СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературе на тему: «Экспрессивные возможности конструкций с однородными членами в рассказе Л.Н.Толстого «После бала».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

Образовательные:

  • Показать, как используются экспрессивные возможности конструкций с однородными членами в рассказе Л.Толстого «После бала»;
  • показать, как работают конструкции с однородными членами в языке художественного произведения для выражения авторской идеи;
  • попытаться понять некоторые аспекты мировоззрения Л.Толстого, погрузившись в его язык;
  • систематизировать знания учащихся по изученному произведению.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе на тему: «Экспрессивные возможности конструкций с однородными членами в рассказе Л.Н.Толстого «После бала».»

Новик Н.Г., учитель русского языка и литературы, ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».

Конспект урока по литературе на тему: «Экспрессивные возможности конструкций с однородными членами в рассказе Л.Н.Толстого «После бала».

Тип урока: Урок анализа

Цели:

Образовательные:

  • Показать, как используются экспрессивные возможности конструкций с однородными членами в рассказе Л.Толстого «После бала»;

  • показать, как работают конструкции с однородными членами в языке художественного произведения для выражения авторской идеи;

  • попытаться понять некоторые аспекты мировоззрения Л.Толстого, погрузившись в его язык;

  • систематизировать знания учащихся по изученному произведению.

Развивающие:

  • развитие и совершенствование навыков и приемов работы с художественным текстом: (умения анализировать, сопоставлять, делать выводы);

  • развитие речи и воображения учащихся.

Воспитательная: активизация и воспитание таких чувств, как сопереживание, сочувствие, человеколюбие.

Оборудование: карточки со словами и словосочетаниями, картинки с изображением танцев польки, мазурки, вальса; альбом "Л.Н.Толстой", компьютер, медиапроектор, учебник: Литература, 8 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2009 г; словарь литературоведческих терминов, карточки для анализа текста, компьютерная презентация.

Ход урока

1. Мотивирование к деятельности (включение в учебную деятельность).

- Добрый день!

Вы начать урок готовы? Будем слушать, рассуждать и друг другу помогать!

2.Вступительное слово учителя.

-Сегодня урок я начну с чтения стихотворения «Это утро, радость эта …» прекрасного поэта А.Фета (выразительное чтение стихотворения учителем).

- Как вы думаете, почему?

-Что автор сумел выразить с помощью конструкций с однородными членами?

(Поэт рисует очень полную и яркую картину весны: и оживающую природу, и движение человеческой души …).

3. Сообщение темы урока.

-На уроке мы посмотрим, как используются выразительные возможности конструкций с однородными членами в языке Л.Н.Толстого; понаблюдаем, как работают предложения с однородными членами для выражения авторской идеи в рассказе «После бала»; попытаемся понять некоторые особенности взглядов Л.Толстого, погрузившись в его язык.

4. Работа с текстом художественного текста «После бала».

1). Лингвистический эксперимент.

-На уроках литературы мы познакомились с рассказом Л.Толстого «После бала», вы хорошо знаете его содержание. И я сразу предлагаю вам эксперимент.

-Допишите предложение, взятое мною из рассказа:

Она была прелестна:

(высокая, стройная, грациозная и величественная)

Предложения, написанные учащимися, сравниваются с текстом.

Делается вывод:

Для описания Варвары, дочери полковника, Толстой выбирает именно предложения с однородными членами, что даёт ему лаконично (немногословно) и ясно описать героиню, использовать ряд оценочных прилагательных, передающих и внешние черты, и качества характера.

Словарная работа

-Что значит величественная?

Работа с толковыми словарями:

Величественная – исполненная достоинства

-Итак, с первых страниц рассказа мы можем видеть, как бережно и умело обращается Л.Толстой с русским языком.

2). Исследовательская работа

-А теперь давайте проследим, как часто автор употребляет конструкции с однородными членами в разных эпизодах рассказа (Учащиеся работают в группах, затем сообщают о результатах исследования).

(Наиболее часто конструкции с однородными членами встречаются в портретных описаниях героев, в описании мазурки, в сцене наказания татарина; в эпизодах, передающих душевное состояние Ивана Васильевича).

-Почему автор при создании портретов героев использует конструкции с однородными членами? (учащиеся зачитывают отрывки с описанием портретов Вареньки и её отца).

(Данные конструкции предложений дают нам точную картину, описывают героя подробно, передают все детали, так что мы можем ясно представить его).

-Какой вам представляется Варенька? Её отец? С чем мы можем их сравнить?

