Дата:
|
Класс 7
|
|
|
Тема занятия:
|
Урок-мастерская по рассказу А.П.Чехова «Толстый и тонкий»
|
Общие цели:
|
Учащиеся будут знать:
- текст художественного произведения;
- значение терминов юмор и сатира;
- способы и приемы изображения смешного;
- элементы композиции рассказа.
Учащиеся должны уметь:
- читать и понимать текст;
- - систематизировать собранный материал по плану;
- использовать опорные слова и обороты речи при оформлении мыслей;
- - оформлять работу в едином орфографическом режиме.
|
Результаты обучения:
|
Ученики знают:
- Содержание рассказа «Толстый и тонкий»
- Юмор - (англ. humour – нрав, настроение) - изображение героев в смешном виде. Юмор – смех весёлый и доброжелательный.
- Сатира – (лат.satira – смесь, всякая всячина) – беспощадное, уничтожающее осмеяние, критика действительности, человека, явления.
Ученики умеют:
- Читать и понимать текст;
- Анализировать текст, делать выводы по прочитанному;
- Сопоставлять, сравнивать, классифицировать
- Систематизировать собранный материал в виде схемы;
- Представлять работу группы.
- Применять знания в новой ситуации.
|
Ключевые идеи:
|
Чехов умеет писать так, чтобы словам
было тесно, а мыслям – просторно. (А.М.Горький)
Краткость – сестра таланта. (А.П.Чехов)
|
|
Этапы занятия
|
Время
|
|
Вызов
|
3 мин
|
- Создание позитивного настроя
«Пожелания моим одноклассникам»
(на стикерах пишут и прикрепляют на доску, читаем)
- И с хорошим настроением мы начинаем наш урок. Сегодня мы работаем в творческой мастерской и проведем исследование по рассказу А.П.Чехова «Толстый и тонкий».
- Давайте познакомимся с критериями оценивания работы на уроке (см. на рабочем столе).
Вступление:
А.П.Чехов – изумительный мастер лаконичной речи, выразительного, ёмкого штриха; словом, репликой, деталью умел сказать многое. У Чехова мы учимся меткому, точному слову. Сегодня, анализируя рассказ “толстый и тонкий” постараемся понять ёмкость чеховской детали, её удивительную выразительность, будем, как всегда, учиться вчитываться в текст, то есть заглянем в мастерскую писателя.
|
Этапы занятия
Изучение нового
|
Время
1 мин
|
Цитаты: Чехов умеет писать так, чтобы словам
было тесно, а мыслям – просторно. (А.М.Горький)
Краткость – сестра таланта. (А.П.Чехов)
|
Этапы занятия
Изучение нового материала
|
Время
3 мин
3 мин
5 мин
10 мин
5 мин
5 мин
8 мин
|
Задание 1 «Ответы на вопросы» (уровень «знание»
Справка Смыкалова Татьяна (гимназические клички, табель о рангах)
Задание 2: «Поясните термины «юмор», «сатира», «виды смеха», «приемы комического» (уровень «понимание»)
- Как вы думаете, рассказ А.П.Чехова «Толстый и тонкий» – произведение юмористическое или сатирическое? Докажите.
- Как вы думаете, как вёл бы себя на месте тонкого другой мелкий чиновник? Что позволяет так думать?
- Почему персонажей рассказа автор не называет по именам, хотя с самого начала мы знаем, как их зовут?
Задание 3: Сортировать глаголы на 2 группы «До момента, когда тонкий узнает о высоком чине школьного друга, и после этого». Самопроверка. Восстанавливаем бегло содержание.
Задание 4: составить характеристику толстого, тонкого, второстепенных персонажей (жена, сын) (работа в группе) (уровень «анализ»)
Презентация работы групп
Задание 5: «Сиквейн» (уровень «синтез) (работа в парах)
Здание 6: Уровень «Оценивание»Ситуация: Представьте, что прошло 15 лет, вы уже работаете в офисе. Однажды узнаете, что вашим директором стал бывший школьный приятель. Предложите вариант поведения в двух ситуациях: встреча на улице, в непринужденной обстановке; общение на работе. Инсценируйте ситуации.
|
Этап
Рефлексия
|
Время
2 мин
|
«Горячий стул»
Чем занимались на уроке…
Что понравилось…
Что было трудно…
Что захотелось узнать еще или сделать по теме…
|
Подход, основанный на совместной работе:
|
|
Коллаборативное обучение, диалогический подход
|
Домашнее задание
|
|
Прочитать рассказ по выбору, подготовить чтение по ролям.
|
|
|
|
|
|