СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературе по теме «Ритм. Рифма. Стихотворная и прозаическая речь» в 5 классе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-мастерская. Изучение понятий : поэтическая и прозаическая речь, ритм и рифма, виды рифмовки.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе по теме «Ритм. Рифма. Стихотворная и прозаическая речь» в 5 классе»

Конспект урока по литературе

по теме «Ритм. Рифма. Стихотворная и прозаическая речь» в 5 классе

Учитель :Апликаева Н. К.

Цель и задачи урока: познакомить с понятиями: речь стихотворная, речь прозаическая, ритм, рифма; учить подбирать рифмы к словам; прививать любовь к поэзии.



Тип урока: изучение нового материала.

Конспект урока

1.Приветствие.

С добрым утром. Начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и читать.

- ребята, понравилось ли вам моё приветствие?

- Что необычного заметили в сегодняшнем приветствии?

2.Понятие о поэтической речи.

- Сегодня у нас урок необычный. Я не случайно приветствовала вас стихами. Такая речь называется стихотворной ( поэтической).  Сегодня мы с вами отправимся в поэтическую мастерскую. Но войти в неё непросто, надо раскрыть все тайны поэзии. А для этого надо усердно потрудиться.

- Сейчас мы с вами поиграем. Прослушайте два текста и определите, чем они похожи и какие имеют различия. Чтобы лучше воспринять их, попробуйте представить то, что вы услышите.

1)- Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

2)- Под моим окном стоит берёза. Она вся покрыта снегом.

•Чем похожи эти два текста? ( Говорится об одном и том же)

•Чем они отличаются? (Первый текст красивее, похож на песню)

•Сделаем вывод, как может быть организована наша речь? (прозой, стихами)

3.Понятие о ритме.

-А теперь посмотрим, одинаково ли записаны эти тексты? Для этого все встанем и попробуем читать первый текст. При этом будем хлопать в ладоши, подыгрывая себе, как на музыкальном инструменте. (Первый текст звучит ритмично)

•В чём же особенность поэтической речи? ( Имеет ритм)

•Сделаем вывод, что же такое ритм?

Ритм – равномерное чередование повторяющихся единиц.

В стихе это ударный и безударный слоги.

На экране

Наблюдение за рисунком стихотворного ритма.

Зи-ма не-да-ром мчит-ся,

(Б-У-Б-У-Б-У-Б)

Прош-ла е-ё по-ра

(Б-У-Б-У-Б-У)

Вес-на в ок-но сту-чит-ся

(Б-У-Б-У-Б-У-Б)

И- го-нит со-дво-ра.

(Б-У-Б-У-Б-У)

- Оказываетя, стихотворная речь подобна музыке. У каждого стихотворения – своя неповторимая мелодия. Ее тоже можно слушать.

Попробуем прохлопать ритм этих строк стихотворения Ф. И. Тютчева

- Сравните этот ритм с ритмом другого стихотворения.

( Работа по карточкам по определению ритма)

На экране

Вывод: ритм - важная составляющая стихотворной речи. 

От него зависит музыкальность, характер, темп стихотворения.

От него зависит музыкальность, характер, темп стихотворения.

4.Понятие о рифме.

Игра: Я называю слово , а вы- слово с таким же окончанием. Например: мел- пел, ёлка- иголка и т. д.

Итак, начинаем! (дом, день, море, цветок, )

-Где мы можем встретить такую игру слов?( в стихотворении, песне)

- Это стихотворная рифма. Рифма- это созвучие окончаний стихотворных строк.

На экране: 3 стихотворения с разной рифмовкой.

-Обратите внимание, что рифмующиеся строки располагаются в стихотворении по- разному. Это зависит от системы рифмовки. Всего есть 3 вида рифмовки:

Перекрёстная- рифмуются первая и третья, вторая и четвёртая строки:

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом

Парная- рифмуются две строки подряд:

Ах ты, мерзкое стекло!

Это врёшь ты мне назло.

Опоясывающая- рифмуются первая и четвёртая строки:

И там я был, и мёд я пил;

У моря видел дуб зелёный;

Под ним сидел и кот учёный

Свои мне сказки говорил.

- Найдём виды рифмовок в разных стихотворениях.

-Сделаем обобщение. (Повторить всё, с чем познакомились на уроке)

5.- Д/з. Попробовать сочинить стихотворение и на следующем уроке удивить своих одноклассников.

- Задала я вам заданье.
Что ж, ребята, до свиданья!
Прозвенит сейчас звонок,
И закончится урок.
Спасибо вам, мои друзья!
Всем очень благодарна я.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!