СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературе на тему: «А. С. Пушкин. Стихотворение «К Чаадаеву» как выражение свободолюбивых устремлений поэта».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи:

  1. Образовательные:
    1. повторить изученный материал о жизни и творчестве А. С. Пушкина;
    2. познакомить учащихся с петербургским периодом творчества Пушкина, с жизнью Пушкина в Михайловском, с особенностями вольнолюбивой лирики поэта;
    3. выработка анализа лирического произведения; развитие творческих способностей и речевой культуры учащихся.
    4. формировать умения и навыки выразительного чтения стихотворного текста;

Просмотр содержимого документа
«А.С.Пушкин К Чаадаеву»

Новик Н.Г., учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».

Конспект урока по литературе на тему: «А. С. Пушкин. Стихотворение «К Чаадаеву» как выражение свободолюбивых устремлений поэта».

Тип урока: урок овладения новыми знаниями, формирования и совершенствования навыков и умений


Цель: изучить тему свободы в творчестве А.С.Пушкина на примере стихотворения «К Чаадаеву».

Задачи:

  1. Образовательные:

    1. повторить изученный материал о жизни и творчестве А. С. Пушкина;

    2. познакомить учащихся с петербургским периодом творчества Пушкина, с жизнью Пушкина в Михайловском, с особенностями вольнолюбивой лирики поэта;

    3. выработка анализа лирического произведения; развитие творческих способностей и речевой культуры учащихся.

    4. формировать умения и навыки выразительного чтения стихотворного текста;

  2. Развивающие и коррекционные:

    1. развивать речь учащихся, закреплять термины: послание

    2. развивать умение учащихся задавать вопросы и аргументировано отвечать на них;

    3. развивать интеллектуально-образное и эмоциональное восприятие художественного произведения;

    4. развитие самостоятельности, чувств, эмоций.

  3. Воспитательные:

    1. воспитывать внимательного, вдумчивого читателя;

3.2 воспитывать интерес к творчеству и личности поэта, бережного отношения к слову, интереса к знаниям, культуры общения;

3.3 воспитывать чувство товарищества, дружбы, бережное и чуткое отношение к друзьям, интерес с любовью к поэзии Пушкина.


Наглядность и оборудование: карточки со словами и словосочетаниями, портрет А. С. Пушкина, иллюстрации с изображением Пушкина в петербуржский период; учебник: Литература, 9 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2009 г


Ход урока


Этап урока

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

1.

Мотивирование к деятельности (включение в учебную деятельность)

- Добрый день!

Вы начать урок готовы? Будем слушать, рассуждать и друг другу помогать!

Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. Включаются в учебную деятельность.


2.

Опрос домашнего задания.





- Как вы уже поняли, сегодня на уроке мы будем говорить о жизни и творчестве поэта. У каждого из нас есть свой Пушкин: Пушкин-поэт, Пушкин-сказочник, Пушкин-прозаик. Пушкин помогает нам постигать мир. Литературный курс 9-го класса предлагает вам познакомиться со стихотворениями, поэмами и даже романом А. С. Пушкина. Итак, навстречу Пушкину.


- Что было задано на дом?

- Итак, что вы узнали об А.С. Пушкине?

.
















Подготовить сообщения о поэте. Прочитать статью учебника (стр.167-172)

(1819 год) Сообщения учащихся:

Петербургский период творчества А.С.Пушкина.

1 ученик:

После окончания лицея Пушкин был определен в коллегию иностранных дел. Среди сослуживцев Пушкина был Грибоедов.
Через месяц после поступления на службу Пушкин уже получил отпуск до сентября и около двух месяцев провел в Михайловском. 2 ученик:

Затем Пушкин почти безвыездно оставался три года в Петербурге. После лицея в 1817 году Пушкин печатается в журналах, подбирает стихи для своего сборника, хочет выпустить свою книгу. Работает над поэмой "Руслан и Людмила", которую он начал писать в последний год лицея.
3 ученик:

