СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературе на тему: «А. С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка». Анализ 2 главы «Вожатый».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи:

  1. Образовательные:
    1. работать над содержанием романа;
    2. способствовать вчитыванию учащихся в повесть А. С. Пушкина и её осмыслению углубить понимание идейно - художественного богатства повести, учить разгадывать замысел автора, хорошо ориентироваться в тексте;
    3. выделить основные эпизоды II главы и рассмотреть их как факты внешней и внутренней биографии героя;

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе на тему: «А. С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка». Анализ 2 главы «Вожатый».»

Новик Н.Г., учитель русского языка и литературы, ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».

Конспект урока по литературе на тему: «А. С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка». Анализ 2 главы «Вожатый».

Тип урока: урок овладения новыми знаниями, формирования и совершенствования навыков и умений


Задачи:

  1. Образовательные:

    1. работать над содержанием романа;

    2. способствовать вчитыванию учащихся в повесть А. С. Пушкина и её осмыслению углубить понимание идейно - художественного богатства повести, учить разгадывать замысел автора, хорошо ориентироваться в тексте;

    3. выделить основные эпизоды II главы и рассмотреть их как факты внешней и внутренней биографии героя;

    4. выяснить мотивировку поступков героев; осмыслить место и роль эпизода;

    5. добиться понимания сюжета и проблематики романа;

    6. обучать умению  видеть основную мысль текста, вести самостоятельную поисковую деятельность.

  2. Развивающие и коррекционные:

    1. развивать мыслительно - речевую деятельность учащихся, умение обобщать, логически верно излагать свои мысли;

    2. развивать умение учащихся задавать вопросы и аргументировано отвечать на них;

    3. развивать умение работать в парах;

    4. развивать интеллектуально-образное и эмоциональное восприятие художественного произведения;

    5. развитие логического мышления;

    6. развитие самостоятельности, чувств, эмоций.

  3. Воспитательные:

    1. способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся;

    2. воспитывать бережное отношение к слову, интереса к знаниям, чувства ответственности за результаты своего труда, культуры общения;


Наглядность и оборудование: карточки со словами и словосочетаниями, альбом "А.С.Пушкин", компьютер, медиапроектор, презентация к уроку, учебник: Литература, 8 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2009 г


Ход урока


Этап урока

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

1.

Мотивирование к деятельности (включение в учебную деятельность)

- Добрый день!

Мы сегодня снова будем читать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошёл каждому впрок

Активно включайся в работу, дружок!

Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. Включаются в учебную деятельность.


2.

Опрос домашнего задания.


- Что было задано на дом?




 1. Прочитать II главу, выделить основные эпизоды, определить символический смысл начала главы, эпиграфа, образа бурана.

2. Учащимися проводится устный индивидуальный блиц-опрос на проверку знания текста 1 главы романа

1. Имя отца Гринева? (Андрей Петрович)

2. Служил ли при графе... (Минихе)

3. Сыну был пожалован в дядьки... (стремянный Савельич)

4. Выучился Петруша грамоте... (на двенадцатом году)

5. Повесть была закончена (19 октября 1836г)

6. В качестве учителя для Петруши был нанят француз (мосье Бопре)

7. ... который в Отечестве своем был… (парикмахером).

8. ... в Пруссии (солдатом)

9. Батюшка вошел на урок (географии)

10. В это время Гринев (прилаживал мочальный хвост к мысу Доброй Надежды)

11. Как зовут Савельича? (Архип.)

12. Какой наказ дал Петруше батюшка на прощание? («Служи верно, кому присягнёшь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду».)

13. Повествование в «Капитанской дочке» ведется от лица (Петра Гринева)

14. Имя матери Петра Гринева (Авдотья Васильевна)

15.Название полка, куда герой был зачислен на службу еще до своего появления на свет…(Семеновский)

16. Город, где Петр проигрался в бильярд по дороге к месту службы…(Симбирск)

17.Алкогольный напиток, который впервые попробовал Гринев по настоянию Зурина …(пунш)

3.

Сообщение темы урока


-Прочитайте тему урока

– Сформулируйте перед собой учебную задачу при изучении темы урока.


Мы будем работать над темой…

Мы будем анализировать…

Мы повторим…

Мы познакомимся с …

Введение нового материала. Работа над темой: «А. С. Пушкин. «Капитанская дочка».

Работа над содержанием 2 главы «Вожатый».






1.Словарная работа















2. Аналитическая беседа по прочитанной главе

- Какой момент в жизни героя (Гринёва) предстаёт во второй главе?

- При каких обстоятельствах происходит первое знакомство Гринева и Пугачева?

-Прослушаем сцену «Буран в степи».

Ваша задача:

- услышать, как приближается и нарастает буря;

-подумать, какую роль в произведении играет этот отрывок.

(чтение отрывка «Буран в степи»).


