СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературе в 5 классе « Сказка о добре, любви, доверии (« Теплый хлеб» К.Г. Паустовского)»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЦЕЛИ УРОКА :

рассмотреть образ Фильки;

выявить реальное и сказочное в произведении;

прививать любовь   к животным, ценить доверие, любовь, труд.

 

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА: учебник, выставка книг-рассказы К.Г.Паустовского презентация урока, высказывания писателей о К.Г.Паустовском.

 

ХОД УРОКА:

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе в 5 классе « Сказка о добре, любви, доверии (« Теплый хлеб» К.Г. Паустовского)»»

Учитель русского языка и литературы БОУСОШ №38 ст. Нововеличковской Динского района Краснодарского края Магомедгаджиева Хадижат Тавакаловна


Урок литературы

Класс 5

Тема урока : « Сказка о добре, любви, доверии (« Теплый хлеб» К.Г. Паустовского)»

ЦЕЛИ УРОКА :

рассмотреть образ Фильки;

выявить реальное и сказочное в произведении;

прививать любовь к животным, ценить доверие, любовь, труд.


ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА: учебник, выставка книг-рассказы К.Г.Паустовского презентация урока, высказывания писателей о К.Г.Паустовском.


ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент

  2. Работа по тексту произведения

Паустовский назвал своё произведение сказкой. Почему? Всё ли в нём похоже на сказку? А что в нём от реальной жизни?

Попробуем увидеть, как переплетаются в нём сказочные и реальные мотивы, как обычное превращается в сказочное, а сказочное — в реальное и к чему ведёт нас автор своей фантазией и мудрым словом.

Вспомним, как начинается повествование. (Читается начало сказки.)

Похоже ли оно на сказку? Почему?

Нет, не похоже. Сказки обычно начинаются традиционными сказочными зачинами («Жили-были...», «В некотором царстве, в некотором государстве...», «За морями, за горами, за синими лесами...» и т.п.), где не указываются ни конкретное время, ни конкретное место действия. А у Паустовского события происходят в деревне Бережки во время Великой Отечественной войны. Это нам подсказывают отдельные детали повествования.

Какие?

(Кавалеристы проходили через деревню, «немецкий снаряд разорвался на околице», дети ищут «позеленевшие патроны».) Жизнь в Бережках, как и следует в военное время, нелёгкая, голодная: мельнику трудно прокормить раненого коня, «мука кончается», у «молчаливого, недоверчивого» Фильки единственное ла­комство — «кусок хлеба, крупно посыпанный солью», родителей у него, видимо, нет, он живёт с бабкой. Абсолютно ничего сказочного! Да и сам главный герой отнюдь не похож на сказочного: характер у него угрюмый, неприветливый, а его любимое выражение: «Да ну тебя

(Наверно, прежде всего как грубого и пренебрежительного по отношению к другим.) Даже конь, благодаря которому потом начнутся все фантастические события, тоже поначалу вполне обыкновенный или... Или в нём всё-таки есть что-то особенное?

Ребята на мгновение задумываются, а потом припоминают: нет, конь с самого начала не совсем обычный, потому что очеловеченный. Он не просто «возил глину, навоз и жерди», а «помогал Панкрату чинить плотину», то есть делал это будто осознанно, как человек, желающий отблагодарить мельника за заботу и помощь. И по дворам он ходил «побираться» как-то «по-человечески»: постоит у забора, постучит в калитку и ждёт, пока ему что-то вынесут. Деревенские жители относятся к нему с пониманием: «По деревне говорили, что конь ничей, а вернее — общественный, и каждый считал своей обязанностью его покормить. К тому же конь — раненый, пострадал от врага».

Вот с ним-то и войдёт в повествование настоящая сказка.

Когда это произойдёт

Когда Филька обидит коня и вместо того, чтобы ласково поднести ему кусок хлеба, бросит его «в рыхлый снег» и сердито ударит животное.)

Почему Филька ударил коня?