Пушкин окончил лицей в период реорганизации тайных обществ. В 1816 году было основано первое революционное сообщество "Союз Спасения". Естественно, что первое впечатление Пушкина после выхода из лицея были политическими. Расширение политического кругозора содействовало знакомству с Николаем Тургеневым, горячим сторонником освобождения крестьян, Чаадаевым, частое общение с лицейским товарищем Пущиным, вступившим в тайное общество.
4 ученик:

В марте 1819 года он вступает в дружеское литературное общество "Зеленая лампа", там идет распространение либеральных идей и критика александровского режима. В этот период Пушкин написал политические стихи: "Вольность" (1817 год), "К Чаадаеву" (1818 год), "Деревня"

3.

Сообщение темы урока


- Сегодня мы познакомимся с новым произведением, дружеским посланием "К Чаадаеву".


– Сформулируйте перед собой учебную задачу при изучении произведения «К Чаадаеву».


- Будем изучать новое произведение А.С.Пушкина.



Мы узнаем…

Мы научимся…

Мы повторим…


4.

Введение нового материала.

Анализ стихотворения А.С.Пушкина «К Чаадаеву».








1.Вступительное слово учителя.

Читая стихи Пушкина, мы не только попадаем под обаяние его изумительного дара, но и открываем для себя особый талант этого поэта – талант дружбы. Стихотворения, посвященные дружбе, занимают особое место в его творчестве. Дружба не раз спасала поэта от одиночества и тоски, поддержала его веру в людей, делала окружающий мир прекраснее.

- В петербургский период Пушкин сближается с Петром Яковлевичем Чаадаевым, дружба с которым весьма обогатила поэта.

-Стихотворение «К Чаадаеву» было написано в 1818 году.

Жанр стихотворения - дружеское послание.

-Вспомните, что такое послание.

– К кому оно обращено?
– Кто такой Петр Яковлевич Чаадаев?
– Что вы можете рассказать о нем  и о его жизни?











2. Выразительное чтение учителем или подготовленным учеником стихотворения «К Чаадаеву» стр.172-173

3.Чтение стихотворения учащимися.

-Какова тема стихотворения?


-Какова идея стихотворения?




- Какие слова и выражения показались вам необычными?

















4.Выявление первоначальных впечатлений.

- Выпишите слова, в которых заключаются главные мысли послания.






















& Работа со словарём:

Послание - это стихотворение, которое адресовано или посвящено какому-либо определенному лицу или лицам. 


Сообщение учащихся о Чаадаеве:

Пётр Я́ковлевич Чаада́ев (1794—1856) — русский философ и публицист, объявленный правительством сумасшедшим за свои сочинения, в которых резко критиковал действительность русской жизни. Его труды были запрещены к публикации в императорской России.

Чаадаев был одним из замечательнейших людей своего времени, был весьма известной личностью в обществе. Его дружбы искали и ею гордились. В 1819 году Пушкин сравнивает с ним Евгения Онегина.


Тема вольности и борьбы с самодержавием.

Призыв отойти от частных интересов и обратиться к гражданским проблемам.


& Работа со словарём:

Не́жить – 1) холить, баловать;

2)приводить в состояние неги (блаженство, приятное состояние).

Гнёт – то, что гнетёт, угнетает, мучает

Роковой – приносящий горе, решающей

Внемлет (внять) –услышать, отнестись к чему – нибудь со вниманием

Упованье –надежда

Вспрянуть ото сна -проснуться

Самовластие –единоличная неограниченная власть


 Работа в группах.

Любви, надежды, тихой славы, обман, туман, власть роковая, отчизна, вольность святая, свобода, честь, прекрасные порывы, Россия вспрянет, звезда пленительного счастья, на обломках самовластья.

5.

Работа над структурой и эмоциональным строем текста


- Какова композиция стихотворения?



1.Чтение с остановками.

Чтение учащимися по частям по «цепочке» с кратким комментированием

Первая остановка

  • Рассмотрим первые 4 строчки стихотворения.

-Какова интонация этих строчек?

- Как называется стихотворение с печальными интонациями?

- Какой образ создан в этих строчках?

