СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературе "Нравственные уроки в рассказе В.П.Астафьева "Конь с розовой гривой"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок является вторым по произведению "Конь с розовой гривой". На данном уроке будем продолжать  формировать умение анализировать текст художественного произведения;        воспитывать нравственные качества личности;попытаемся раскрыть идейное содержание рассказа и способы выражения авторской позиции;

будет вестить работу по  обучению анализу художественного произведения с целью раскрытия авторского замысла; развивать умение переходить от личных читательских оценок к авторскому пониманию характеров героев, ситуации, жизни;развивать  умение характеризовать героев, развивать творческое воображение, обогащать словарный запас учащихся; заинтересовать учащихся творчеством В.П.Астафьева, обратить их внимание на характеры героев, воспитывать добрых и порядочных людей.

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе "Нравственные уроки в рассказе В.П.Астафьева "Конь с розовой гривой"»

6 класс

Тема: «Нравственные уроки в рассказе В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой»

Цель: попытаться разобраться в трудных ситуациях, в которые попал герой

Задачи:

формирование умения анализировать текст художественного произведения; воспитывать нравственные качества личности;

раскрыть идейное содержание рассказа и способы выражения авторской позиции;

обучать анализу художественного произведения с целью раскрытия авторского замысла; развивать умение переходить от личных читательских оценок к авторскому пониманию характеров героев, ситуации, жизни;

умение характеризовать героев, развивать творческое воображение, обогащать словарный запас учащихся;

заинтересовать учащихся творчеством В.П.Астафьева, обратить их внимание на характеры героев, воспитывать добрых и порядочных людей.





Ход урока:

На прошлом уроке мы начали беседу по рассказу В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»

Давайте вспомним, какие темы поднимает автор в данном произведении?

(Центральная тема рассказов Астафьева — нравствен­ное взросление человека, становление личности, фор­мирование характера. Для этого необходимо понима­ние добра, справедливости, чувство ответственности за свои поступки, благородство по отношению к слабым Такой путь проходит главный герой рассказа «Конь с розовой гривой»).

Наш сегодняшний урок хотелось бы начать с такой нравственной категории, как совести.
-Когда люди говорят о совести?

(когда возникает вина человека, когда человек совершил плохой поступок)

-Приходилось ли вам чувствовать свою вину, переживать за содеянное?

-Почему совесть называют «высшим законом и судьей»?

(п.ч. она не дает совершать и повторять ошибок, тревожит человека, когда он не прав, наказывает человека муками)

-Что же такое совесть?

СОВЕСТЬ, -и, ж. Чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом. Слайд

(чувство человека, внутреннее понимание добра и зла, нравственное понятие)


СЛАЙД

В мире мудрых мыслей

Совесть – когтистый зверь, скребущий сердце…

А.С.Пушкин

Совесть – это тоненький голосок, который просит тебя не делать того, что ты только что сделал.

Л.Н.Толстой


Как вы понимаете эти высказывания?

-Имеет ли наш разговор о совести отношение к рассказу В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой»? Какое?

(герой рассказа совершает обман, воровство, а потом раскаивается, страдает, его мучит совесть)

-По вашему мнению, муки совести или, как говорят, угрызения совести что-либо значат в жизни человека?

(помогают осознать поступок, сделать выводы, не повторять ошибок, стать лучше)

-Значит, жить надо по совести?

-Тема нашего урока «Нравственные уроки доброты. Надо жить по совести».

В этих словах стержень жизни человеческой: уважать интересы окружающих людей и всего живого вокруг, быть ответственным за свои поступки, порядочным, милосердным, справедливым и добрым – вот что значит жить по совести. Все произведения В.П.Астафьева пронизаны этой мыслью, рассказ «Конь с розовой гривой» в том числе. На уроке мы должны выяснить, какие жизненные, нравственные уроки извлек герой рассказа из тех событий, участником которых был, и помогут ли эти уроки жить герою по совести.

Прослушаем отрывок из рассказа, который читает сам автор, а затем ответим на вопрос почему пряник конем для рассказчика был желанным подарком? АУДИОЗАПИСЬ

Итак, пряник– это не только лакомство и игрушка, а что ещё? составьте кластер



Уважение ребят




мечта

Нравственный урок


Награда за труд

Лакомство


- Почему бабушка поручила Витьке самому собирать ягоды для того, чтобы получить желанный подарок?

