4. | Введение нового материала. Работа над темой: «М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Утёс». Мотив одиночества. | 1. Чтение стихотворения учащимися. 2. Беседа о первичном восприятии. - Какова тема произведения? -Какие мотивы звучат в этом стихотворении? - Какие картины представляли вы, слушая это стихотворение? - Какое настроение, переживали вы, слушая это стихотворение? -Как вы думаете, о чём это стихотворение: о природных явлениях? - В стихотворении два образа, которые символизируют непрочность человеческих отношений. 3. Лексическая работа. -Составьте словарики непонятных слов. | Тема одиночества, тоски и грусти. Мотив одиночества и печали. Мы увидели маленькую тучку, которую пронизывают солнечные лучи. Она ярко- желтая, будто из золота. А рядом в пустыне огромный утес. Утреннее сверкающее голубое небо, свежий ветерок подбрасывает маленькую тучку, словно кораблик в бескрайнем океане небес. Грустное, печальное настроение. Нет, о судьбах человеческих. Работа с толковыми словарями. Учащиеся зачитывают словарики. Лексическая работа: Утёс - высокая скала, огромная гора. Лазурь – светло – синий цвет, синева. |
5. | Физкультминутка | Вновь у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись. Голова устала тоже. Так давайте ей поможем! Вправо-влево, раз и два. Думай, думай, голова. Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка. | |
6. | Работа над содержанием стихотворения. | 4. Анализ стихотворения - Кто главные герои стихотворения? - Как поэт описывает тучку? Выберите слова к характеристике тучки.
-Докажите, что тучка беззаботная. - Почему тучка золотая? - Почему тучка ночевала на груди утёса? - Как поэт описывает утёс? Выберите слова к характеристике утёса. - Забыл ли утёс тучку? - Почему задумался глубоко? - О чём говорит слово «тихонько плачет»? - Посмотрите, как все было красиво! Но с уходом тучки все умерло для него. Он остается наедине со своими воспоминаниями. Его сердце переполняют чувства … (Чувства грусти, тоски, одиночества, печали, горя) -Обладают ли характерами тучка и утёс в стихотворении? Какими? - Случайны ли здесь олицетворения? - Как соотносятся эти образы? Вывод: - Лермонтов говорит о невозможности соединения любящих сердец. Кому сочувствуете вы и почему? - Как вы поняли главную мысль стихотворения? Выводы: В стихотворении два характера, две судьбы, два состояния, два настроения. 5. Выразительное чтение стихотворения «Утёс». Продумайте интонацию стихотворения. | Утёс и тучка Самостоятельная (творческая) работа. Тучка Лексическая цепочка с указанием изобразительных средств: Тучка (уменьш. суффикс) Золотая (эпитет) Умчалась (олицетворение) Весело (эпитет) Играя (олицетворение) По лазури (метафора) «Умчалась», «весело играя». Лучи солнца «золотят» тучку. Ближе к сердцу Утёс утёс-великан (эпитет) влажный след (эпитет) морщина (олицетв.) старый (эпитет) одиноко (эпитет) задумался (олицетв.) плачет (олицетв.) Нет, остался влажный след в морщине старого утеса. После встречи особенно остро переживаются чувства одиночества. Он грустит, скучает, ему одиноко без веселой и неугомонной тучки. Совсем недавно он оберегал её, заботился. Тяжело, когда тебя кто-то покидает. Ему стыдно плакать. Он большой, сильный. Великан! Он не хочет, чтобы его слезы еще кто-нибудь видел. Тучка: легкая, подвижная, легкомысленная, молодая, беззаботная, игривая, жизнерадостная. Утёс: старый, одинокий, большой. Они помогают увидеть здесь чувства человека. Они противопоставлены: две противоположные стихии, утёс остается один. Лермонтов использует приём антитезы – противопоставления. Жалость, сочувствие к утёсу. Одиночество - самое большое несчастье в жизни человека, но его нужно преодолевать. Одиноким людям нужно протянуть руку помощи, помочь, проявить сострадание, милосердие. |
8. | Рефлексия. Подведение итогов урока. | -К каким выводам мы приходим, читая и анализируя произведения, где главной темой проходит тема одиночества? 1. Плохо, когда одиноко, надо иметь друзей. 2. Помоги тому, кому одиноко. Подведем итоги урока: - Оцените свою деятельность на уроке, используя один из вариантов ответа» Закончите предложения На уроке я узнал … На уроке я научился … Я могу себя похвалить за … | Заполняют бланк самооценки. |