(Варенька – нежная лилия, грациозная лань, распустившаяся роза, …

Отец – античная статуя, белое и чёрное, …).

Вывод:

Каждый из вас попытался зрительно представить себе героя, благодаря выразительности однородных членов, которые передают мельчайшие детали портрета.

3). Восстановление авторского текста.

-А теперь посмотрим, насколько вы внимательны и чутки к слову писателя. Предлагаю вам восстановить текст как можно ближе к авторскому.

Запись на доске:

Она была в _____ платье с _____ поясом и в _____ _____ перчатках, немного не доходивших до ____ _____локтей, и в _____ _____ башмачках.


-Сопоставим ваши варианты с текстом автора. Какие определения преобладают в предложении? (преобладают определения, передающие цвет).

-Какой? Почему именно белый? С какой целью использует его автор?

(Белый цвет – олицетворение чистоты, света, радости. Толстой с помощью этого слова передаёт ощущение праздника и душевного состояния рассказчика).

-Как ещё Толстой передаёт душевное состояние Ивана Васильевича?

(Через музыку: весёлая кадриль, нежный плавный вальс, задорная полька, изящная мазурка создают радостное настроение).

-Найдите в тексте это предложение. В чём его особенность?

(Я … танцевал и кадрили, и вальсы, и польки …). Это предложение с однородными членами, соединёнными повторяющимся союзом И.

-Как вы думаете, зачем союз И повторяется?

-Перестройте это предложение по схеме:

[О, О, О] – Что меняется?

-Исчезает эмоциональность, предложение становится более спокойным по настроению.

-А теперь обратимся к другому эпизоду – писанию мазурки, танца, знакомого вам только по книгам и кинофильмам.

-А откуда пришёл этот танец и само это слово? Небольшое сообщение на эту тему. Звучит мазурка).

-А теперь прочитаем, как описывает танец Толстой с помощью слова? (Выразительное чтение отрывка).

-Какие предложения здесь встречаются?

(Предложения с однородными сказуемыми и однородными обстоятельствами).

-Случайно ли это?

(Мазурка – танец быстрый. С помощью таких предложений передаются движения танца и их характеристика).

-А в каком ещё эпизоде должны преобладать предложения с однородными сказуемыми и обстоятельствами?

(В сцене наказания татарина. В основе тоже лежит действие.)

-Выпишите из текста однородные сказуемые и обстоятельства.

1 группа – из описания танца.

2 группа – из эпизода наказания татарина.

тоже преобладают конструкции с однородными членами. Давайте выясним, какова их роль.

-Что чувствует Иван Васильевич на балу?

(Любовь, блаженство, счастье).

-Как Толстой об этом говорит? Найдите это предложение в тексте.

(Я любил и хозяйку в фероньерке … и её мужа, и её гостей, и её лакеев, и даже … инженера Анисимова).

-А каково состояние героя после бала, когда он стал свидетелем сцены наказания? (чтение эпизода).

(Он чувствует стыд и тоску).

-Как здесь автору удаётся с помощью однородных членов выразить переживания Ивана Васильевича?

(Он использует однородные определения в переносном значении: слово «тошнота» в переносном значении - «отвращение, омерзение»; поэтому «доходящая до тошноты тоска» - это чувство вызывающее омерзение. В предложении появляются нераспространённые однородные сказуемые: опустил, поторопился уйти, услыхал, увидал, выскочил, которые выражают душевный разлад, беспокойство).

-Что же стало итогом душевного потрясения Ивана Васильевича? Прочитайте.

(Его любовь к Вареньке остыла, а потом умерла).

-Вся жизнь переменилась от одной ночи, а вернее утра … А что было причиной? Что несовместимо с нравственностью? (Жестокость)

-Как вы понимаете это слово?

(Это проявление безжалостности, беспощадности).

-Жестокость может проявляться по – разному и порождать её могут разные причины.

Можно сказать так:

Жестокость людей

Жестокость времени

Жестокость судьбы

Жестокость мира

Жестокость друга

5. Подведение итогов урока.

-Итак, погрузившись в язык Толстого, мы наблюдали, как «работают» предложения с однородными членами, помогая писателю в создании яркого портрета, и в образной характеристике действий, и в передаче тончайших душевных переживаний героя.

Отбор нужных слов и конструкций, умелое и бережное отношение Толстого к слову, помогли нам и насладиться языком мастера, и понять его мысли и авторскую позицию. Жестокость, которая приводит к гибели любви, является, по мнению Толстого, одним из самых тяжких человеческих пороков.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!