СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературе на тему: «А. С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка». Анализ 4 главы «Поединок».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи:

  1. Образовательные:
    1. способствовать вчитыванию учащихся в роман А. С. Пушкина и его осмыслению, углубить понимание его идейно - художественного богатства, учить  ориентироваться в тексте;
    2. выяснить мотивировку поступков героев; осмыслить место и роль эпизода;
    3. добиться понимания сюжета и проблематики романа;
    4. обучать умению  видеть основную мысль текста, вести самостоятельную поисковую деятельность.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе на тему: «А. С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка». Анализ 4 главы «Поединок».»

Новик Н.Г., учитель русского языка и литературы, ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».

Конспект урока по литературе на тему: «А. С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка». Анализ 4 главы «Поединок».

Тип урока: урок овладения новыми знаниями, формирования и совершенствования навыков и умений


Задачи:

  1. Образовательные:

    1. способствовать вчитыванию учащихся в роман А. С. Пушкина и его осмыслению, углубить понимание его идейно - художественного богатства, учить ориентироваться в тексте;

    2. выяснить мотивировку поступков героев; осмыслить место и роль эпизода;

    3. добиться понимания сюжета и проблематики романа;

    4. обучать умению  видеть основную мысль текста, вести самостоятельную поисковую деятельность.

  2. Развивающие и коррекционные:

    1. развивать мыслительно - речевую деятельность учащихся, умение обобщать, логически верно излагать свои мысли;

    2. развивать умение учащихся задавать вопросы и аргументировано отвечать на них;

    3. развивать умение работать в парах;

    4. развивать интеллектуально-образное и эмоциональное восприятие художественного произведения;

    5. развитие логического мышления;

    6. развитие самостоятельности, чувств, эмоций.

  3. Воспитательные:

    1. способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся;

    2. воспитывать бережное отношение к слову, интереса к знаниям, чувства ответственности за результаты своего труда, культуры общения;


Наглядность и оборудование: карточки со словами и словосочетаниями, альбом "А.С.Пушкин", толковые словари, компьютер, медиапроектор, презентация к уроку, учебник: Литература, 8 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2009 г


Ход урока


Этап урока

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

1.

Мотивирование к деятельности (включение в учебную деятельность)

- Добрый день!

Мы сегодня снова будем читать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошёл каждому впрок

Активно включайся в работу, дружок!

Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. Включаются в учебную деятельность.


2.

Опрос домашнего задания.


- Что было задано на дом?




 1. Прочитать IV главу, выделить основные эпизоды.

2. Подготовить рассказы об обитателях Белогорской крепости: Иване Кузмиче, его жене Василисе Егоровне, Марье Ивановне, Швабрине.

Иван Кузмич:

Старик бойкий и высокого роста, в колпаке и китайчатом халате. Во всём подчиняется своей жене.

Василиса Егоровна:

Василиса Егоровна бойка, говорит без умолку.

Внешность: “старушка в телогрейке и с платком на голове”.

Василиса Егоровна «прехрабрая дама”, «Баба-то неробкого десятка».

Она любит свою дочь, мечтает выдать ее замуж за богатого дворянина, хотя и не верит, что такой найдется.

Марья Ивановна:

«Тут вошла девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у ней так и горели».

Героиня застенчива, скромна, поминутно краснеет и всегда молчалива. Мать называет её «трусихой».

Швабрин Алексей Иванович. В крепости пятый год, переведён за смертоубийство.

Молодой офицер невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым, чрезвычайно живым.

Швабрин очень не глуп. Разговор его остёр и занимателен. Говорит красиво и по-французски.

3.

Сообщение темы урока


-Прочитайте тему урока

-Что вы понимаете под словом «поединок»?















– Сформулируйте перед собой учебную задачу при изучении темы урока.

&Работа со словарём:

Поединок – 1. борьба двух противников, соперников;

2. - в дворянском обществе: способ защиты личной чести - вооруженная борьба двух противников по вызову одного из них, в присутствии секундантов, дуэль 


Мы будем работать над темой…

Мы будем анализировать…

Мы будем сравнивать …

Мы познакомимся с …

4.

Введение нового материала. Работа над темой: «А. С. Пушкин. «Капитанская дочка».

Работа над содержанием 4 главы «Поединок».






1.Словарная работа












2. Аналитическая беседа по прочитанной главе

1. Исследовательская работа

- Составьте рассказ о жизни Петра Гринёва в Белогорской крепости.
















- Как понимаете выражение «служба меня не отягощала»?



- Что мы узнаём о семье капитана Миронова со слов Петра Гринёва?





















- Какие отношения у Петра были со Швабриным?









- Расскажите о ссоре Гринёва и Швабрина. В чём истинная её причина?

Учащиеся читают выразительно со слов «Я уже сказывал, что я занимался литературой...» до слов «Самолюбивый стихотворец и скромный любовник! — продолжал Швабрин, час от часу более раздражая меня, - но послушай дружеского совета: коли хочешь успеть, то советую действовать не песенками».)





- Какие черты характера проявляются в героях в этом эпизоде? 





- Как относятся к Швабрину обитатели крепости? За что его не любят?














- Кто расстроил первую попытку дуэли?


