4. | Введение нового материала. Работа над темой: «М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Листок». Мотивы одиночества и странничества. | 1. Чтение стихотворения учащимися. 2. Беседа о первичном восприятии. - Какова тема произведения? -Какие мотивы звучат в этом стихотворении? -Почему стихотворение называется «Листок»? - Какие картины представляли вы, слушая это стихотворение? - Какое настроение, переживали вы, слушая это стихотворение? 3. Лексическая работа. -Составьте словарики непонятных слов. | Тема одиночества, тоски и грусти. Одиночества и странничества. Автор подчеркнул тему одиночества и мотив странничества. Море, чинара молодая у моря, жёлтый дубовый листок у её корней. Грустное, печальное настроение. Работа с толковыми словарями. Учащиеся зачитывают словарики. Лексическая работа: Чинара - дерево, восточный платан. Странник – странствующий человек. Приют – место, где можно спастись и отдохнуть. Молить – просить, умолять. Пришелец - пришлый, неместный человек. Мудрёный – загадочный, непонятный. Утомить – привести в состояние усталости, утомления. Небылица – вымысел, враньё. |
6. | Работа над содержанием стихотворения. | 4. Анализ стихотворения - О чём это стихотворение? -Что хотел рассказать нам Лермонтов? Какую историю? - Кто главные герои стихотворения? - Как называют тех, кто много странствует, постоянно находится в пути? - Найдите в стихотворении «Листок» строчку с этим словом. - Какова история листка-странника? -Составьте рассказ, опираясь на слова – глаголы.
- Что испытал листок в своих странствиях? - Что мы узнаём о жизни чинары? - Какие два мира противопоставлены в этом стихотворении? - Какой приём использован? - Почему чинара отказывается приютить странника? -Обладают ли характерами дубовый листок и чинара в стихотворении? Какими? -Как вы думаете, могут ли соединиться листок и чинара? -Есть ли будущее у листка? Подтвердите строчками самого стихотворения. -На чьей стороне симпатии читателя? Кому сочувствуете вы и почему? - Как вы поняли главную мысль стихотворения? Выводы: В стихотворении два характера, две судьбы, два состояния, два настроения. 5. Выразительное чтение стихотворения «Листок» по ролям (автор, дубовый листок, чинара). Продумайте интонацию стихотворения. | Слабые учащиеся - зачитывают, сильные – рассказывают (стр.163) Молодая чинара и засохший дубовый листок Странник И странник прижался у корня чинары высокой, Приюта на время он молит с тоскою глубокой. (учащиеся объясняют значения выделенных слов). Самостоятельная (творческая) работа. «Оторвался … , укатился … , засох и увял … ,… и …; докатился … . Прижался …и молит он … . До срока созрел он.». Холод, зной, горе, он засох и увял. «Высокая молодая чинара стоит у Чёрного моря, с ней шепчется ветер, зелёные ветви, изумрудные листья, на ветвях качаются райские птицы». «Я солнцем любима, по небу ветви раскинула, корни мои умывает холодное море». Мир одинокого бесприютного скитальца-листка и спокойной, самодовольной красавицы-чинары. Листок окружают враждебные силы, чинару – ласковый ветер. Лермонтов использует приём антитезы – противопоставления. Она не хочет нарушать свой покой, не хочет знать ничего, что выходит за грани ее собственного мира. Листок замёрзший, убитый горем, потому что он далеко от родины; чинара - высокомерна, молода, избалована. Невозможность их соединения: Судьбы разные, характеры разные. Нет. Дальше – море. Оно сулит гибель. Сулить – предвещать. На стороне пыльного листка, тоскующего по родине. Одиночество - самое большое несчастье в жизни человека, но его нужно преодолевать. Одиноким людям нужно протянуть руку помощи, помочь, проявить сострадание, милосердие. |
8. | Рефлексия. Подведение итогов урока. | -К каким выводам мы приходим, читая и анализируя произведения, где главной темой проходит тема одиночества? 1. Плохо, когда одиноко, надо иметь друзей. 2. Помоги тому, кому одиноко. Подведем итоги урока: - Оцените свою деятельность на уроке, используя один из вариантов ответа» Закончите предложения На уроке я узнал … На уроке я научился … Я могу себя похвалить за … | Заполняют бланк самооценки. |