1. | Мотивирование к деятельности (включение в учебную деятельность) | - Добрый день! Мы сегодня снова будем читать, Выводы делать и рассуждать. А чтобы урок пошёл каждому впрок Активно включайся в работу, дружок! -Давайте повторим правила, которые вы должны соблюдать на уроке. На уроке будь старательным, Будь спокойным и внимательным. Всё пиши, не отставая, Слушай, не перебивая. Говорите чётко, внятно, Чтобы было всё понятно. Если хочешь отвечать, Надо руку поднимать. В стране родного языка Не всё известно нам пока, Но путешествовать начнем И сами до всего дойдем. | Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. Включаются в учебную деятельность. |
4. | Введение нового материала. Работа над темой: «А. С. Пушкин. «Капитанская дочка». Анализ 11 главы «Мятежная слобода». | 1.Словарная работа 2. Аналитическая беседа по прочитанной главе «Мятежная слобода». 1 эпизод: «Дорога в Белогорскую кпепость» 1. Как поступил Петр Гринев, чтобы спасти Машу от Швабрина? 2. Как Гринев оказался у Пугачева? - Почему П.Гринёв попал в плен? - К кому повели его караульные? 2 эпизод: «Пугачёвский стан». -Опишите дворец Пугачёва. -Как встретил Гринёва Пугачёв? - Опишите наперсников (любимчиков) Пугачева. - Как держался Гринёв в пугачёвском стане? -Какие советы дают напёрсники Пугачёву? - Что предлагает сделать с П.Гринёвым старичок (Белобородов)? - Кто заступился за Гринёва? -С кем поехал Гринёв в Белогорскую крепость? -Что чувствовал П.Гринёв по дороге в крепость? -О чём он думал? -Что говорят о Пугачёве в Оренбурге? -Какова была реакция Пугачёва на эти слова? -Какую сказку рассказал Е.Пугачёв по дороге в крепость? -Каков смысл имеет эта сказка? - Как отреагировал на неё Гринёв? | &Работа со словарём: Обращаю внимание на словарь: Переве́дываться – здесь: перестреливаться, выходить на поединок. Шесто́к – площадка в передней части печи. Напе́рсник – любимец, человек, пользующийся особым доверием. Провиде́ние – судьба. Нагово́р – клевета. Прика́зная (изба) – помещение, где допрашивали арестантов. Зазноба – любимая, возлюбленная. Призри́ть (устар.) позаботиться, взять под свою опеку. Поехал в Белогорскую крепость вместе с Савельичем. Путь шёл через Бердскую слободу. Был взят в плен передовым караулом пугачёвского пристанища. Савельич на своей хромой лошади не смог ускакать от разбойников. К государю. Дополните предложения: Изба была освещена двумя … , а стены оклеены были … ; лавки, … , … на верёвке, … на верёвочке, … на гвозде, … в углу и широкий … , уставленный … , - всё было как в … избе. Беглый капрал Белобородов: тщедушный и сгорбленный старичок с седою бородкою, не имел в себе ничего замечательного. Афанасий Соколов (прозванный Хлопушей), ссыльный преступник, три раза бежавший из сибирских рудников: он был высокого росту, дороден и широкоплеч, лет сорока пяти; густая рыжая борода, серые сверкающие глаза, нос без ноздрей и красноватые пятна на лбу и на щеках придавали его рябому, широкому лицу выражение неизъяснимое. «Что с тобою сладить трудновато; нечего сказать: дал ты себя знать». Сладить – справиться. Лицо самозванца изобразило довольное самолюбие. Самолюбие – чувство собственного достоинства. Смысл сказки заключается в том, что лучше прожить короткую, но яркую жизнь, чем долгую и скучную. Главное для Пугачева – не сидеть сложа руки и не смиряться с действительностью, а действовать, бросать вызов существующему строю. |
5. | Физкультминутка (проводится в середине урока) | Вновь у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись. Голова устала тоже. Так давайте ей поможем! Вправо-влево, раз и два. Думай, думай, голова. Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка. | |