- Найдите слова, показывающие отношение разных людей к дуэли: Василисы Егоровны, Ивана Игнатьевича, Марьи Ивановны, Савельича, Гринева и Швабрина.



- Что рассказала Маша Гринёву о Швабрине?

- Почему после примирения поединок всё-таки состоялся?









-Где проходила дуэль?

-Кто отвлек Гринева во время дуэли?

- Куда был ранен Гринев?


-Каково поведение Гринёва и Швабрина на поединке?




&Работа со словарём:

Обращаю внимание на словарь:

Вестовщица (устар.) – любительница рассказывать новости.

Напасти – беды, горе, страдания.

Куплет – строфа, часть песни.

Обиняки – намёки

Камзол – короткая мужская одежда без рукавов.


Работа в группах


Жизнь Петра Гринёва в Белогорской крепости сделалась даже приятною. В доме коменданта он был принят как родной. Пётр подружился с Марей Ивановной. Он был произведён в офицеры. Служба его не отягощала: в крепости не было ни смотров, ни учений, ни караулов. По утрам Пётр читал, упражнялся в переводах, а иногда сочинял стихи. Обедал почти всегда у коменданта, где обыкновенно проводил остаток дня.

&Работа со словарём:

Отягощать – затруднять; быть в тягость


Заполнение таблицы:

Муж и жена были люди почтенные.

Иван Кузмич, вышедший в офицеры из солдатских детей, был человек необразованный и простой, но самый честный и добрый. Жена его им управляла, что согласовалось с его беспечностью.

Василиса Егоровна управляла крепостию так точно, как и своим домком.

Марья Ивановна перестала с ним дичиться. В ней Пётр нашёл благоразумную и чувствительную девушку.

&Работа со словарём

Беспечный – человек, который ни о чём не беспокоится, не заботится.

Благоразумный – рассудительный, разумный

С А.И.Швабриным виделся каждый день; но час от часу беседа его становилась для него менее приятною. Шутки его насчёт семьи коменданта Петру очень не нравились, особенно колкие замечания о Марье Ивановне.


Причина ссоры - насмешка Швабрина над стихами Гринёва.

Он написал стихи, потому что влюблён,

Гринёв ждёт от друга понимания и участия, а находит немилосердную критику.

Швабрин сам влюблён в Машу, дочь капитана Миронова. Он её оскорбляет и клевещет. И в этом истинная причина ссоры героев.

Швабрин намекнул на непорядочность Маши Мироновой: «Ежели хочешь, чтобы Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо нежных стишков подари ей пару серег».

Грубое, бесстыдное отношение Швабрина к девушке.

У Гринева - доброе, уважительное отношение, желание защитить честь Маши, её достоинство.



Василиса Егоровна ожидает от Швабрина всего, что угодно, потому что “он за душегубство из гвардии выписан, он и в Господа Бога не верует”. Марье Ивановне он “очень противен”, потому что “он такой насмешник”. А Иван Игнатьич вообще, будучи “не охотником” до Швабрина, говорит следующее: “И добро б уж закололи вы его: Бог с ним, с Алексеем Иванычем…”


Иван Игнатьич все рассказал Василисе Егоровне.


С точки зрения простых людей, дуэль это «самоубийство», «дурь» (Василиса Егоровна); драться на дуэли — значит «заколоть своего ближнего» (Иван Игнатьевич); «тыкать железными вертелами да притоптывать» (Савельич); «резаться» (Марья Ивановна).


Алексей Иваныч сватался за Машу, но получил отказ.

Конфликт между героями слишком острый.

Швабрин не может отступиться, это не в его правилах, он горд и беспощаден. Гринёв же должен защитить оскорблённое достоинство ни о чём не подозревающей Марьи Ивановны.


Савельич


в грудь пониже плеча.


Гринёв: Сражается честно, отважно, защищая честь девушки.

Швабрин: Наносит предательский удар беззащитному Гринёву, когда тот обернулся на голос Савельича.

5.

Физкультминутка

(проводится в середине урока)

Литературу любим мы, друзья,

Читаем пушкинские строки…

Но нам без отдыха никак нельзя!

Так отдохнём мы на уроке:

Раз, два, три, четыре, пять…

Мы не будем уставать!

Руки – вверх, потом – направо…

И начнём считать сначала.

Раз, два, три, четыре, пять…

Нам приятно отдыхать!

Руки – вверх, потом – налево…

Отдохнул? Работай смело!


6.

Домашнее задание

Прочитать 5 главу романа.

Составить сравнительную цитатную характеристику Гринёва и Швабрина по плану: а) дуэль, б) отношение к обоим в Белогорской крепости, в) пугачёвщина, г) взаимоотношения с Пугачёвым, д) отношение друг к другу. Цитаты подбираются постепенно, по мере прочтения повести

Открывают дневники, записывают домашнее задание.

7.

Рефлексия.

Подведение итогов урока.

- Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

- Достигли ли мы поставленной цели?

Подведем итоги урока:

- Оцените свою деятельность на уроке, используя один из вариантов ответа»

Закончите предложения

На уроке я узнал …

На уроке я научился …

Я сейчас думаю о …

Я сейчас чувствую …

Я могу себя похвалить за






 Заполняют бланк самооценки.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!