2. | Опрос домашнего задания. | - Что было задано на дом? | 1. Прочитать IV главу, выделить основные эпизоды. 2. Подготовить рассказы об обитателях Белогорской крепости: Иване Кузмиче, его жене Василисе Егоровне, Марье Ивановне, Швабрине. Иван Кузмич: Старик бойкий и высокого роста, в колпаке и китайчатом халате. Во всём подчиняется своей жене. Василиса Егоровна: Василиса Егоровна бойка, говорит без умолку. Внешность: “старушка в телогрейке и с платком на голове”. Василиса Егоровна «прехрабрая дама”, «Баба-то неробкого десятка». Она любит свою дочь, мечтает выдать ее замуж за богатого дворянина, хотя и не верит, что такой найдется. Марья Ивановна: «Тут вошла девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у ней так и горели». Героиня застенчива, скромна, поминутно краснеет и всегда молчалива. Мать называет её «трусихой». Швабрин Алексей Иванович. В крепости пятый год, переведён за смертоубийство. Молодой офицер невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым, чрезвычайно живым. Швабрин очень не глуп. Разговор его остёр и занимателен. Говорит красиво и по-французски. |
4. | Введение нового материала. Работа над темой: «А. С. Пушкин. «Капитанская дочка». Работа над содержанием 4 главы «Поединок». | 1.Словарная работа 2. Аналитическая беседа по прочитанной главе 1. Исследовательская работа - Составьте рассказ о жизни Петра Гринёва в Белогорской крепости. - Как понимаете выражение «служба меня не отягощала»? - Что мы узнаём о семье капитана Миронова со слов Петра Гринёва? - Какие отношения у Петра были со Швабриным? - Расскажите о ссоре Гринёва и Швабрина. В чём истинная её причина? Учащиеся читают выразительно со слов «Я уже сказывал, что я занимался литературой...» до слов «Самолюбивый стихотворец и скромный любовник! — продолжал Швабрин, час от часу более раздражая меня, - но послушай дружеского совета: коли хочешь успеть, то советую действовать не песенками».) - Какие черты характера проявляются в героях в этом эпизоде? - Как относятся к Швабрину обитатели крепости? За что его не любят? - Кто расстроил первую попытку дуэли? - Найдите слова, показывающие отношение разных людей к дуэли: Василисы Егоровны, Ивана Игнатьевича, Марьи Ивановны, Савельича, Гринева и Швабрина. - Что рассказала Маша Гринёву о Швабрине? - Почему после примирения поединок всё-таки состоялся? -Где проходила дуэль? -Кто отвлек Гринева во время дуэли? - Куда был ранен Гринев? -Каково поведение Гринёва и Швабрина на поединке? | &Работа со словарём: Обращаю внимание на словарь: Вестовщица (устар.) – любительница рассказывать новости. Напасти – беды, горе, страдания. Куплет – строфа, часть песни. Обиняки – намёки Камзол – короткая мужская одежда без рукавов. Работа в группах Жизнь Петра Гринёва в Белогорской крепости сделалась даже приятною. В доме коменданта он был принят как родной. Пётр подружился с Марей Ивановной. Он был произведён в офицеры. Служба его не отягощала: в крепости не было ни смотров, ни учений, ни караулов. По утрам Пётр читал, упражнялся в переводах, а иногда сочинял стихи. Обедал почти всегда у коменданта, где обыкновенно проводил остаток дня. &Работа со словарём: Отягощать – затруднять; быть в тягость Заполнение таблицы: Муж и жена были люди почтенные. Иван Кузмич, вышедший в офицеры из солдатских детей, был человек необразованный и простой, но самый честный и добрый. Жена его им управляла, что согласовалось с его беспечностью. Василиса Егоровна управляла крепостию так точно, как и своим домком. Марья Ивановна перестала с ним дичиться. В ней Пётр нашёл благоразумную и чувствительную девушку. &Работа со словарём Беспечный – человек, который ни о чём не беспокоится, не заботится. Благоразумный – рассудительный, разумный С А.И.Швабриным виделся каждый день; но час от часу беседа его становилась для него менее приятною. Шутки его насчёт семьи коменданта Петру очень не нравились, особенно колкие замечания о Марье Ивановне. Причина ссоры - насмешка Швабрина над стихами Гринёва. Он написал стихи, потому что влюблён, Гринёв ждёт от друга понимания и участия, а находит немилосердную критику. Швабрин сам влюблён в Машу, дочь капитана Миронова. Он её оскорбляет и клевещет. И в этом истинная причина ссоры героев. Швабрин намекнул на непорядочность Маши Мироновой: «Ежели хочешь, чтобы Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо нежных стишков подари ей пару серег». Грубое, бесстыдное отношение Швабрина к девушке. У Гринева - доброе, уважительное отношение, желание защитить честь Маши, её достоинство.
Василиса Егоровна ожидает от Швабрина всего, что угодно, потому что “он за душегубство из гвардии выписан, он и в Господа Бога не верует”. Марье Ивановне он “очень противен”, потому что “он такой насмешник”. А Иван Игнатьич вообще, будучи “не охотником” до Швабрина, говорит следующее: “И добро б уж закололи вы его: Бог с ним, с Алексеем Иванычем…” Иван Игнатьич все рассказал Василисе Егоровне. С точки зрения простых людей, дуэль это «самоубийство», «дурь» (Василиса Егоровна); драться на дуэли — значит «заколоть своего ближнего» (Иван Игнатьевич); «тыкать железными вертелами да притоптывать» (Савельич); «резаться» (Марья Ивановна). Алексей Иваныч сватался за Машу, но получил отказ. Конфликт между героями слишком острый. Швабрин не может отступиться, это не в его правилах, он горд и беспощаден. Гринёв же должен защитить оскорблённое достоинство ни о чём не подозревающей Марьи Ивановны. Савельич в грудь пониже плеча. Гринёв: Сражается честно, отважно, защищая честь девушки. Швабрин: Наносит предательский удар беззащитному Гринёву, когда тот обернулся на голос Савельича. |
5. | Физкультминутка (проводится в середине урока) | Литературу любим мы, друзья, Читаем пушкинские строки… Но нам без отдыха никак нельзя! Так отдохнём мы на уроке: Раз, два, три, четыре, пять… Мы не будем уставать! Руки – вверх, потом – направо… И начнём считать сначала. Раз, два, три, четыре, пять… Нам приятно отдыхать! Руки – вверх, потом – налево… Отдохнул? Работай смело! | |