(Любая награда должна быть заслужена своим трудом, тогда она ценится больше.)

Витя пошел за земляникой с левонтьевскими ребятами.

как представители этих семей противопоставлены по отношению к таким нравственным понятиям, как честность, трудолюбие, чувство долга, совесть?

(левонтьевские хитры, ленивы, в неудачах привыкли обвинять больше других, чем спрашивать с себя, недружны, их объединяет привычка к праздному времяпрепровождению, к безделью; герой-рассказчик - искренний, трудолюбивый, ответственный человек)

Во что вовлекли левонтьевские  ребятишки нашего героя-рассказчика во время сбора ягод?

Витька поддался на провокацию Саньки, ему не хочется выглядеть трусом и «жадиной», он хочет быть в глазах ребят героем, ни в чём от них не отставать. Витя проявляет слабость, хочет показать себя «смельчаком» и вместе со всеми совершает один плохой поступок за другим

-Почему искренний человек Витька совершает обман?

-«Я понял, что попал на уду», - обнаруживает герой. Как вы понимаете фразеологизм «попасть на уду»? (попасться на обман, проявить доверчивость)

-Как «левонтьевской орде» удается поймать на уду» героя?

-Мы отметили, что герой попал под влияние «левонтьевской орды», на их уду, на их «слабо», не смог противостоять злу, а дальше, как в пословице: «Пришла беда – отворяй ворота!» - за одним глупым поступком следует обман, воровство.

- Что ему посоветовал Санька? (Набить туесок травой)

И Витя соглашается, он решает обмануть бабушку, а первый обман рождает другие.

Легко ли далось герою решение высыпать ягоды, отказаться от пряника, от своей мечты? Найдите слова, указывающие на трудную борьбу в душе героя

(Навалилась левонтьевская орда, ягоды вмиг исчезли. Мне досталось всего несколько малюсеньких, гнутых ягодок с прозеленью. Жалко ягод. Грустно. Тоска на сердцепредчувствует оно встречу с бабушкой, отчет и расчет. Но я напустил на себя отчаянность, махнул на все рукойтеперь уже все равно)

- Какие ещё плохие поступки пришлось ему совершить?(СТР.95)

«Я пробрался тайком в кладовку, вынул из ларя калач и принёс его Саньке под рубахой. Потом ещё принёс и ещё, пока Санька не нажрался».

-Санька бессовестно играет на мальчишеских чувствах, «Санька был вреднее и злее всех левонтьевских ребят». Какое чувство испытывает Санька? (удовольствие)

-Как называется чувство радости и удовольствия от того, когда удается увидеть или почувствовать чужие страдания? (жестокость, злобность)

-Пользуются ли злобные люди уважением в обществе людей? (нет, их боятся, не любят, иногда жалеют)

- Какой же можно сделать вывод?

Поддавшись чужому влиянию, человек может совершить плохой поступок. Надо уметь противостоять злу).

-Почему же герой-рассказчик тянется к Саньке? (смелый, независимый, веселый, не боится в пещеру войти, с ним весело)

-Можно ли отношения Саньки и Вити назвать дружбой? Почему?

-На чем основана настоящая дружба? (на доверии, на уважении)

-Еще один немаловажный урок…

2 урок: Дружба бывает настоящей и мнимой. Настоящая дружба основана на уважении друг друга .

-Давайте выясним, какова цена обмана. Как вы понимаете выражение «цена обмана»?

(это плата за совершенный обман)

Что из поступков поместим на чашу весов «удовольствие», а что на чашу «наказание»? НА ДОСКЕ НАЧЕРТИТЬ

Удовольствие

Речка, ловля рыбы, подшибленный стриж, таинственная пещера, признание левонтьевскими, веселье.


Наказание

Насмешка Саньки, страх (сделалось жутко), чувство вины перед бабушкой, жалость по отношению к бабушке, зависимость от Саньки, новый обман, осознание себя преступником.