Мальчику не понравилось, что конь его побеспокоил, заставил выйти за калитку да ещё и сам «потянулся» к Филькиному хлебу. Филька неласков со всеми, даже с родной бабушкой («Когда бабка выговаривала ему за неласковость, Филька отворачивался и бормотал: "Да ну тебя! Надоела!"»), а уж с безответным конём он и вовсе не церемонится. «На вас не напасёшься, на христарадников! Вон твой хлеб! Иди, копай его мордой из-под снега! Иди, копай!» — злорадно кричит мальчик.. «Слеза скатилась у коня из глаз. Конь заржал жалобно, протяжно, взмахнул хвостом...» — и тотчас на деревню пали буря и лютый мороз.

Почему?

Это наказание за бессердечие и зло, причинённое человеком своему меньшому брату — коню, который служил людям.

Что же произошло, по сути, по сказочным законам?

(Вспомните, когда в сказках герои попадают в беду, например, в сказках «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Царевна-лягушка» и др.?)

Они нарушают запрет (Иванушка напился воды оттуда, откуда пить было нельзя; Иван-царевич сжёг запретную лягушачью кожу) — отсюда начинаются их беды. Только Иванушка и Иван-царевич страдают сами, а по Филькиной вине страдает вся деревня.

Как описывает Паустовский лютый холод, обрушившийся на Бережки?

«А к ночи небо зазеленело, как лёд, звёзды примёрзли к небесному своду, и колючий мороз прошёл по деревне. Никто его не видел, но каждый слышал скрип его валенок по твёрдому снегу, слышал, как мороз, озоруя, стискивал толстые брёвна в стенах, и они трещали и лопались». Ночью «воздух замёрз и между землёй и луной осталась одна пустота — жгучая и такая ясная, что если бы подняло пылинку на километр от земли, то и её было бы видно и она светилась бы и мерцала, как маленькая звезда».Чем грозит этот мороз всей деревне?

Он обещает «неминучую смерть». «Воды нет, мука у всех вышла, а мельница работать теперь не сможет, потому что река застыла до самого дна».

узнаём Какой же запрет нарушил Филька, что за его ошибку такой страшной ценой должна расплачиваться вся деревня?

Он оскорбил саму Природу: Землю-матушку, которая родила хлеб, а мальчик со злостью бросил его на землю; он оскорбил и труд тех, кто возделывал её; и коня, доверчиво потянувшегося к хлебу в руке человека.

Страшное это действие или нет? Почему?

Страшное, потому что попираются Добро, Любовь, Доверие, Труд, причём попираются бездумно, со злостью — совсем не по-сказочному, где герои нарушают запрет из любопытства или от нетерпения. Так сказка приобретает черты реальности, а реальность наполняется сказочным содержанием.

Привычный и добрый мир рушится: «Филька бросился обратно в дом, но никак не мог найти крыльца — так уж мело кругом и хлестало в глаза. Летела по ветру мёрзлая солома с крыш, ломались скворечни, хлопали оторванные ставни. И всё выше взвивались столбы снежной пыли с окрестных полей, неслись на деревню, шурша, крутясь, перегоняя друг друга».

Сто лет назад уже случалась такая беда по вине «дурного человека, обидчика». Филькина бабушка помнит эту историю и рассказывает её внуку. Перечитаем её рассказ.

Как в зеркале, повторяется здесь Филькина история, только вместо мальчика действует в ней «злой», «крикливый» мужик, а обижен был солдат-инвалид.

Каков смысл этих зеркальных повторений и почему мы сначала историю мальчика, а потом — историю злого мужика?

Дети не сразу находят ответ на такие непростые вопросы. Интуитивно они чувствуют суть этой «зеркальности», догадываются, что писателю важно показать связь большого и малого, донести до нас мысль об ответственности за свои поступки и за будущее не только своё, но и всех окружающих. В конце концов с помощью учителя они приходят к выводу, что в бабушкином рассказе будто прочитывается опасение за Филькино будущее: таким он может стать, если не осознает того, что сделал, не покается, не исправит свою страшную ошибку. И он может превратить родную землю в «пустыню» и умереть «от охлаждения сердца», то есть от бессердечия..

