СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературе на тему: «А. С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка». Анализ содержания 12 главы «Сирота».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1. Развивающие и коррекционные:
    1. развивать мыслительно - речевую деятельность учащихся, умение обобщать, логически верно излагать свои мысли;
    2. развивать умение учащихся  задавать вопросы и аргументировано отвечать на них;
    3. развивать умение работать в парах;
    4. развивать интеллектуально-образное  и эмоциональное восприятие художественного произведения;
    5. развитие логического мышления;
    6. развитие самостоятельности, чувств, эмоций. 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе на тему: «А. С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка». Анализ содержания 12 главы «Сирота».»

Новик Н.Г., учитель русского языка и литературы, ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».

Конспект урока по литературе на тему: «А. С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка». Анализ содержания 12 главы «Сирота».

Тип урока: урок овладения новыми знаниями, формирования и совершенствования навыков и умений


Задачи:

  1. Образовательные:

    1. способствовать вчитыванию учащихся в роман А. С. Пушкина и его осмыслению, углубить понимание его идейно - художественного богатства, учить ориентироваться в тексте;

    2. выяснить мотивировку поступков героев; осмыслить место и роль эпизода;

    3. добиться понимания сюжета и проблематики романа;

    4. обучать умению  видеть основную мысль текста, вести самостоятельную поисковую деятельность.

  2. Развивающие и коррекционные:

    1. развивать мыслительно - речевую деятельность учащихся, умение обобщать, логически верно излагать свои мысли;

    2. развивать умение учащихся задавать вопросы и аргументировано отвечать на них;

    3. развивать умение работать в парах;

    4. развивать интеллектуально-образное и эмоциональное восприятие художественного произведения;

    5. развитие логического мышления;

    6. развитие самостоятельности, чувств, эмоций.

  3. Воспитательные:

    1. способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся;

    2. воспитывать бережное отношение к слову, интереса к знаниям, чувства ответственности за результаты своего труда, культуры общения;


Наглядность и оборудование: карточки со словами и словосочетаниями, альбом "А.С.Пушкин", толковые словари, компьютер, медиапроектор, презентация к уроку, учебник: Литература, 8 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2009 г


Ход урока


Этап урока

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

1.

Мотивирование к деятельности (включение в учебную деятельность)

- Добрый день!

Мы сегодня снова будем читать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошёл каждому впрок

Активно включайся в работу, дружок!

-Давайте повторим правила, которые вы должны соблюдать на уроке.

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и внимательным.

Всё пиши, не отставая,

Слушай, не перебивая.

Говорите чётко, внятно,

Чтобы было всё понятно.

Если хочешь отвечать,

Надо руку поднимать.

В стране родного языка

Не всё известно нам пока,

Но путешествовать начнем

И сами до всего дойдем.

Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. Включаются в учебную деятельность.


2.

Опрос домашнего задания.


- Что было задано на дом?




 Ответить на вопросы по 11 главе.

Выучить выводы.

Прочитать 12 главу романа «Сирота».

3.

Сообщение темы урока


-Прочитайте тему урока.



– Сформулируйте перед собой учебную задачу при изучении темы урока.

 Мы будем работать над темой…

Мы будем анализировать…

Мы будем сравнивать …

Мы будем работать над образом …

4.

Введение нового материала. Работа над темой: «А. С. Пушкин. «Капитанская дочка».

Анализ 12 главы «Сирота».






1.Словарная работа



2. Аналитическая беседа по прочитанной главе «Сирота».

1 эпизод: «Встреча со Швабриным».

-Как Швабрин встречает самозванца?

-Как в этой главе рассказчик называет Швабрина?

-Как автор описывает встречу Гринёва и Швабрина?

-Почему Швабрин был сам не свой?

-Какую неправду сказал Швабрин о Марье Ивановне?

2 эпизод: «Встреча с Марьей Ивановной».

- Что они увидели в светлице?

- Что сделал Швабрин, когда Пугачев узнал, что тот его обманывает?

- Почему Гринёв глядел на Швабрина с омерзением?

-Что случилось с Марьей Ивановной, когда она увидела Пугачёва?

- Какое предложение сделал Пугачёв Гринёву?

3 эпизод: «Правда о Марье Ивановне».

-Что рассказал Швабрин о Марье Ивановне?

-Как объяснил Гринёв, почему он раньше не рассказал правду о Марье Ивановне?

- О чём попросил П.Гринёв Пугачёва?

- Почему Пугачёв решил помиловать Марью Ивановну?

- Что рассказала попадья Гринёву о жизни Марьи Ивановны после взятия крепости?

- Где Гринев предложил укрыться Марье Ивановне после ее освобождения?

-Какие мысли и чувства переполняли П.Гринёва во время расставания с Пугачёвым?

-Какие были последние слова Пугачёва при расставании с Гринёвым?

&Работа со словарём:

Обращаю внимание на словарь:

Изменник – тот, кто совершил измену, предательство.

«Быть сам не свой» - быть не похожим на себя.

Лазарет –небольшая больница.

Омерзение – противное чувство.

Омерзительный поступок – очень скверный поступок.

Дружка – распорядитель на свадьбе.

Благодетель – человек, который оказывает кому – нибудь покровительство из милости.



Швабрин упал на колени.




Она догадалась, что перед нею убийца её родителей.












У своих родителей в деревне.

5.

Физкультминутка

(проводится в середине урока)

Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.

Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.

Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.


6.

Домашнее задание

Ответить на вопросы по 12 главе. Выучить выводы.

Прочитать 13 главу романа «Арест». Составить план главы.

Открывают дневники, записывают домашнее задание.

7.

Рефлексия.

Подведение итогов урока.

- Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

- Достигли ли мы поставленной цели?

Подведем итоги урока:

- Оцените свою деятельность на уроке, используя один из вариантов ответа»

Закончите предложения

На уроке я узнал …

На уроке я научился …

Я могу себя похвалить за




 Заполняют бланк самооценки.