2. | Опрос домашнего задания. | - Как вы уже поняли, сегодня на уроке мы будем говорить о жизни и творчестве поэта. У каждого из нас есть свой Пушкин: Пушкин-поэт, Пушкин-сказочник, Пушкин-прозаик. Пушкин помогает нам постигать мир. Литературный курс 9-го класса предлагает вам познакомиться со стихотворениями, поэмами и даже романом А. С. Пушкина. Итак, навстречу Пушкину. - Что было задано на дом? - Итак, что вы узнали об А.С. Пушкине? . | Подготовить сообщения о поэте. Прочитать статью учебника (стр.167-172) (1819 год) Сообщения учащихся: Петербургский период творчества А.С.Пушкина. 1 ученик: После окончания лицея Пушкин был определен в коллегию иностранных дел. Среди сослуживцев Пушкина был Грибоедов. Через месяц после поступления на службу Пушкин уже получил отпуск до сентября и около двух месяцев провел в Михайловском. 2 ученик: Затем Пушкин почти безвыездно оставался три года в Петербурге. После лицея в 1817 году Пушкин печатается в журналах, подбирает стихи для своего сборника, хочет выпустить свою книгу. Работает над поэмой "Руслан и Людмила", которую он начал писать в последний год лицея. 3 ученик: Пушкин окончил лицей в период реорганизации тайных обществ. В 1816 году было основано первое революционное сообщество "Союз Спасения". Естественно, что первое впечатление Пушкина после выхода из лицея были политическими. Расширение политического кругозора содействовало знакомству с Николаем Тургеневым, горячим сторонником освобождения крестьян, Чаадаевым, частое общение с лицейским товарищем Пущиным, вступившим в тайное общество. 4 ученик: В марте 1819 года он вступает в дружеское литературное общество "Зеленая лампа", там идет распространение либеральных идей и критика александровского режима. В этот период Пушкин написал политические стихи: "Вольность" (1817 год), "К Чаадаеву" (1818 год), "Деревня" |
4. | Введение нового материала. Анализ стихотворения А.С.Пушкина «К Чаадаеву». | 1.Вступительное слово учителя. Читая стихи Пушкина, мы не только попадаем под обаяние его изумительного дара, но и открываем для себя особый талант этого поэта – талант дружбы. Стихотворения, посвященные дружбе, занимают особое место в его творчестве. Дружба не раз спасала поэта от одиночества и тоски, поддержала его веру в людей, делала окружающий мир прекраснее. - В петербургский период Пушкин сближается с Петром Яковлевичем Чаадаевым, дружба с которым весьма обогатила поэта. -Стихотворение «К Чаадаеву» было написано в 1818 году. Жанр стихотворения - дружеское послание. -Вспомните, что такое послание. – К кому оно обращено? – Кто такой Петр Яковлевич Чаадаев? – Что вы можете рассказать о нем и о его жизни? 2. Выразительное чтение учителем или подготовленным учеником стихотворения «К Чаадаеву» стр.172-173 3.Чтение стихотворения учащимися. -Какова тема стихотворения? -Какова идея стихотворения? - Какие слова и выражения показались вам необычными? 4.Выявление первоначальных впечатлений. - Выпишите слова, в которых заключаются главные мысли послания. | & Работа со словарём: Послание - это стихотворение, которое адресовано или посвящено какому-либо определенному лицу или лицам. Сообщение учащихся о Чаадаеве: Пётр Я́ковлевич Чаада́ев (1794—1856) — русский философ и публицист, объявленный правительством сумасшедшим за свои сочинения, в которых резко критиковал действительность русской жизни. Его труды были запрещены к публикации в императорской России. Чаадаев был одним из замечательнейших людей своего времени, был весьма известной личностью в обществе. Его дружбы искали и ею гордились. В 1819 году Пушкин сравнивает с ним Евгения Онегина. Тема вольности и борьбы с самодержавием. Призыв отойти от частных интересов и обратиться к гражданским проблемам. & Работа со словарём: Не́жить – 1) холить, баловать; 2)приводить в состояние неги (блаженство, приятное состояние). Гнёт – то, что гнетёт, угнетает, мучает Роковой – приносящий горе, решающей Внемлет (внять) –услышать, отнестись к чему – нибудь со вниманием Упованье –надежда Вспрянуть ото сна -проснуться Самовластие –единоличная неограниченная власть Работа в группах. Любви, надежды, тихой славы, обман, туман, власть роковая, отчизна, вольность святая, свобода, честь, прекрасные порывы, Россия вспрянет, звезда пленительного счастья, на обломках самовластья. |