Как вы думаете, как чувствовал себя Филька, когда слушал бабушкину историю? Почему? Какие детали подсказывают нам это? Фильке стыдно и страшно: он понимает, что «дурной человек» и «обидчик» родной деревни он сам. О его состоянии говорят хриплый от волнения голос, всхлипывания «из-под тулупа». Уже сейчас он с замиранием сердца думает, что делать, как исправить своё «злодейство».

Что должен сделать сказочный герой, чтобы вернуть утраченное, восстановить гармонию?

Чтобы исправить ошибку, он должен с риском для жизни пройти испытание, отправившись в долгое и трудное странствие, возможно, сразиться с чудовищами, а иногда преодолеть и саму смерть.

Почему Филька среди лютой морозной ночи отправился к Панкрату? Страшно ли ему?

Бабушка сказала, что мельник знает, что делать, да и сами ребята считали его колдуном. Филькин путь лежит через ночную деревню, скованную морозом. Воздух «синий, густой, страшный». Он уже дышит смертью. «Чёрные ивы около мельничной плотины поседели от стужи. Ветки их по­блёскивали, как стеклянные. Воздух колол Фильке грудь. Бежать он уже не мог, а тяжело шёл, загребая снег валенками». Вот это самое сказочное странствие с риском для жизни!..

Но мельник Панкрат оказывается вовсе не колдуном и никаких волшебных средств Фильке не предлагает. Он называет его «бессмысленным гражданином» (где вы в сказке услышите такие слова?!.) и на его испуганный вопрос «что делать?» строго отвечает: «Изобрести спасение от стужи. Тогда перед людьми не будет твоей вины. И перед раненой лошадью — тоже. Будешь ты чистый человек, весёлый». И даёт Фильке «сроку час с четвертью», чтобы он «изобрёл» средство спасения.

Как вы думаете, почему Панкрат предоставляет Фильке самому найти выход из положения?

Только так, напряжением всех душевных сил и желанием исправить содеянное, мальчик может полностью осознать то зло, которое он сотворил, и, пытаясь найти спасение, очистить себя от скверны покаянием и добрым действием.

Что же придумал Филька? Почему он уверен, что ребята ему помогут?

Филька решил позвать на помощь деревенских ребят, чтобы вместе с ними прорубить «лёд у лотка около мельницы» — тогда вода потечёт на колесо и мельница заработает. «Будет, значит, и мука, и вода, и всеобщее спасение». Мельник спрашивает: «А ежели не согласятся ребята за твою дурь расплачиваться своим горбом? Ежели скажут: "Да ну его! Сам виноват — пусть сам лёд и скалывает"».Но Филька уверен, что ему помогут: «Наши ребята — хорошие».

Прав ли он оказался

Прав. На помощь Фильке пришли не только дети, но и старики, и с самого рассвета «на реке был слышен частый стук ломов». Именно так бывает в жизни, когда в момент трудностей, испытаний, бедствий проблема решается всем «миром».

Но не справились бы деревенские жители с этим лютым морозом, если бы не пришла им на помощь волшебная помощница — сорока. Волшебные помощники нередко выручают из беды сказочных героев (вспомните серого волка из сказки «Иван-царевич и серый волк», коровушку из сказки «Крошечка - хаврошечка», щуку из сказки «По щучьему велению», Сивку-Бурку из одноимённой сказки и других). Почему сорока решила помочь людям?

Она слышала рассказ Фильки со всхлипываниями и вздохами (мальчик плакал), сочувствовала его переживаниям, понимала его раскаяние и не могла не откликнуться на горе «бессмысленного гражданина», которое, по сути, было и её горем тоже: ведь замерзает вся округа.

Как же она помогла Фильке и жителям деревни Бережки?