(к чаше «Удовольствие»: автор не случайно показывает взаимоотношения человек-природа, т.к. считает эти отношения показателем духовности, души человека. Взаимоотношения человек-природа и человек-другие люди подчиняются одним и тем же законам. «Неразумный человек, уродуя природу, и сам несет нравственный урон», - писал Астафьев).

-Какая чаша перевесит: удовольствие или наказание?

-Как вы понимаете слова бабушки «жизнь страшнее снов»? (сон – мимолетное явление, забудется тут же, как проснешься, а в жизни придется отвечать за свои поступки)

-Какова цена обмана? (душевные муки)

-Какой урок извлек герой из случившегося?

3урок: Цена обмана – муки совести и вины.

Найдите в тексте, где говорится о сделанном нравственном выборе героя: не обманывать!

«Что только будет! И зачем я так сделал? Зачем послушался левонтьевских?»

-Сумел ли Витя, приняв решение не обманывать, объясниться с бабушкой? Почему? (жалел себя, боялся строгой бабушки, жалко бабушку, было стыдно)

- Что Витя чувствует после всех событий? (Текст)

«Бабушку надул. Калачи украл! Что только будет?» – терзался я ночью, ворочаясь на полатях. Сон не брал меня, как окончательно запутавшегося преступника.

«А что если разбудить ее и все-все рассказать?»

Я прислушался. Снизу доносилось трудное дыхание старого человека…Нет уж, я не буду спать до утра, скараулю бабушку, расскажу обо всём: и про туесок, и про домовиху с домовым, и про калачи, и про всё, про всё»…стр 95

Мы знаем, что этим мыслям не суждено было сбыться – Витька уснул. Утром он «слоняется» по дому и идёт с «левонтьевскими» на рыбалку. Там он отвлекается от своих горьких мыслей, но ненадолго.

-Все эти чувства смешались в одно, мощное, как когтистый зверь, и это уже не стыд и осознание своей вины, а раскаяние. Найдите слова, подтверждающие это.

 Только теперь, поняв до конца, в какую бездонную пропасть ввергло меня плутовство и на какую «кривую дорожку» оно меня еще уведет, коли я так рано взялся шаромыжничать, коли за лихим людом потянулся на разбой, я уж заревел, не просто раскаиваясь, а испугавшись, что пропал, что ни прощенья, ни возврата нету…»)

Несмотря на обман, бабушка все-таки купила Виктору пряник, а не наказала его. Как вы думаете, почему?

Бабушка понимала, что Виктор совершил такой проступок под влиянием мира левонтьевских. Она знала, что Виктор сам бы никогда так не поступил. Бабушка любит Виктора и жалеет его. Но любовь эта ответственная, не такая, как любовь в семье Левонтия. Хотя бабушка не наказала внука, он все равно наказан. Его наказание в нем самом. И как следствие раскаяния – слезы.

Какие уроки извлек из поступка бабушки Виктор?

4 урок: Нельзя обманывать и предавать близких людей.

5 урок: Нужно уметь верить в человека и прощать ему ошибки.

Напишите, пожалуйста, синквейн «Бабушка».

Синквейн

Бабушка

Мудрая и справедливая

Воспитывает, наказывает, прощает

самые светлые воспоминания детства

Любовь

4.Обобщение.


На всю жизнь запомнил Виктор Петрович этот случай из жизни, пронёс светлые воспоминания о бабушке. В рассказе «Последний поклон» он пишет:

«И живёт в сердце вина. Гнетущая, тихая, вечная. Виноватый перед бабушкой, я пытаюсь воскресить её в памяти, поведать о ней другим людям, чтоб в своих бабушках и дедушках, в близких и любимых людях отыскали они её, и была бы её жизнь беспредельна и вечна, как вечна сама человеческая доброта… Нет у меня таких слов, чтоб смогли передать всю мою любовь к бабушке, оправдали бы меня перед нею… Я знаю, бабушка простила бы меня. Она всегда и всё мне прощала. Но её нет. И никогда не будет. И некому прощать». НА СЛАЙД

Слова на слайде посвящены не только Екатерине Петровне, а всем близким людям, которые воспитывают нас своей любовью, мудростью и добротой.



-Какие нравственные уроки извлек герой из того, что с ним произошло?