1. | Мотивирование к деятельности (включение в учебную деятельность) | - Добрый день! Мы сегодня снова будем читать, Выводы делать и рассуждать. А чтобы урок пошёл каждому впрок Активно включайся в работу, дружок! | Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. Включаются в учебную деятельность. |
2. | Опрос домашнего задания. | - Что было задано на дом? | 1. Прочитать V главу, выделить основные эпизоды. 2. Составить сравнительную цитатную характеристику Гринёва и Швабрина по плану: а) дуэль, б) отношение к обоим в Белогорской крепости. Во время дуэли: Гринёв: Сражается честно, отважно, защищая честь девушки. Швабрин: Наносит предательский удар беззащитному Гринёву, когда тот обернулся на голос Савельича. Отношение к Швабрину: Гринёв со А.И.Швабриным виделся каждый день; но час от часу беседа его становилась для него менее приятною. Шутки его насчёт семьи коменданта Петру очень не нравились, особенно колкие замечания о Марье Ивановне. Василиса Егоровна ожидает от Швабрина всего, что угодно, потому что “он за душегубство из гвардии выписан, он и в Господа Бога не верует”. Марье Ивановне он “очень противен”, потому что “он такой насмешник”. А Иван Игнатьич вообще, будучи “не охотником” до Швабрина, говорит следующее: “И добро б уж закололи вы его: Бог с ним, с Алексеем Иванычем…” |
4. | Введение нового материала. Работа над темой: «А. С. Пушкин. «Капитанская дочка». Работа над содержанием 5 главы «Любовь». | 1.Словарная работа 2. Аналитическая беседа по прочитанной главе - Что произошло с П. Гринёвым? - Сколько времени Гринев был без сознания? -Кто был рядом с ним всё это время? -Какие чувства овладели Петром Гринёвым? -Это были взаимные чувства?
- О чём просит Гринёв Марью Ивановну?
-Согласилась ли Марья стать женой Гринёва? В чём она сомневалась? - Почему Гринёв решил писать батюшке?
- Какие отношения сложились у Гринёва со Швабриным после дуэли?
- Какой ответ получил от своего отца Петр Гринев на просьбу благословить его на брак с Марьей Ивановной Мироновой? -Как вы думаете, кто сообщил родителям о поединке? На ком остановились подозрения Гринёва? Почему? - Как отреагировала Марья Ивановна на отказ родителей Гринева? - Что предлагает Гринёв Маше? -Как Маша отнеслась к предложению Гринёва обвенчаться без благословения его родителей?
- Какое письмо написал Савельич родителям? . Как подписал свое письмо отцу Гринева Савельич? Творческая работа. -Как изменилась жизнь Петра Гринёва после письма родителей? - Составьте небольшой рассказ.
| &Работа со словарём: Обращаю внимание на словарь: Жеманство – слащавая изысканность, манерность в обращении. Потворство – поощрение, содействие в чём – либо предосудительном, непозволительном. Суженая – невеста Оказия – здесь: редкий, из ряда вон выходящий случай Грамота – здесь: письмо Пенять – укорять, выговаривать кому – нибудь. «Пришел в сознание на пятые сутки». Савельич, Марья Ивановна Трепетное и бескорыстное внимание Марьи Ивановны к раненому Гринёву Быть его женой. Зачитывают. Просить родительского благословения. «Будучи от природы незлопамятен, я искренне простил ему и нашу ссору и рану, мною от него полученную». Отказ, намерение перевести на другое место службы «Подозрения мои остановились на Швабрине. Он один имел выгоду в доносе, коего следствием могло быть удаление моё из крепости и разрыв с комендантским семейством». «Покоримся воле Божией». Рассудительная и благоразумная Марья Ивановна оказывается здесь взрослее и умнее своего суженого: “Без их благословения не будет нам счастия”. В этих словах видны как ум и благородство девушки. Верный холоп ваш Архип Савельев. Работа в группах Марья Ивановна почти с ним не говорила и избегала его. Дом коменданта стал для него постыл. Гринёв приучился сидеть один дома. С Швабриным встречался редко и неохотно. Жизнь сделалась несносной. Он потерял охоту к чтению и словесности. Дух его упал. &Работа со словарём: Постылый – возбуждающий неприязнь к себе, отвращение, надоевший Несносный – такой, что трудно вынести, вытерпеть |
5. | Физкультминутка (проводится в середине урока) | Вновь у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись. Голова устала тоже. Так давайте ей поможем! Вправо-влево, раз и два. Думай, думай, голова. Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка. | |
7. | Рефлексия. Подведение итогов урока. | - Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? - Достигли ли мы поставленной цели? Подведем итоги урока: - Оцените свою деятельность на уроке, используя один из вариантов ответа» Закончите предложения На уроке я узнал … На уроке я научился … Я сейчас думаю о … Я сейчас чувствую … Я могу себя похвалить за … | Заполняют бланк самооценки. |