СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературе на тему: М.Ю.Лермонтов. Анализ стихотворения «Утёс». Мотив одиночества.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

1.ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ продолжить изучение творчества М.Ю.Лермонтова; представить картины, изображенные в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Утёс», обучение навыкам аналитического чтения, анализу поэтического текста.

2.ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ помочь учащимся почувствовать красоту художественного слова;

3.РАЗВИВАЮЩАЯ расширить знания по освоению теоретико-литературных понятий – жанра лирического стихотворения; развить умение обобщать и делать вывод; обогатить словарный запас учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе на тему: М.Ю.Лермонтов. Анализ стихотворения «Утёс». Мотив одиночества.»

Новик Н.Г., учитель русского языка и литературы, ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».

Конспект урока по литературе на тему: М.Ю.Лермонтов. Анализ стихотворения «Утёс». Мотив одиночества..

Тип урока: Урок анализа

Цели урока:

  1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ продолжить изучение творчества М.Ю.Лермонтова; представить картины, изображенные в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Утёс», обучение навыкам аналитического чтения, анализу поэтического текста.

  1. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ помочь учащимся почувствовать красоту художественного слова;

  2. РАЗВИВАЮЩАЯ расширить знания по освоению теоретико-литературных понятий – жанра лирического стихотворения; развить умение обобщать и делать вывод; обогатить словарный запас учащихся.

  3. Коррекционная: формировать грамматический строй речи, развивать слухо-зрительное восприятие речи, следить за произношением


Наглядность и оборудование: карточки со словами и словосочетаниями, альбом "М.Ю.Лермонтов", компьютер, медиапроектор, учебник: Литература, 6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2009 г; словарь литературоведческих терминов, карточки для анализа поэтического текста, компьютерная презентация.


Ход урока:

Ход урока


Этап урока

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

1.

Мотивирование к деятельности (включение в учебную деятельность)

- Добрый день!

Вы начать урок готовы? Будем слушать, рассуждать и друг другу помогать!

Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. Включаются в учебную деятельность.


2.

Опрос домашнего задания.


1. Разговор к уроку.

-Назовите правила, которые надо соблюдать на уроке.

-Какого писателя мы изучаем?

-Кто такой М.Ю.Лермонтов?

- Что было задано на дом?






Выучить выводы.

Выучить стихотворение «Листок».


3.

Сообщение темы урока


Слово учителя.

Поэзия М.Ю. Лермонтова многих пленяет своей красотой и человечностью. Сегодня нам предстоит знакомство с новым произведением поэта.

- Итак, сегодня мы познакомимся со стихотворением «Утёс».

- Давайте обратимся к плану. Что мы с вами будем делать сегодня на уроке?

Будем изучать новое произведение М.Ю.Лермонтова


Мы узнаем…

Мы научимся…

Мы повторим…



Тема урока: М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Утёс».


4.

Введение нового материала. Работа над темой:

«М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Утёс». Мотив одиночества.





1. Чтение стихотворения учащимися.

2. Беседа о первичном восприятии.

- Какова тема произведения?


-Какие мотивы звучат в этом стихотворении?


- Какие картины представляли вы, слушая это стихотворение?










- Какое настроение, переживали вы, слушая это стихотворение?

-Как вы думаете, о чём это стихотворение: о природных явлениях?

- В стихотворении два образа, которые символизируют непрочность человеческих отношений.

3. Лексическая работа.

-Составьте словарики непонятных слов.






Тема одиночества, тоски и грусти.

Мотив одиночества и печали.


Мы увидели маленькую тучку, которую пронизывают солнечные лучи. Она ярко- желтая, будто из золота. А рядом в пустыне огромный утес. Утреннее сверкающее голубое небо, свежий ветерок подбрасывает маленькую тучку, словно кораблик в бескрайнем океане небес.


Грустное, печальное настроение.


Нет, о судьбах человеческих.




Работа с толковыми словарями.

 Учащиеся зачитывают словарики.

Лексическая работа:

Утёс - высокая скала, огромная гора.

Лазурь – светло – синий цвет, синева.

5.

Физкультминутка


Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.

Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.

Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.



6.

Работа над содержанием стихотворения.


4. Анализ стихотворения

- Кто главные герои стихотворения?



- Как поэт описывает тучку? Выберите слова к характеристике тучки.









-Докажите, что тучка беззаботная.

- Почему тучка золотая?

- Почему тучка ночевала на груди утёса?


- Как поэт описывает утёс? Выберите слова к характеристике утёса.







- Забыл ли утёс тучку?


- Почему задумался глубоко?




- О чём говорит слово «тихонько плачет»?









- Посмотрите, как все было красиво! Но с уходом тучки все умерло для него. Он остается наедине со своими воспоминаниями. Его сердце переполняют чувства … (Чувства грусти, тоски, одиночества, печали, горя)


-Обладают ли характерами тучка и утёс в стихотворении? Какими?




- Случайны ли здесь олицетворения?


- Как соотносятся эти образы?


Вывод:

- Лермонтов говорит о невозможности соединения любящих сердец.

Кому сочувствуете вы и почему?

- Как вы поняли главную мысль стихотворения?



Выводы:

В стихотворении два характера, две судьбы, два состояния, два настроения.


5. Выразительное чтение стихотворения «Утёс».

Продумайте интонацию стихотворения.


Утёс и тучка

Самостоятельная (творческая) работа.

Тучка

Лексическая цепочка с указанием изобразительных средств:

Тучка (уменьш. суффикс)

Золотая (эпитет)

Умчалась (олицетворение)

Весело (эпитет)

Играя (олицетворение)

По лазури (метафора)

«Умчалась», «весело играя».

Лучи солнца «золотят» тучку.

Ближе к сердцу

Утёс

утёс-великан (эпитет)

влажный след (эпитет)

морщина (олицетв.)

старый (эпитет)

одиноко (эпитет)

задумался (олицетв.)

плачет (олицетв.)


Нет, остался влажный след в морщине старого утеса.

После встречи особенно остро переживаются чувства одиночества.


Он грустит, скучает, ему одиноко без веселой и неугомонной тучки. Совсем недавно он оберегал её, заботился. Тяжело, когда тебя кто-то покидает. Ему стыдно плакать. Он большой, сильный. Великан! Он не хочет, чтобы его слезы еще кто-нибудь видел.











Тучка: легкая, подвижная, легкомысленная, молодая, беззаботная, игривая, жизнерадостная.

Утёс: старый, одинокий, большой.


Они помогают увидеть здесь чувства человека.


Они противопоставлены: две противоположные стихии, утёс остается один.

Лермонтов использует приём антитезы – противопоставления.



Жалость, сочувствие к утёсу.


Одиночество - самое большое несчастье в жизни человека, но его нужно преодолевать. Одиноким людям нужно протянуть руку помощи, помочь, проявить сострадание, милосердие.






7.

Домашнее задание

Выучить выводы.

Выучить стихотворение «Утёс».

Открывают дневники, записывают домашнее задание.

8.

Рефлексия.

Подведение итогов урока.

-К каким выводам мы приходим, читая и анализируя произведения, где главной темой проходит тема одиночества?

1. Плохо, когда одиноко, надо иметь друзей.

2. Помоги тому, кому одиноко.

Подведем итоги урока:

- Оцените свою деятельность на уроке, используя один из вариантов ответа»

Закончите предложения

На уроке я узнал …

На уроке я научился …

Я могу себя похвалить за …








 Заполняют бланк самооценки.