- В чем разочаровался лирический герой?


- Какое значение приобретает слово «нежил»?

Вторая остановка

1.Выразительное чтение фрагмента стихотворения от слов «Но в нас горит ещё желанье...» до слов «Минуты верного свиданья».

- Как меняется интонация и настроение лирического героя в данном фрагменте?






- Образ, какого человека стоит в центре второй части, отличается ли он от человека из первой части?

- С чем сравнивается стремление к свободе?


- Какие любовные образы вводит поэт?


- Назовите слова, передающие движение души лирического героя. Укажите эпитеты и метафоры, сравнения.


- Какое значение имеет метафора горит желанье?

- Что противостоит состоянию лирического героя?




- Как вы понимаете фразу «отчизны внемлем призыванье»?


- Почему Пушкин называет вольность «святой»?

Третья остановка

Выразительное чтение учащимися фрагмента стихотворения от слов «Пока свободою горим...» до слов «Напишут наши имена».

- Какова интонация этих строчек?

- Что собой представляет третья часть?

- Каково, по-вашему, значение слова «честь»?


- Какое значение имеет фраза звезда пленительного счастья?




- Как в стихотворении выражении надежда на лучшее будущее России?


- Что должно произойти, чтобы справедливость восторжествовала?


- Чему учит нас А.С.Пушкин?

Стихотворение распадается на три части:

1-я – первое четверостишие;

2-я – от стиха «Но в нас горит ещё желанье…»;

3-я – «пока свободою горим». При переходе от части к части настроение меняется.




Печальная, грустная


Элегия.



Лирический герой – печальный, разочарованный человек, утративший веру в счастье и людей.


Мечты о «тихой» славе, любви «нежили», т.е. берегли, оставляли в неведении, ограждали от реальности.




Интонация становится оптимистичной, уверенной. Душа лирического героя исполнена страсти, энергии. Он противопоставлен образу разочарованного человека, который появляется в первых строках стихотворения.


В центре второй части – образ человека, полного страстей, с кипучей энергией, силой чувств.


Жажда свободы сопоставляется с жаждой страстной любви.

«томленье упованья», «минуты верного свиданья».


Горит еще желанье (метафора); нетерпеливою (эпитет) душой; ждем с томленьем упованья, как ждет любовник молодой (сравнение).


Метафора «горит желанье» передает пламенное чувство, горячее, как огонь.


«Гнёт власти роковой» — гибельной, смертельной, несущей горе, несчастье, страдания, бедствия.

Слышим мольбу родной страны.



Свобода и духовная чистота — для поэта близкие по значению понятия, являющиеся высшей нравственной ценностью.





В этих строках - обращение к Чаадаеву, прямой призыв к борьбе. Пушкин призывает сохранить надежду на будущее освобождение России.


Звезда пленительного счастья для Пушкина — это просвещенная демократическая Россия — государство свободного духа и законности, правовое государство.


«На обломках самовластья напишут наши имена».


Крепость самовластья (своеволия, произвола, деспотизма) должна быть разрушена.

Вывод:

Любить Родину не только в дни её величия и благоденствия, но и в годину бед и вставать на её защиту. Учит гордиться своим Отечеством.

6.

Работа над выразительным чтением.

- Прочитайте стихотворение ещё раз, соблюдая паузы, словесное и логическое ударение, правила орфоэпии.

Учащиеся самостоятельно готовятся к выразительному чтению стихотворения «К Чаадаеву»

7.

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения «К Чаадаеву».

Подготовить сообщение о творчестве А.С.Пушкина 1830-х гг.

Открывают дневники, записывают домашнее задание.

8.

Рефлексия.

Подведение итогов урока.

- Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

- Достигли ли мы поставленной цели?

Подведем итоги урока:

- Оцените свою деятельность на уроке, используя один из вариантов ответа»

Закончите предложения

На уроке я узнал …

На уроке я научился …

Я сейчас думаю о …

Я сейчас чувствую …

Я могу себя похвалить за






 Заполняют бланк самооценки.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!