СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературе на тему: М.Ю.Лермонтов. Восточное сказание «Три пальмы».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

1.ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ продолжить изучение творчества М.Ю.Лермонтова; представить картины, изображенные в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Три пальмы» (устное словесное рисование), обучение навыкам аналитического чтения, анализу поэтического текста.

2.ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ помочь учащимся почувствовать красоту художественного слова;

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе на тему: М.Ю.Лермонтов. Восточное сказание «Три пальмы».»

Новик Н.Г., учитель русского языка и литературы, ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».

Конспект урока по литературе на тему: М.Ю.Лермонтов. Восточное сказание «Три пальмы».

Тип урока: Урок анализа

Цели урока:

  1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ продолжить изучение творчества М.Ю.Лермонтова; представить картины, изображенные в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Три пальмы» (устное словесное рисование), обучение навыкам аналитического чтения, анализу поэтического текста.

  1. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ помочь учащимся почувствовать красоту художественного слова;

  2. РАЗВИВАЮЩАЯ расширить знания по освоению теоретико-литературных понятий – жанра лирического стихотворения; развить умение обобщать и делать вывод; обогатить словарный запас учащихся.

  3. Коррекционная: формировать грамматический строй речи, развивать слухо-зрительное восприятие речи, следить за произношением

Методы:

  1. Слово учителя.

  2. Работа в группах.

  3. Создание таблицы.

  4. Объяснение непонятных слов и выражений, взятых из текста.

  5. Выразительное чтение стихотворения. Анализ лирического текста.

  6. Беседа.

  7. Устное словесное рисование, рассматривание иллюстраций к стихотворению.

  8. Обобщение.


Наглядность и оборудование: карточки со словами и словосочетаниями, альбом "М.Ю.Лермонтов", компьютер, медиапроектор, учебник: Литература, 6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2009 г; словарь литературоведческих терминов, карточки для анализа поэтического текста, компьютерная презентация.


Ход урока:

Ход урока


Этап урока

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

1.

Мотивирование к деятельности (включение в учебную деятельность)

- Добрый день!

Вы начать урок готовы? Будем слушать, рассуждать и друг другу помогать!

Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. Включаются в учебную деятельность.


2.

Опрос домашнего задания.


1. Разговор к уроку.

-Назовите правила, которые надо соблюдать на уроке.

-Какого писателя мы изучаем?

-Кто такой М.Ю.Лермонтов?

- Что было задано на дом?

-Что такое «баллада»?

БАЛЛАДА — ЛИРОЭПИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ, ТО ЕСТЬ РАССКАЗ, ИЗЛОЖЕННЫЙ В ПОЭТИЧЕСКОЙ ФОРМЕ.

-Какие слова вошли в ваши словарики?







Составить словарик к тексту баллады «Три пальмы».

Выучить литературоведческую терминологию.

Прочитать балладу.


 Учащиеся зачитывают словарики.

Лексическая работа:

Пальма – дерево южных стран, обычно с прямым неветвистым стволом, и с очень крупными вечнозелёными листьями.

РОПТАТЬ - негромко, в неясной форме выражать недовольство, обиду.

КАРАВАН – группа навьюченных животных (верблюдов), перевозящих грузы, людей (в пустыне, в степи).

ВЬЮК – упакованная поклажа, перевозимая на спине животного.

ФАРИС – по-арабски: всадник, витязь.

ЧЕЛНОК – выдолбленная из дерева лодка.

ШАТЕР – большая палатка, крытая тканью, ковром.

3.

Сообщение темы урока


Слово учителя. Всю свою жизнь Михаил Юрьевич Лермонтов размышлял над важными жизненными вопросами, и свои мысли он старался выразить в своей лирике. Читая его стихотворения, мы переживаем, грустим и радуемся, живем вместе с его героями. Как ярко умел он передать красоту природы во всех ее красках, со всеми ее настроениями! Многие произведения поэта наполнены грустью, и причину этой трагедии автор видел в несправедливом устройстве мира. Примером может служить его стихотворение "Три пальмы".

- Давайте обратимся к плану. Что мы с вами будем делать сегодня на уроке?

- Итак, сегодня мы продолжим работать над балладой «Три пальмы» М.Ю. Лермонтова.

Будем изучать новое произведение М.Ю.Лермонтова


Мы узнаем…

Мы научимся…

Мы повторим…






















Тема урока: М.Ю. Лермонтов. Баллада «Три пальмы».


4.

Введение нового материала. Работа над темой:


«М.Ю.Лермонтов. Восточное сказание «Три пальмы».





- Что такое сюжет?

- Каков же сюжет романа?


- Давайте разделим балладу на части и составим план.

Игра «Корректор».

-Восстановите план:

Гибель пальм.

Появление каравана.

Жизнь гордых пальм в пустыне.

Описание бесплодной пустыни.

Обращение пальм к Богу.

Пальмы встречают гостей.

СЮЖЕТ – РАЗВИТИЕ СОБЫТИЙ В ПРОИЗВЕДЕНИИ.

Зачитывают стр.159-160



1)Жизнь гордых пальм в пустыне.

2)Обращение пальм к Богу.

3)Появление каравана.

4)Пальмы встречают гостей.

5)Гибель пальм.

6)Описание бесплодной пустыни.


5.

Физкультминутка


Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.

Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.

Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.



6.

Работа над содержанием баллады


1. Чтение стихотворения учащимися.

