СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 22.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературе на тему: «А. С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка». Анализ содержания 11 главы «Мятежная слобода».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1. Развивающие и коррекционные:
    1. развивать мыслительно - речевую деятельность учащихся, умение обобщать, логически верно излагать свои мысли;
    2. развивать умение учащихся  задавать вопросы и аргументировано отвечать на них;
    3. развивать умение работать в парах;
    4. развивать интеллектуально-образное  и эмоциональное восприятие художественного произведения;
    5. развитие логического мышления;
    6. развитие самостоятельности, чувств, эмоций. 
Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе на тему: «А. С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка». Анализ содержания 11 главы «Мятежная слобода».»

Новик Н.Г., учитель русского языка и литературы, ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».

Конспект урока по литературе на тему: «А. С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка». Анализ содержания 11 главы «Мятежная слобода».

Тип урока: урок овладения новыми знаниями, формирования и совершенствования навыков и умений


Задачи:

  1. Образовательные:

    1. способствовать вчитыванию учащихся в роман А. С. Пушкина и его осмыслению, углубить понимание его идейно - художественного богатства, учить ориентироваться в тексте;

    2. выяснить мотивировку поступков героев; осмыслить место и роль эпизода;

    3. добиться понимания сюжета и проблематики романа;

    4. обучать умению  видеть основную мысль текста, вести самостоятельную поисковую деятельность.

  2. Развивающие и коррекционные:

    1. развивать мыслительно - речевую деятельность учащихся, умение обобщать, логически верно излагать свои мысли;

    2. развивать умение учащихся задавать вопросы и аргументировано отвечать на них;

    3. развивать умение работать в парах;

    4. развивать интеллектуально-образное и эмоциональное восприятие художественного произведения;

    5. развитие логического мышления;

    6. развитие самостоятельности, чувств, эмоций.

  3. Воспитательные:

    1. способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся;

    2. воспитывать бережное отношение к слову, интереса к знаниям, чувства ответственности за результаты своего труда, культуры общения;


Наглядность и оборудование: карточки со словами и словосочетаниями, альбом "А.С.Пушкин", толковые словари, компьютер, медиапроектор, презентация к уроку, учебник: Литература, 8 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2009 г


Ход урока


Этап урока

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

1.

Мотивирование к деятельности (включение в учебную деятельность)

- Добрый день!

Мы сегодня снова будем читать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошёл каждому впрок

Активно включайся в работу, дружок!

-Давайте повторим правила, которые вы должны соблюдать на уроке.

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и внимательным.

Всё пиши, не отставая,

Слушай, не перебивая.

Говорите чётко, внятно,

Чтобы было всё понятно.

Если хочешь отвечать,

Надо руку поднимать.

В стране родного языка

Не всё известно нам пока,

Но путешествовать начнем

И сами до всего дойдем.

Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. Включаются в учебную деятельность.


2.

Опрос домашнего задания.


- Что было задано на дом?




 Ответить на вопросы по 10 главе. Выборочный пересказ: «Осада города»:

Осада была … для жителей. Они претерпели … и … . Жизнь в Оренбурге была … . Все ждали … ; все охали от … . Жители привыкли к …, залетавшим на их дворы. Приступы Пугачёва … общего любопытства.

Выучить выводы.

Прочитать 11 главу романа «Мятежная слобода». Составить план главы.

3.

Сообщение темы урока


-Прочитайте тему урока.





– Сформулируйте перед собой учебную задачу при изучении темы урока.


Мы будем работать над темой…

Мы будем анализировать…

Мы будем сравнивать …

Мы будем работать над образом …

4.

Введение нового материала. Работа над темой: «А. С. Пушкин. «Капитанская дочка».

Анализ 11 главы «Мятежная слобода».






1.Словарная работа

















2. Аналитическая беседа по прочитанной главе «Мятежная слобода».

1 эпизод: «Дорога в Белогорскую кпепость»

1. Как поступил Петр Гринев, чтобы спасти Машу от Швабрина?

2. Как Гринев оказался у Пугачева?


- Почему П.Гринёв попал в плен?


- К кому повели его караульные?

2 эпизод: «Пугачёвский стан».

-Опишите дворец Пугачёва.







-Как встретил Гринёва Пугачёв?

- Опишите наперсников (любимчиков) Пугачева.

















- Как держался Гринёв в пугачёвском стане?

-Какие советы дают напёрсники Пугачёву?

- Что предлагает сделать с П.Гринёвым старичок (Белобородов)?

- Кто заступился за Гринёва?

-С кем поехал Гринёв в Белогорскую крепость?

-Что чувствовал П.Гринёв по дороге в крепость?

-О чём он думал?

-Что говорят о Пугачёве в Оренбурге?



-Какова была реакция Пугачёва на эти слова?



-Какую сказку рассказал Е.Пугачёв по дороге в крепость?

-Каков смысл имеет эта сказка?

- Как отреагировал на неё Гринёв?


&Работа со словарём:

Обращаю внимание на словарь:

Переве́дываться – здесь: перестреливаться, выходить на поединок.

Шесто́к – площадка в передней части печи.

Напе́рсник – любимец, человек, пользующийся особым доверием.

Провиде́ние – судьба.

Нагово́р – клевета.

Прика́зная (изба) – помещение, где допрашивали арестантов.

Зазноба – любимая, возлюбленная.

Призри́ть (устар.) позаботиться, взять под свою опеку.


Поехал в Белогорскую крепость вместе с Савельичем.


Путь шёл через Бердскую слободу. Был взят в плен передовым караулом пугачёвского пристанища.

Савельич на своей хромой лошади не смог ускакать от разбойников.

К государю.


Дополните предложения:

Изба была освещена двумя … , а стены оклеены были … ; лавки, … , … на верёвке, … на верёвочке, … на гвозде, … в углу и широкий … , уставленный … , - всё было как в … избе.


Беглый капрал Белобородов: тщедушный и сгорбленный старичок с седою бородкою, не имел в себе ничего замечательного.

Афанасий Соколов (прозванный Хлопушей), ссыльный преступник, три раза бежавший из сибирских рудников: он был высокого росту, дороден и широкоплеч, лет сорока пяти; густая рыжая борода, серые сверкающие глаза, нос без ноздрей и красноватые пятна на лбу и на щеках придавали его рябому, широкому лицу выражение неизъяснимое.















«Что с тобою сладить трудновато; нечего сказать: дал ты себя знать».

Сладить – справиться.

Лицо самозванца изобразило довольное самолюбие.

Самолюбие – чувство собственного достоинства.

 Смысл сказки заключается в том, что лучше прожить короткую, но яркую жизнь, чем долгую и скучную.

Главное для Пугачева – не сидеть сложа руки и не смиряться с действительностью, а действовать, бросать вызов существующему строю.

5.

Физкультминутка

(проводится в середине урока)

Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.

Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.

Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.


6.

Домашнее задание

Ответить на вопросы по 11 главе.

Выучить выводы.

Прочитать 12 главу романа «Сирота». Составить план главы.

Открывают дневники, записывают домашнее задание.

7.

Рефлексия.

Подведение итогов урока.

- Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

- Достигли ли мы поставленной цели?

Подведем итоги урока:

- Оцените свою деятельность на уроке, используя один из вариантов ответа»

Закончите предложения

На уроке я узнал …

На уроке я научился …

Я могу себя похвалить за






 Заполняют бланк самооценки.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!