Учитель: Да, главное в этом описании - действие. Состояние природы изменяется мгновенно: ветер – снег – метель – буран – мгла.

Учитель: вот так же стремительно входит на страницы романа Пугачев, как в степи начинается буран

- Какую роль в произведении играет этот отрывок?


Учитель: Благодаря бурану герои не только встречаются, но и проникаются взаимной симпатией.



-Найдите портретное описание Пугачева. Каким его описывает рассказчик?

-Чем привлек Петра Гринева образ Пугачева?











- Почему вожатому удалось вывезти кибитку из беды?

-Что ещё изумило Гринёва в дорожном?

-Что можете сказать о речи Пугачева?





- Перескажите сон Гринева в пути.

- Какую роль играет сон?











-Как отблагодарил Гринёв Вожатого?

- Зачем берет тулупчик, если тот трещит по швам?

- Действительно, для «беглого каторжника» жалость и добро со стороны дворянина непривычны. Даже для Савельича он «собака», «разбойник», «пьяница оголтелый», а Петруша, обращаясь к нему, говорит: «Что, брат, прозяб?»

Вывод:

-Чем интересна и значима эта встреча?

1. Человек хорошо умеет ориентироваться на местности, сметливый.

2. Разговаривает с товарищем загадками (тайна), пословицами (меткость народного языка).

3.Тулуп, подаренный как благодарность за услугу, сыграет важную роль в судьбе Гринева.

4. Вещий сон.


-Чем интересен разговор Гринёва с генералом? Как Гринёв объяснил генералу выражение «держать в ежовых рукавицах»? Каков истинный смысл этого выражения?

- Как Петр Гринёв воспринимает известие о своём назначении в Белогорскую крепость?

Обобщение.

- Как вы понимаете смысл названия главы?

&Работа со словарём:

Обращаю внимание на словарь:

Облучок – сиденье для кучера в повозке.

Пороша – только что выпавший снег.

Станция – пункт остановки и смены лошадей на больших дорогах, почтовых трактах.

Циновка – здесь: занавеска из плетёной рогожи.

Вечерня – вечернее церковное богослужение.

Пристань – здесь: пристанище, приют, убежище.



Герой находится в пути к месту службы.

 Работа в группах











Буря приближается стремительно






Буран – природная стихия, человек над ней не властен; стихия несёт человеку смертельную опасность. Именно посреди этой стихии происходит встреча Гринёва с вожатым (Пугачёвым), который спасает Петра от гибели.

Наружность его мне показалась замечательна. Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В чёрной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волосы были обстрижены в кружок.

Гринева «сразу же привлек этот чернобородый мужик, его сверкающие глаза, захватил загадочный разговор с хозяином постоялого двора».


Вожатый хорошо знает местность, умеет принимать решения

Сметливость его и тонкость чутья меня изумили.


Речь Пугачёва почтительная к барину, по - простому с Савельичем, загадками с трактирщиком.



Чтение отрывка стр.117- 118


Это пророческий сон. Петруше Гриневу привиделось все его будущее. Сон возвращает читателя в мир души главного героя, в мир ощущений, необъяснимых предчувствий.

&Работа со словарём:

Пророческий – содержащий предсказание, правильно предугадавший будущее.


Подарил заячий тулуп.


Из уважения, а также в благодарность за проявленное к нему милосердие. Нельзя не заметить, что Петруша искренне благодарит Вожатого за добро.


























Он огорчён, но чувство долга не даёт воли возмущению или досаде, он повинуется приказу, хотя и с неохотой. То, что Гринёв принимает приказ как должное, говорит о его мужестве и благородстве души. Хотя он и лукавит, объясняя Андрею Карловичу, что “держать в ежовых рукавицах” значит ласковое обращение.



Пугачёв станет особенным человеком в жизни Петра Гринёва. Это их первая встреча.

5.

Физкультминутка

(проводится в середине урока)

Литературу любим мы, друзья,

Читаем пушкинские строки…

Но нам без отдыха никак нельзя!

Так отдохнём мы на уроке:

Раз, два, три, четыре, пять…

Мы не будем уставать!

Руки – вверх, потом – направо…

И начнём считать сначала.

Раз, два, три, четыре, пять…

Нам приятно отдыхать!

Руки – вверх, потом – налево…

Отдохнул? Работай смело!


6.

Домашнее задание

Прочитать 3-5 главы романа, определить основные эпизоды; проанализировать, каким предстаёт в них Петр Гринёв.

Открывают дневники, записывают домашнее задание.

7.

Рефлексия.

Подведение итогов урока.

- Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

- Достигли ли мы поставленной цели?

Подведем итоги урока:

- Оцените свою деятельность на уроке, используя один из вариантов ответа»

Закончите предложения

На уроке я узнал …

На уроке я научился …

Я сейчас думаю о …

Я сейчас чувствую …

Я могу себя похвалить за






 Заполняют бланк самооценки.