2. Беседа о первичном восприятии.

- Какова тема произведения? О чем и о ком стихотворение?

- Какие картины представляли вы, слушая это стихотворение?


- Какое настроение, переживали вы, слушая это стихотворение?

3.Анализ стихотворения.

- Кто главные герои стихотворения?

- Какими вы увидели пальмы в этом стихотворении?


-Каким поэт описывает ручей?

- Благодаря чему среди такой природы растут пальмы?


- А что для ручья пальмы?


-Чему противопоставлены пальмы в первой части стихотворения?

- Какой прием использует поэт, чтобы мы лучше представили себе эти пальмы»?


- Как проходит жизнь пальм и ручья?


- Довольны ли пальмы своим существованием?


-Почему пальмы недовольны своей жизнью?



- Что разрушает покой, которыми дышат первые строфы стихотворения?


-А теперь посмотрим, как автор изображает караван.

(РАБОТА В ГРУППАХ).





















- Что мы узнаем дальше из стихотворения?




- Прочитайте, как повели себя люди – «малые дети».

- Что же случилось с наступлением вечера?

- Как вы считаете, почему люди вырубили пальмы?

Прочитайте.

- С кем сравнивает пальмы Лермонтов?

-С помощью каких слов и выражений вы можете доказать это?

РАБОТА НАД ТРЕТЬЕЙ КАРТИНОЙ?

- Как развивались дальнейшие события?



- Что осталось после пребывания людей у родника? Во что превратился ранее цветущий уголок природы?

- Что осталось от пальм?

- Какой вы видите остальную природу?

Прочитайте.

- Почему вместе с пальмами исчез и родник?

- Что вы можете сказать о поступке этих людей?




- Перечитать первые и последние строки.

Лермонтов использует приём антитезы – противопоставления.


- Как вы поняли главную мысль стихотворения?


Слово учителя: пальмы хотели приносить пользу. Но жить достойно – очень трудно. Лермонтов говорит в своём стихотворении, что люди могут не заметить твоей доброты и быть неблагодарными.

Жизнь очень хрупка, её легко можно погубить.

Вывод:

Человек всегда должен думать о тех, кто придёт после него и беречь природные богатства.




Красота природы и гармония человека с миром.

Песок, три пальмы, ручей.



Грусть, печаль, удивление, недоумение…


"Три гордые пальмы" и "звучный ручей".

«Гордые», «роскошные листья», «сень зеленых листов».


«Журча», «пробивался водою холодной», «влаге студёной».


Благодаря ручью.



Спасение.


«Лучи знойные», «пески летучие», «почва бесплодная».


Лермонтов использует приём антитезы – противопоставления.



Их жизнь течет неспешно и спокойно, но скучно, никогда не приходят к ним путники.

Нет, они стали «на Бога роптать».

Никто не восхищается их красотой, они "растут и цветут" без пользы.


Покой нарушен появлением людей.

 Работа в группах

1 группа: - найти, какими красками рисует автор караван.

(золотой, пестрели, узорные, смуглые, черные очи, белый)

2 группа: – какими звуками сопровождает поэт стихотворение?

(звонков нестройные звуки, окрики, ржание коня, крик, свист, шум, веселье, звук воды)

3 группа – с помощью каких сравнений автор помогает понять происходящее?

(караван, как челнок; люди – малые дети, пальмы – питомцы столетий)

4 группа – какими словами передает движение?

(шел, взрывая песок; мотаясь, висели; Конь на дыбы поднимался порой, прыгал, как барc, подходит, шумя, неслись…)

Мы узнаем, что пальмы щедро поят нежданных гостей водой, предлагают отдохнуть от жары, зноя, усталости, то есть ведут себя как радушные хозяева.





Людям стало холодно, и они вырубили деревья.


С живыми людьми.


Пали-упали, одежду сорвали - сорвали листья, изрублены тела.



Утром караван совершал путешествие по намеченному маршруту.

Цветущий уголок превратился в никому ненужное, дикое и пустое место.



Пепел седой и холодный.

«почва бесплодная», «пепел седой и холодный», «остатки сухие», «все дико и пусто кругом»…


Он высох от знойного солнца.


Они совершили необдуманный, безрассудный, безответственный, злой, жестокий, эгоистичный поступок.

 Работа с толковыми словарями.

Безрассудный -

Необдуманный-


Нельзя пользоваться природными богатствами, если думаешь только о своем собственном сегодняшнем благополучии.


7.

Домашнее задание

Передать сюжет по плану.

Читать балладу выразительно

Открывают дневники, записывают домашнее задание.

8.

Рефлексия.

Подведение итогов урока.

1.Какой поступок был совершен? (Был совершен необдуманный, безответственный, злой, жестокий проходившими по пустыне людьми, эгоистичный поступок).

2.Какова же цена совершенного людьми поступка? (Оазис являлся ценностью, нужной, необходимой для жизни многих людей и животных. А теперь этот поступок может стоить жизни другим людям и животным).

3.Что же вы главное поняли из сегодняшнего урока? (Прежде чем совершать какие-либо поступки, нужно подумать не только о собственном уюте и комфорте, но и об окружающем мире и окружающих людях).

Подведем итоги урока:

- Оцените свою деятельность на уроке, используя один из вариантов ответа»

Закончите предложения

На уроке я узнал …

На уроке я научился …

Я могу себя похвалить за ..





























 Заполняют бланк самооценки.