СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературе на тему: «Н.В.Гоголь. Анализ 5 действия комедии "Ревизор».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

Образовательные:

  • познакомить, прокомментировать и обсудить события V действия комедии; продолжить наблюдения за сюжетом комедии, за героями;
  • работать над художественными особенностями пьесы; страх перед ревизором как основа комедийного действия.
  • формирование навыка выразительного чтения по ролям, исследовательской работы с текстом, развитие коммуникативных умений учащихся;

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе на тему: «Н.В.Гоголь. Анализ 5 действия комедии "Ревизор».»

Новик Н.Г., учитель русского языка и литературы, ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».

Конспект урока по литературе на тему: «Н.В.Гоголь. Анализ 5 действия комедии "Ревизор».

Тип урока: Урок анализа содержания

Цели:

Образовательные:

  • познакомить, прокомментировать и обсудить события V действия комедии; продолжить наблюдения за сюжетом комедии, за героями;

  • работать над художественными особенностями пьесы; страх перед ревизором как основа комедийного действия.

  • формирование навыка выразительного чтения по ролям, исследовательской работы с текстом, развитие коммуникативных умений учащихся;

  • анализировать образы героев комедии через речевую характеристику персонажей, раскрытие внутреннего мира героев через их поступки и речь;

  • углубить знания литературоведческих понятий.

Развивающие:

  • развитие и совершенствование навыков и приемов работы с художественным текстом: (умения анализировать, сопоставлять, делать выводы);

  • развитие речи и воображения, мышления учащихся.

Воспитательная:

  • воспитывать интерес к творчеству писателя;

  • воспитывать бережное отношение к слову, интереса к знаниям, чувства ответственности за результаты своего труда, культуры общения;


Наглядность и оборудование: карточки со словами и словосочетаниями, альбом "Н.В.Гоголь", компьютер, медиапроектор, учебник: Литература, 8 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2009 г; словарь литературоведческих терминов, карточки для анализа текста, компьютерная презентация.

Ход урока


Этап урока

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

1.

Мотивирование к деятельности (включение в учебную деятельность)

- Добрый день!

Вы начать урок готовы? Будем слушать, рассуждать и друг другу помогать!

Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. Включаются в учебную деятельность.


2.

Опрос домашнего задания.


- Что было задано на дом?

- Дома вы перечитали 4 действие. Перед вами лежат таблички с фамилиями чиновников. Я буду задавать вопросы по содержанию, а вы должны выбрать правильный ответ и поднять нужную табличку (приложение №1)

1.Заполнить таблицу цитатами (см. приложение №2)

2. Прочитать 5 действие.

3.

Сообщение темы урока


Слово учителя.

- Тема сегодняшнего урока - «Комедия Н. В. Гоголя «Ревизор». Анализ содержания 5 действия».

Мы продолжим изучать комедию «Ревизор», познакомимся с 5 действием комедии.

Мы узнаем…

Мы научимся…

Мы повторим…

4.

Введение нового материала. Работа над темой:

«Н.В.Гоголь. Комедия «Ревизор». Анализ содержания 5 действия».




1. Работа над усвоением содержания 5 действия.

1. Слово учителя.

- Хлестаков уехал. Но превращение захватывает новых лиц. Линия сюжета, оборвавшаяся в конце IV действия с отъездом Хлестакова, подхвачена и продолжена с начала V действия историей городничего — теперь из него делается вельможа.

В первых четырех действиях комедии городничий — уездный чиновник весьма невысокого полета.

Но в V действии этот городничий преображается.


2. Выразительное чтение по ролям явления 1, действия V.

- О чем мечтают городничий и Анна Андреевна?

-Составьте рассказ «Мечты городничего и Анна Андреевны?

















3. Обращение к домашнему заданию. Пересказ явления 2, действия V.

- Изменятся ли городничий и его жена, если осуществятся их мечты?














4.Выразительное чтение по ролям явления 7, действия V.

- Как раскрываются характеры чиновников в сцене поздравления?





- Чем является 5 действие в композиционном отношении?

- Как вы можете охарактеризовать речь Городничего?


5.Слово учителя.

Кульминация в комедии полно и резко и во всех отношениях выявлена, и она с неизбежностью влечет за собой развязку.

В комедии не одна, а две развязки. Первая наступает с приходом почтмейстера. Почтмейстер появляется на сцене как раз в то время, когда торжество городничего достигает апогея.


6.Выразительное чтение по ролям явления 8, действия V.

- Какую характеристику даёт Хлестаков чиновникам города? Дополните предложения.










- Какие чувства испытывает городничий и чиновники?









- Предвидят ли чиновники возможные последствия обмана?


7. Выразительное чтение последнего явления.

- Почему так поражены чиновники?






8.Композиционный план комедии.

Завязка. Известие о приезде ревизора.

Развитие действия.

1. Распоряжения Городничего чиновникам. Новость из гостиницы.

2. Визит Городничего в гостиницу.

3. Осмотр Хлестаковым богоугодных заведений. Хлестаков в доме Городничего.

4. Парад чиновников и жалобщиков.

5. Сватовство Хлестакова.

Кульминация.

Враньё Хлестакова и торжество Городничего.

Развязка.

Письмо Хлестакова Тряпичкину. Известие о приезде настоящего ревизора.


 Словарная работа

Кавалерия – здесь: широкая орденская лента, которую носили через плечо при самых высоких орденах.

Эстафета – здесь: срочная почта

Жуировать – развлекаться, вести весёлую жизнь

Щелкопёр – писака, враль, бумагомаратель

Либерал – здесь: свободомыслящий человек

Вертопрах – легкомысленный, ветреный человек



 Работа в группах.

Городничий и Анна Андреевна мечтают жить в Петербурге.

Мечты городничего.