5. | Работа над структурой и эмоциональным строем текста | - Какова композиция стихотворения? 1.Чтение с остановками. Чтение учащимися по частям по «цепочке» с кратким комментированием Первая остановка -Какова интонация этих строчек? - Как называется стихотворение с печальными интонациями? - Какой образ создан в этих строчках? - В чем разочаровался лирический герой? - Какое значение приобретает слово «нежил»? Вторая остановка 1.Выразительное чтение фрагмента стихотворения от слов «Но в нас горит ещё желанье...» до слов «Минуты верного свиданья». - Как меняется интонация и настроение лирического героя в данном фрагменте? - Образ, какого человека стоит в центре второй части, отличается ли он от человека из первой части? - С чем сравнивается стремление к свободе? - Какие любовные образы вводит поэт? - Назовите слова, передающие движение души лирического героя. Укажите эпитеты и метафоры, сравнения. - Какое значение имеет метафора горит желанье? - Что противостоит состоянию лирического героя? - Как вы понимаете фразу «отчизны внемлем призыванье»? - Почему Пушкин называет вольность «святой»? Третья остановка Выразительное чтение учащимися фрагмента стихотворения от слов «Пока свободою горим...» до слов «Напишут наши имена». - Какова интонация этих строчек? - Что собой представляет третья часть? - Каково, по-вашему, значение слова «честь»? - Какое значение имеет фраза звезда пленительного счастья? - Как в стихотворении выражении надежда на лучшее будущее России? - Что должно произойти, чтобы справедливость восторжествовала? - Чему учит нас А.С.Пушкин? | Стихотворение распадается на три части: 1-я – первое четверостишие; 2-я – от стиха «Но в нас горит ещё желанье…»; 3-я – «пока свободою горим». При переходе от части к части настроение меняется. Печальная, грустная Элегия. Лирический герой – печальный, разочарованный человек, утративший веру в счастье и людей. Мечты о «тихой» славе, любви «нежили», т.е. берегли, оставляли в неведении, ограждали от реальности. Интонация становится оптимистичной, уверенной. Душа лирического героя исполнена страсти, энергии. Он противопоставлен образу разочарованного человека, который появляется в первых строках стихотворения. В центре второй части – образ человека, полного страстей, с кипучей энергией, силой чувств. Жажда свободы сопоставляется с жаждой страстной любви. «томленье упованья», «минуты верного свиданья». Горит еще желанье (метафора); нетерпеливою (эпитет) душой; ждем с томленьем упованья, как ждет любовник молодой (сравнение). Метафора «горит желанье» передает пламенное чувство, горячее, как огонь. «Гнёт власти роковой» — гибельной, смертельной, несущей горе, несчастье, страдания, бедствия. Слышим мольбу родной страны. Свобода и духовная чистота — для поэта близкие по значению понятия, являющиеся высшей нравственной ценностью. В этих строках - обращение к Чаадаеву, прямой призыв к борьбе. Пушкин призывает сохранить надежду на будущее освобождение России. Звезда пленительного счастья для Пушкина — это просвещенная демократическая Россия — государство свободного духа и законности, правовое государство. «На обломках самовластья напишут наши имена». Крепость самовластья (своеволия, произвола, деспотизма) должна быть разрушена. Вывод: Любить Родину не только в дни её величия и благоденствия, но и в годину бед и вставать на её защиту. Учит гордиться своим Отечеством. |