2. | Опрос домашнего задания. | 1. Разговор к уроку. -Назовите правила, которые надо соблюдать на уроке. -Какого писателя мы изучаем? -Кто такой М.Ю.Лермонтов? - Что было задано на дом? -Что такое «баллада»? БАЛЛАДА — ЛИРОЭПИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ, ТО ЕСТЬ РАССКАЗ, ИЗЛОЖЕННЫЙ В ПОЭТИЧЕСКОЙ ФОРМЕ. -Какие слова вошли в ваши словарики? | Составить словарик к тексту баллады «Три пальмы». Выучить литературоведческую терминологию. Прочитать балладу. Учащиеся зачитывают словарики. Лексическая работа: Пальма – дерево южных стран, обычно с прямым неветвистым стволом, и с очень крупными вечнозелёными листьями. РОПТАТЬ - негромко, в неясной форме выражать недовольство, обиду. КАРАВАН – группа навьюченных животных (верблюдов), перевозящих грузы, людей (в пустыне, в степи). ВЬЮК – упакованная поклажа, перевозимая на спине животного. ФАРИС – по-арабски: всадник, витязь. ЧЕЛНОК – выдолбленная из дерева лодка. ШАТЕР – большая палатка, крытая тканью, ковром. |
6. | Работа над содержанием баллады | 1. Чтение стихотворения учащимися. 2. Беседа о первичном восприятии. - Какова тема произведения? О чем и о ком стихотворение? - Какие картины представляли вы, слушая это стихотворение? - Какое настроение, переживали вы, слушая это стихотворение? 3.Анализ стихотворения. - Кто главные герои стихотворения? - Какими вы увидели пальмы в этом стихотворении? -Каким поэт описывает ручей? - Благодаря чему среди такой природы растут пальмы? - А что для ручья пальмы? -Чему противопоставлены пальмы в первой части стихотворения? - Какой прием использует поэт, чтобы мы лучше представили себе эти пальмы»? - Как проходит жизнь пальм и ручья? - Довольны ли пальмы своим существованием? -Почему пальмы недовольны своей жизнью? - Что разрушает покой, которыми дышат первые строфы стихотворения? -А теперь посмотрим, как автор изображает караван. (РАБОТА В ГРУППАХ). - Что мы узнаем дальше из стихотворения? - Прочитайте, как повели себя люди – «малые дети». - Что же случилось с наступлением вечера? - Как вы считаете, почему люди вырубили пальмы? Прочитайте. - С кем сравнивает пальмы Лермонтов? -С помощью каких слов и выражений вы можете доказать это? РАБОТА НАД ТРЕТЬЕЙ КАРТИНОЙ? - Как развивались дальнейшие события? - Что осталось после пребывания людей у родника? Во что превратился ранее цветущий уголок природы? - Что осталось от пальм? - Какой вы видите остальную природу? Прочитайте. - Почему вместе с пальмами исчез и родник? - Что вы можете сказать о поступке этих людей? - Перечитать первые и последние строки. Лермонтов использует приём антитезы – противопоставления. - Как вы поняли главную мысль стихотворения? Слово учителя: пальмы хотели приносить пользу. Но жить достойно – очень трудно. Лермонтов говорит в своём стихотворении, что люди могут не заметить твоей доброты и быть неблагодарными. Жизнь очень хрупка, её легко можно погубить. Вывод: Человек всегда должен думать о тех, кто придёт после него и беречь природные богатства. | Красота природы и гармония человека с миром. Песок, три пальмы, ручей. Грусть, печаль, удивление, недоумение… "Три гордые пальмы" и "звучный ручей". «Гордые», «роскошные листья», «сень зеленых листов». «Журча», «пробивался водою холодной», «влаге студёной». Благодаря ручью. Спасение. «Лучи знойные», «пески летучие», «почва бесплодная». Лермонтов использует приём антитезы – противопоставления. Их жизнь течет неспешно и спокойно, но скучно, никогда не приходят к ним путники. Нет, они стали «на Бога роптать». Никто не восхищается их красотой, они "растут и цветут" без пользы. Покой нарушен появлением людей. Работа в группах 1 группа: - найти, какими красками рисует автор караван. (золотой, пестрели, узорные, смуглые, черные очи, белый) 2 группа: – какими звуками сопровождает поэт стихотворение? (звонков нестройные звуки, окрики, ржание коня, крик, свист, шум, веселье, звук воды) 3 группа – с помощью каких сравнений автор помогает понять происходящее? (караван, как челнок; люди – малые дети, пальмы – питомцы столетий) 4 группа – какими словами передает движение? (шел, взрывая песок; мотаясь, висели; Конь на дыбы поднимался порой, прыгал, как барc, подходит, шумя, неслись…) Мы узнаем, что пальмы щедро поят нежданных гостей водой, предлагают отдохнуть от жары, зноя, усталости, то есть ведут себя как радушные хозяева. Людям стало холодно, и они вырубили деревья. С живыми людьми. Пали-упали, одежду сорвали - сорвали листья, изрублены тела. Утром караван совершал путешествие по намеченному маршруту. Цветущий уголок превратился в никому ненужное, дикое и пустое место. Пепел седой и холодный. «почва бесплодная», «пепел седой и холодный», «остатки сухие», «все дико и пусто кругом»… Он высох от знойного солнца. Они совершили необдуманный, безрассудный, безответственный, злой, жестокий, эгоистичный поступок. Работа с толковыми словарями. Безрассудный - Необдуманный- Нельзя пользоваться природными богатствами, если думаешь только о своем собственном сегодняшнем благополучии. |