Городничий думает со временем и в генералы влезть. Он мечтает о голубой ленте, хотя он знает, что голубую ему не получить ни в коем случае, а вот красную — почему не получить? Почему он хочет стать генералом? Он сам говорит потом, что, когда генерал едет, тому немедля дают на станции лошадей, тогда как другие «все дожидаются: все эти титулярные, капитаны, городничие... Обедаешь где-нибудь у губернатора, а там — стой, городничий!».

Мечты Анны Андреевны:

Знакомые будут графы и все светские…

Чтобы дом был первый в столице, и в комнате было амбре (благоухание).


Городничий не изменится, он станет таким, каким бывал и каким может быть, когда ему ничто и никто не мешает. Даже речь городничего делается теперь раскрепощенной: это речь без удержу, как и он сам теперь — без удержу (в которой не только ничем не сдерживаемая и торжествующая грубость, но и своеобразная сила, темперамент).

Жена городничего тоже не изменится: ее мечты демонстрируют крайнюю ограниченность представлений: «Я не иначе хочу, чтоб наш дом был первый в столице и чтоб у меня в комнате было такое амбре ..».

Сущность отношений чиновников к городничему — злоба, недоброжелательство и даже ненависть. Их недобрые чувства к городничему, их зависть к его «удаче» проявляются с предельной откровенностью: в грубой, наивной и комической форме.


Кульминацией и развязкой.

- Она полна грубых, простых слов, бранных выражений, оскорбительных оборотов;

- герой скинул маску почтенного начальника города.













Дополните предложения.

Городничий глуп, как … . Почтмейстер тоже … , точь- в – точь департаментский …, должно быть, также, …, … …

Надзиратель за богоугодным заведением Земляника – совершенная … … . Смотритель училищ протухнул … . Судья Ляпкин – Тяпкин в … моветон (человек дурного тона).

Протухнуть (тухнуть) -


Для городничего правда оказалась особенно горькой. Другие чиновники не только огорчены, но и рады. Ведь обманутым в первую очередь оказался городничий. Чиновники злорадствуют, имея давнюю вражду к городничему.

Злорадствовать -



В первый момент чиновники не способны до конца осознать случившееся.


С прибытием настоящего ревизора для всех чиновников — не для одного только городничего — все становится в первоначальное положение: чиновникам снова предстоит испытать страх, волнение, борьбу, столкновение интересов и самолюбий, ожидание разоблачения и пр. Оттого-то они и так поражены.


5.

Домашнее задание

1.Прочитать статью учебника «В мире гоголевской комедии», с.113-120, ч.2.

2.Составить материал о герое с опорой на материал учебника, уроков (задание 3 рабочей тетради, с.90, ч.1).


Открывают дневники, записывают домашнее задание.

6.

Рефлексия.

Подведение итогов урока.

Подведем итоги урока:

- Оцените свою деятельность на уроке, используя один из вариантов ответа:

Закончите предложения

На уроке я узнал …

На уроке я научился …

Я могу себя похвалить за …




 Заполняют бланк самооценки.


Приложение №1

Тест.

  1. Кто первый предложил “подсунуть” взятку ревизору? (Артемий Филиппович)

  2. Кто первым идет на приём к Хлестакову? (Аммос Фёдорович)

  3. Продолжите фразу: “Имею честь представиться: смотритель училищ титулярный советник…” (Хлопов)

  4. Кто рассказывает мнимому ревизору о том, “что здешний почтмейстер совершенно ничего не делает: все дела в большом запустении, посылки задерживаются…”? (Артемий Филиппович Земляника)

  5. Кого Добчинский просит помочь узаконить внебрачного сына? (Хлестаков)

  6. Чьи это слова: “Только знаете что, Иван Александрович? Уезжайте отсюда! Ей – богу, уже пора! Погуляли здесь два денька, ну – и довольно”? (Осип)

  7. “Как бы я желал, сударыня быть вашим платочком, чтобы обнимать вашу лилейную шейку…” Чьи слова? (Хлестаков)

  8. Анна Андреевна: “Знаешь ли ты, какой чести удостоивает нас…Он просит руки нашей дочери”. О ком она говорит? (Хлестаков)

  9. Кто приказал Авдотье достать из кладовой персидский ковёр и отдать его в дорогу Хлестакову? (Городничий)

  10. У кого просит деньги Хлестаков: “Да вот тогда вы дали двести, то есть не двести, а четыреста: я не хочу воспользоваться вашею ошибкою, - так, пожалуй, и теперь столько же, чтобы уже ровно было восемьсот”? (Городничий)


Приложение №2

Хлестаков и…


Цитата


Манера поведения Хлестакова


Аммос Фёдорович


«Знаете ли что: дайте их мне взаймы»; «Я, знаете, в дороге издержался: то да сё… Впрочем, я вам из деревни сейчас их пришлю»


Подобострастен, готов извиняться, заискивать перед солидным судьёй, вероятно, готов идти на попятную.


Почтмейстер


«Не можете ли вы мне дать триста рублей взаймы. А я, признаюсь, смерть не люблю отказывать себе в дороге, да и к чему?»

Говорит более свободно. Сам назначает сумму, что уже довольно смело.

Хлопов


«Какие вам нравятся – брюнетки или блондинки? В моих глазах точно есть что-то такое, что внушает робость».

Распускается и наглеет – обратно пропорционально робости своего собеседника


Артемий Филиппович


«Скажите, пожалуйста, мне кажется, как будто бы вчера вы были немножко ниже ростом, не правда ли?»; «Эй, вы! как вас? я всё позабываю, как ваше имя и отчество».

Допускает наглость по отношению к Землянике


Бобчинский и Добчинский


«Денег не у вас? Взаймы рублей тысячу»


Нагло вымогает деньги




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!