Конспект урока по литературе
по теме «Ритм. Рифма. Стихотворная и прозаическая речь» в 5 классе
Учитель :Апликаева Н. К.
Цель и задачи урока: познакомить с понятиями: речь стихотворная, речь прозаическая, ритм, рифма; учить подбирать рифмы к словам; прививать любовь к поэзии.
Тип урока: изучение нового материала.
Конспект урока
1.Приветствие.
С добрым утром. Начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и читать.
- ребята, понравилось ли вам моё приветствие?
- Что необычного заметили в сегодняшнем приветствии?
2.Понятие о поэтической речи.
- Сегодня у нас урок необычный. Я не случайно приветствовала вас стихами. Такая речь называется стихотворной ( поэтической). Сегодня мы с вами отправимся в поэтическую мастерскую. Но войти в неё непросто, надо раскрыть все тайны поэзии. А для этого надо усердно потрудиться.
- Сейчас мы с вами поиграем. Прослушайте два текста и определите, чем они похожи и какие имеют различия. Чтобы лучше воспринять их, попробуйте представить то, что вы услышите.
1)- Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
2)- Под моим окном стоит берёза. Она вся покрыта снегом.
•Чем похожи эти два текста? ( Говорится об одном и том же)
•Чем они отличаются? (Первый текст красивее, похож на песню)
•Сделаем вывод, как может быть организована наша речь? (прозой, стихами)
3.Понятие о ритме.
-А теперь посмотрим, одинаково ли записаны эти тексты? Для этого все встанем и попробуем читать первый текст. При этом будем хлопать в ладоши, подыгрывая себе, как на музыкальном инструменте. (Первый текст звучит ритмично)
•В чём же особенность поэтической речи? ( Имеет ритм)
•Сделаем вывод, что же такое ритм?
Ритм – равномерное чередование повторяющихся единиц.
В стихе это ударный и безударный слоги.
На экране
Наблюдение за рисунком стихотворного ритма.
Зи-ма не-да-ром мчит-ся,
(Б-У-Б-У-Б-У-Б)
Прош-ла е-ё по-ра –
(Б-У-Б-У-Б-У)
Вес-на в ок-но сту-чит-ся
(Б-У-Б-У-Б-У-Б)
И- го-нит со-дво-ра.
(Б-У-Б-У-Б-У)
- Оказываетя, стихотворная речь подобна музыке. У каждого стихотворения – своя неповторимая мелодия. Ее тоже можно слушать.
Попробуем прохлопать ритм этих строк стихотворения Ф. И. Тютчева
- Сравните этот ритм с ритмом другого стихотворения.
( Работа по карточкам по определению ритма)
На экране
Вывод: ритм - важная составляющая стихотворной речи.
От него зависит музыкальность, характер, темп стихотворения.
От него зависит музыкальность, характер, темп стихотворения.
4.Понятие о рифме.
Игра: Я называю слово , а вы- слово с таким же окончанием. Например: мел- пел, ёлка- иголка и т. д.
Итак, начинаем! (дом, день, море, цветок, )
-Где мы можем встретить такую игру слов?( в стихотворении, песне)
- Это стихотворная рифма. Рифма- это созвучие окончаний стихотворных строк.
На экране: 3 стихотворения с разной рифмовкой.
-Обратите внимание, что рифмующиеся строки располагаются в стихотворении по- разному. Это зависит от системы рифмовки. Всего есть 3 вида рифмовки:
Перекрёстная- рифмуются первая и третья, вторая и четвёртая строки:
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом…
Парная- рифмуются две строки подряд:
Ах ты, мерзкое стекло!
Это врёшь ты мне назло.
Опоясывающая- рифмуются первая и четвёртая строки:
И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел и кот учёный
Свои мне сказки говорил.
- Найдём виды рифмовок в разных стихотворениях.
-Сделаем обобщение. (Повторить всё, с чем познакомились на уроке)
5.- Д/з. Попробовать сочинить стихотворение и на следующем уроке удивить своих одноклассников.
- Задала я вам заданье.
Что ж, ребята, до свиданья!
Прозвенит сейчас звонок,
И закончится урок.
Спасибо вам, мои друзья!
Всем очень благодарна я.