СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературе в 5 классе по теме "К.М. Симонов. "Майор привез мальчишку на лафете"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока по литературе для 5 класса по теме "К.М, Симонов. "Майор привез мальчишку на лафете"" к учебнику В.Я. Коровиной

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе в 5 классе по теме "К.М. Симонов. "Майор привез мальчишку на лафете"»


«К. М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»

Класс: 5

Предмет: литература

Учебник: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина. – Москва: Просвещение, 2010 г

Материалы к уроку: презентация, аудиозапись

Тема урока: «К. М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете».

Тип урока: усвоение новых знаний

Цели урока: 1) рассказать о ВОВ, познакомиться с биографией писателя, развивать навыки выразительного чтения и анализа стихотворения; 2) воспитание любви к своей стране, к ее историческим достопримечательностям; 3) развитие навыков анализа стихотворения.

Планируемые результаты:

Предметные:совершенствовать речь учащихся, отрабатывать навыки выразительного чтения.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, свободное восприятие текста художественного произведения, осмысленное чтение;содействие развитию мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, обобщения, систематизации.Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных и артистических способностей.

Личностные УУД: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие моральной готовности противостоять негативным проявлениям, вызвать стойкое внутреннее неприятие самих персонажей, наделённых пороками, и нежелание им подражать.

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, осознание обучающимисястремления к постижению нового.

Коммуникативные УУД: планированиеучебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Литература: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина.

Ресурсы сети Интернет:

  1. Еремина О.А. Уроки литературы в 5 классе (http://www.prosv.ru/ebooks/Eremina_Uroki-liter_5kl_Kniga-uchit/3.html)

  2. Коровина В. Я., Збарский И. С. Литература. 5 класс. Методические советы (http://www.prosv.ru/ebooks/Korovina_Literatura_5kl_Metod/2.html#3

План урока

Методы обучения

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организация начала урока

Словесный, метод мотивации учебной деятельности

личностные: внимание, уважение к окружающим;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные: саморегуляция

Психологический настрой детей на урок.

Давайте улыбнемся друг другу и начнем урок!

Оценивание готовности к уроку.

Самоорганизация на учебную деятельность


Мотивация к учебной деятельности

Проблемный, метод фронтальной организации учащихся

познавательные УУД: выбор критериев для классификации материала;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; личностные УУД: формирование гражданских качеств.

регулятивные УУД: целеполагание

28 ноября исполняется 150 лет со дня рождения К.М. Симонова – советского писателя и поэта ( слайд №2). Творчество его посвящено теме Великой Отечественной войны. Вы, вероятно, слышали стихотворение «Жди меня»( слайд №3).

Прослушаем аудиозапись этого замечательного стихотворения.

- О чем этого стихотворение? Определите тему его?


Слушают аудиозапись стихотворения, отвечают на поставленные вопросы




Сообщение темы урока. Постановка учебных задач.






Проблемный, метод фронтальной организации учащихся

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

регулятивные УУД: целеполагание


Целеполагание. Мы не случайно говорим о К.М. Симонове.

Попробуем сформулировать тему нашего урока.



Определяют тему урока, записывают в тетрадь. Постановка учебной задачи на этот урок


Объяснение нового материала


познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные УУД: целеполагание

Давайте поближе познакомимся с биографией К.М. Симонова( слайды № 4-13)

Читают и пересказывают биографию поэта, выделяют основные этапы жизни Симонова

Физ. минутка


личностные УУД: работа в команде одноклассников под руководством учителя.

коммуникативные УУД:умение работать в группе, взаимодействуя с товарищами.

Физкультминутка.

Выполняется несколько упражнений под музыку.

Работа с текстом стихотворения









Проблемный, метод фронтальной организации учащихся







личностные УУД: стремление к речевому самосовершенствованию, формирование навыков развернутого анализа;

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста.коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение достаточно полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Беседа:

- Сегодня мы познакомимся с одним из стихотворений этого замечательного поэта, которое называется «Майор привез мальчишку на лафете»

-Давайте прочтем это стихотворение (слайд №14-15)


Ребята дают развёрнутые ответы на вопросы учителя



Хорошо подготовленный ученик читает стихотворение


Слушание выразительного чтения учеников.



Беседа по прослушанному.

-Понравилось ли вам чтение стихотворения Симонова?

- Какой теме посвящено это произведение?

- Кто является главными героями?

-Какое впечатление на вас произвело это произведение?

-Какой момент войны (наступление или отступление) описан в стихотворении?

- Откуда везли мальчика?


Дети слушают, дают свои оценки. Отвечают на вопросы учителя.





Работа с чтением стихотворения про себя (для последующего творческого задания)

Словесное рисование.


Метод словесного рисования


-Какую иллюстрацию к стихотворению вы бы нарисовали?

Словесное рисование.

Самостоятельное создание микротекста на заданную тему

Словарная работа

Частично-поисковый метод

Найдем и запишем определения неизвестных нам слов (слайд 16).

Брест- крепость, которая первая приняла на себя удар фашистской армии.

Лафет - станок артиллерийского орудия( слайд 17)

Записывают термины в тетрадь

Групповая работа. Самостоятельный анализ стихотворения





Работа в группах и выступление перед аудиторией.

личностные УУД: формирование эстетических потребностей, наблюдательности и фантазии; нравственно-этическая ориентация.

регулятивныеУУД: адекватное восприятие предложения учителя и одноклассников.

познавательные УУД:умение осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям.

коммуникативные УУД: умение строить монологические высказывания; проявление активности в решении познавательных задач

Организационная работа. Правила работы в группе. Разработка критериев оценки работы в группе

( слайд №18)

Групповая работа.

Обсуждение и поиск общего решения группы, представление результатов работы в группе.

Самостоятельный анализ стихотворения.

1 группа.

Найдите описание мальчика, зачитайте.

1) Что означает выражение «седой мальчишка на лафете спал»?

2) Почему мальчик стал « седым»?

2 группа.

1) Сколько лет мальчику? Как вы понимаете фразу «За десять лет на том и этом свете // Ему зачтутся эти десять дней»?

2) Как вы понимаете слова: « Ты говоришь, что есть еще другие,// Что я там был и мне пора домой…»

3 группа.

1) Прочитайте две последние строфы. Как вы их понимаете?

2) Что хотел сказать Симонов этим стихотворением? Зачем рассказал эту историю?

Обобщение

Индивидуальная работа, выступление перед аудиторией.





Личностные: соотношение своей части работы с общим замыслом.

Регулятивные: умение самостоятельно и рационально работать.

Познавательные: проявление активности в решении творческой задачи.

Коммуникативные: навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками

Формирование познавательной активности через творческое задание и корректировка полученных ответов.

Закройте глаза, представьте все стихотворение целиком.

- Какие строчки пришли вам на память? Почему?


Записывают в тетрадь, объясняют свой выбор

Домашнее задание


Словесный, наглядный


Выучить отрывок из стихотворения К.Симонова «Майор привез мальчишку на лафете»

( слайд « 19)

Запись задания в дневники.

Рефлексия


Метод контроля,

познавательно-рефлексивный

регулятивные УУД: рефлексия, коммуникативные УУД: умение с достаточно полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Что удалось нам сегодня на уроке? Чем запомнится эта встреча? Кто узнал новое для себя?

(слайд № 20)

Итоговый комментарий.

Дают развернутый ответ на вопрос (2-3 человека).