательности своих действий

П:(общеучебные) определение основной информации, извлечение

II. Организация познавательной деятельности


Работа над темой урока

Слово учителя с элементами беседы.

Вы получили домашнее задание прочитать статью о поэте в учебнике.

- Что вы узнали о поэте? На что больше всего вы обратили внимание?

- Прежде, чем мы посмотрим аудиозапись авторского исполнения стихотворения «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…», представитель группы литераторов прочтёт отрывок из воспоминаний К. Симонова.







Прослушивание аудиозаписи стихотворения «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…» автором – К.М. Симоновым.


Учащиеся отвечают





Ученик читает воспоминания поэта об этом стихотворении:

Константин Симонов писал: « Я написал это стихотворение не тогда, на Смоленщине, а несколькими месяцами позже, в ноябре 1941 года. Это Стихотворение об одной из наших поездок на передовую на Западном фронте. Конечно, не все подробности этой поездки вошли в стихотворение, но многое из того, что потом оказалось в стихах, было в самой жизни».

Ученики получают задание внимательно прослушать и посмотреть видеоролик



П: осознанное построение речевого высказывания в письменной форме




Р: Проговаривание последовательности своих действий





П:(общеучебные) определение основной информации, извлечение информации

Работа над стихотворением

«Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…».

Словарная работа

Тракт- большая наезженная дорога

Околица – край деревни

Погост – кладбище, обычно сельское

Салоп – широкое женское пальто с прорезями для рук, с короткими рукавами.

Плисовая – хлопчатобумажная ткань с ворсом

Всем миром – вместе, сообща

Анализ стихотворения «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…»:

- Какое впечатление произвело на вас это стихотворение?

- В какой форме оно написано? Что на это указывает?

- Почему стихотворение обращено к Алёше?











- Определите его тему. Композицию.

- Встретились ли вам незнакомые слова? Назовите их.





-Какие образы присутствуют в стихотворении?

-Определите основную мысль (идею)

Работа в группах.

Задание для группы 1. (Историки)

Что такое Родина, по мнению поэта? Какой видится Родина поэту? Какие слова и выражения в стихотворении могут стать синонимами/ контекстуальными синонимами к слову «Родина»?



Задание для группы 2. (Литераторы)

Какой смысл приобретает в стихах образ дороги и образ дома?

Найти контекстуальные синонимы и объяснить их значение. (Дорога, тракт, околицы. )



Задание для группы 3. (Художники)

Образ женщин и стариков в стихотворении. Почему автор снова и снова обращается к этим образам? (вернуться к материалам видеоролика).

- Представители группы после обсуждения отвечают на предложенные вопросы. Совместное обсуждение.















Вывод: из всех образов, представленных в стихотворении, и складывается единый образ Родины – России.

Тема Великой Отечественной войны находит отклик в наших сердцах и сегодня. Соприкасаясь с лирикой о войне, мы понимаем, какое высокое звание человека, любовь к дому, к Родине в тяжелейших условиях военного времени с честью несли наши деды и прадеды. «…Писать о войне трудно», - говорил Контсантин Михайлович Симонов. А нам, знающим о войне по кинофильмам, по книгам, по рассказам ветеранов, непостижимо трудно поверить в силу духа, в мужество, героизм людей, осознанно шедших на смерть во имя светлого будущего нашей Родины. Благодаря таким писателям, поэтам, как К. Симонов, Д.Самойлов, Н. Майоров, А. Твардовский и многим другим мы знаем историческую правду о войне и никому не позволим ее исказить. Более того, мы будем хранителями нашей исторической памяти.





Знакомятся с неизвестными словами, записывают в тетардь















Отвечают на вопросы учителя









Дружеское послание





к ответу подключается группа историков и рассказывает об А.А. Суркове



Алексей Сурков – поэт-фронтовик, друг Константина Симонова. С 1941 по 1945 годы Сурков бал военным корреспондентом фронтовой газеты «Красноармейская правда». Так же, как и Симонов, он переезжал с фронта на фронт, поэтому оба поэта знали войну «изнутри». А первые месяцы войны они служили бок о бок.