«Она долетела до тёплого моря, где спал в горах летний ветер, разбудила его, натрещала ему про лютый мороз и упросила его прогнать этот мороз, помочь людям». Ветер «не осмелился отказать» старой сороке, «понёсся над полями, посвистывая и посмеиваясь над морозом», и «к вечеру лёд треснул, разошёлся, ребята и старики нажали — и в мельничный лоток хлынула с шумом вода». Сказка вмешалась в жизнь и помогла решить трудную задачу, но деревенские жители уверены, что решили её сами. И даже «вороны... не поверили» сороке и считают, что «опять завралась старая». Однако мельница заработала! И в деревне наступает праздник «тёплого хлеба»

Как описывает его Паустовский?

Ещё на мельнице, когда в мешки стала сыпаться «горячая мука», «женщины окунали в неё озябшие руки и смеялись». Потом «по всем дворам кололи звонкие берёзовые дрова. Избы светились от жаркого печного огня». Благодаря эпитету «звонкие», повествование будто наполняется задорной музыкой, весело исполняемой на ложках и других народных инструментах. От светящихся изб, где «женщины месили тугое сладкое тесто», веет праздником, словно под Рождество. Всё живое вертится вокруг печей, откуда вот-вот должны вынуть румяный долгожданный хлеб... «Ночью по деревне стоял такой запах тёплого хлеба с румяной коркой, с пригоревшими к донцу капустными листьями, что даже лисицы вылезли из нор, сидели на снегу, дрожали и тихонько скулили, соображая, как бы словчиться стащить у людей хоть кусочек этого чудесного хлеба».

Почему хлеб назван «чудесным», «тёплым»? Только потому, что он свежеиспечённый?

И потому, конечно, тоже. Но самое главное, что он выстрадан общими усилиями, замешан на тепле людских сердец, на добре, «поднялся» на покаянии и стремлении к очищению. И потому он такой «чудесный», аппетитный и ароматный.

Хотелось бы вам попробовать кусочек такого хлеба ?

(Ещё бы!..)

Расскажите, как состоялось примирение Фильки с конём.

Почему конь не сразу взял хлеб у мальчика? Представьте, какое чувство он мог при этом испытать? Почему? Почему примирение всё-таки произошло?

Конь, увидев Фильку, «хлеба не взял, начал мелко перебирать ногами, попятился в сарай». Видимо, памятны были ему грубость и злость мальчика. Для Фильки поведение коня — катастрофа: рушатся надежды стать «чистым», «весёлым» человеком, нет ему прощения за его глупость и злобу. И «Филька перед всей деревней громко заплакал». Эти по­каянные слезы окончательно смыли с него грех, показали всем, какой страдает и раскаивается в своей ошибке, дети «притихли», сочувствуя и в то же время понимая, что не зря их приятелю приходится страдать, а «колдун» Панкрат заступается за мальчишку: «...Панкрат потрепал коня по шее и сказал:

— Не пужайся, Мальчик! Филька — не злой человек. Зачем же его обижать? Бери хлеб, мирись!» И примирение состоялось, потому что Фильку простили все, и конь тоже. Он взял протянутый мальчиком хлеб «мягкими губами». «Съел один кусок, обнюхал Фильку и взял второй кусок. Филька ухмылялся сквозь слезы, а конь жевал хлеб, фыркал. А когда съел весь хлеб, положил голову Фильке на плечо, вздохнул и закрыл глаза от сытости и удовольствия.

Все улыбались, радовались».

Почему все радовались?

Потому что добро и желание творить его оказались сильнее зла.

Чему же учит нас эта полусказочная история?

Она учит нас быть добрыми и приветливыми, ценить доверие, любовь, труд, уметь отвечать за свои поступки, быть совестливыми, милосердными и беречь родную землю, её плоды, помогать всем, кто нуждается в этом, как помогали жители деревни Бережки раненому ко

ню и оступившемуся Фильке.

3 Итог урока

4.Домашнее задание : придумать свою сказку о добре и зле, нарисовать иллюстрации к сказке


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!