Группа «Литераторов» объясняет слова и их значение: «погост», «тракт», «околицы», «солдатки», пажити». Все эти слова указывают на неразрывную связь между прошлым и настоящим


образы русских людей: женщины, старика и старухи, образ дороги, лесов, пажити








Ответы группы 1.

Синонимы слова «Родина» – великая Русь, вся Россия, просёлки, русская земля, горькая земля. Эти слова главные для понимания идеи стихотворения.

Для К. Симонова Родина – это не уютный мир городской квартиры, где чувствуешь себя безопасно, а это «…просёлки, что дедами пройдены, с простыми крестами их русских могил». Это женские слёзы, молитвы прадедов.



- Ответы группы 2.

Поэт называет военные дороги - тракт, просёлки. Слово дорога становится высоким синонимом жизненного пути, который человек должен пройти достойно, выдержать нелёгкое испытание, выпавшее на долю целого народа.

Дом – это вечная ценность, которую нужно защищать.

Ответы группы 3.

В образах женщин, терпеливых и самоотверженных, поэт видит веру и любовь, которые так необходимы каждому солдату, а старики – это мудрость и опыт. А ещё поэт говорит о величии русских женщин и прадедов, молящихся не о себе, а о воинах, оставляющих родную землю, детей, женщин, стариков.



Вывод записывают в тетрадь




– Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения;

– П: анализ, обобщение, классификация;

– П: извлечение из текстов необходимой информации;

– П: установление причинно-следственных связей;

– К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

– К: формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации;

– Л: осознание ответственности за общее дело;

– П: выполнение действий по алгоритму.

Физминутка.




Подведение итогов


Рефлексия.

Оценки за урок.



1. «Микрофон»

- Что вы сегодня почувствовали, когда читали стихотворение К.М.Симонова?

-В чем актуальность данного стихотворения?

- Чему оно нас учит?

Выставление и комментирование оценок.

Учащиеся высказывают свое мнение, аргументируя свой ответ.

– Р: контроль, коррекция, оценка;

– П: рефлексия способов и условий действия.

– П: контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

– Л: самооценка на основе критерия успешности;

– Л: адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности;

– К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

– К: формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений;

– К: использование критериев для обоснования своего суждения;

– П: построение логической цепи рассуждений, выведение следствий;

Домашнее задание.


Ст. 53-54 учить наизусть

Дает домашнее задание, комментирует его выполнение.

Записывают домашнее задание в дневник.

- П: умение делать выбор и обосновывать его.



























Задание для группы 1. (Историки)

Что такое Родина, по мнению поэта? Какой видится Родина поэту? Какие слова и выражения в стихотворении могут стать синонимами/ контекстуальными синонимами к слову «Родина»?



Задание для группы 2. (Литераторы)

Какой смысл приобретает в стихах образ дороги и образ дома?

Найти контекстуальные синонимы и объяснить их значение. (Дорога, тракт, околицы. )



Задание для группы 3. (Художники)

Образ женщин и стариков в стихотворении. Почему автор снова и снова обращается к этим образам? (вернуться к материалам видеоролика).

- Представители группы после обсуждения отвечают на предложенные вопросы. Совместное обсуждение.



Алексей Сурков – поэт-фронтовик, друг Константина Симонова. С 1941 по 1945 годы Сурков бал военным корреспондентом фронтовой газеты «Красноармейская правда». Так же, как и Симонов, он переезжал с фронта на фронт, поэтому оба поэта знали войну «изнутри». А первые месяцы войны они служили бок о бок.



Константин Симонов писал: « Я написал это стихотворение не тогда, на Смоленщине, а несколькими месяцами позже, в ноябре 1941 года. Это Стихотворение об одной из наших поездок на передовую на Западном фронте. Конечно, не все подробности этой поездки вошли в стихотворение, но многое из того, что потом оказалось в стихах, было в самой жизни».

ВОВ началась 22 июня 1941г. в 4 часа утра и закончилась 9 мая 1945 года. Она унесла более 27 миллионов жизней советских людей. В истории России это была самая кровопролитная война.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!