4. | Изучение нового материала. Работа над темой урока. | Анализ рассказа. 1. Словарная работа - Запишите слова и словосочетания. 2. Выборочное и комментированное чтение рассказа. Беседа по рассказу: - От чьего лица ведется повествование в рассказе? - Почему читателю кажется, что сам Никита рассказывает свою историю? - Можно ли точно определить, в какое время происходят события? - Как вы это определили? - Почему Никита остался один? - Какие поручения давала мальчику мама? Чему она его научила? - Почему мальчик пошёл во двор? - При помощи, какой части речи автор описывает происходящие события, действия Никиты? - Как характеризуют эти глаголы главного героя? -Почему Никите кажется, что всё вокруг живое? - Каким представляется Никите существо, живущее в бочке? - Как связано все то, что видит Никита, с его дедушкой и бабушкой? - Расскажите, опираясь на текст, как Никита воспринимает окружающий его мир: земляные горы, старый пень, баню, чужого петуха, цветок, колья плетня, лопухи? | & Словарная работа: Буду век вековать - жить всю жизнь Ощериться - проявлять раздражение, злость Просо - хлебный злак, из которого получают пшено Трудодень - единица учёта труда колхозников Сени - нежилая часть дома, соединяющая жилое помещение с крыльцом или разделяющая две половины дома (в деревенских избах и небольших городских домах) Передник - одежда, защищающая перед платья от загрязнения Горница - чистая половина крестьянской избы От лица автора. «Монологи» героя занимают большое место в рассказе. События происходят во время Великой Отечественной войны: отец Никиты прошел всю войну, воевал четыре года, когда он ушел на фронт, «Никита еще грудной был». Мама уходила рано утром работать в поле, она должна была получить «трудодень». Он хотел узнать то, чего он не знал. Это глаголы: вышел, хотел узнать, пошел, постучал, прислушался, подумал, представил, попросил, выбежал, сказал, прошептал, попросил. Никита – человек ищущий, он хочет узнать новое, стремится понять окружающий его мир. Главный герой – обладатель хорошо развитой фантазии. Богатое воображение. «В ней, наверное, кто-нибудь жил, какой-нибудь маленький человек, днем он спал, а ночью выходил наружу, ел хлеб, пил воду и думал что-нибудь, а наутро опять прятался в бочку и спал». «Это был маленький, а живой человек. Борода у него была длинная, она доставала до земли, когда он ходил ночью, и он нечаянно сметал ею сор и солому, отчего в сарае оставались чистые стежки». Главный герой скучает по своим близким людям, он «находит» их рядом с собой. Он маленький, ему страшно |
5. | Физкультминутка | Литературу любим мы, друзья, Читаем платоновские строки… Но нам без отдыха никак нельзя! Так отдохнём мы на уроке: Раз, два, три, четыре, пять… Мы не будем уставать! Руки – вверх, потом – направо… И начнём считать сначала. Раз, два, три, четыре, пять… Нам приятно отдыхать! Руки – вверх, потом – налево… Отдохнул? Работай смело! | |
6. | Закрепление материала. Анализ рассказа. | 3.Исследовательская работа с текстом 2 части. - Заполните правую часть таблицы с описанием предметов, которые «оживляет» Никита. -Какое чувство испытывает Никита и к кому обращается за помощью? -О чём говорят слова Никиты: «Пускай тебе половину трудодня запишут. К нам во двор чужие пришли и живут. Прогони их 4.Чтение отрывка «Возвращение отца». - Когда мир перестаёт страшить Никиту? - Какие слова произнёс отец при встрече с сыном? - Какими способами рисует Платонов образ отца, как характеризует его? - Как отец объяснил, почему Никита всех хочет «сделать живыми»? - Почему именно в конце рассказа появляется образ «доброго» гвоздя? 4.Коллективное составление цитатного плана рассказа «Никита». | Исследовательская работа в группах. Пустая бочка | | Колодец | | Две земляные норы | | Старый пень | | Стол | | Банька | | Доброе солнце | | Чужой петух | | Жёлтый цветок | | Колья из плетня | | Земля | | Страх, к матери. Он понимает, что трудодень - это спасение для них, ведь нет отца, но он согласен на половину, только бы не оставаться с чужими людьми. «Во дворе все молчали: видно, всем стало боязно отца – солдата, и под землёй было тихо, никто не карабкался оттуда наружу, на свет». (зачитывают) «Теперь уж век буду с тобой вековать. Врага-неприятеля мы погубили, пора о тебе с матерью думать…» Эпитет «старый», говорит не столько о возрасте, сколько о переживаниях на войне и запах: «от солдата пахло теплом, чем-то добрым и смирным, хлебом и землей». «…Это ты хочешь всех сделать живыми, потому что у тебя доброе сердце. Для тебя и камень живой, и на луне покойная бабушка снова живет». Он спросил у отца: почему другие были злые, а этот такой добрый человек. Отец ответил ему, что тех он выдумал. Поэтому они непрочные, оттого и злые. «А этого гвоздя-человечка ты сам трудом сработал, он и добрый» Учащиеся составляют и записывают цитатный план рассказа. План. 1Мама уходит на работу. 2.Никита »живёт один». 1)Кто живёт в бочке? 2) «Доброе солнце». 3) Колодезные жители. 4) «Тайные жители» двора: змеи, пень, старая баня. 5) Жёлтый цветок. 3. Возвращение отца. 1) Встреча Никиты с отцом. 2) Разговор Никиты с отцом. 3) Работа с отцом. |
9. | Рефлексия. Подведение итогов урока. | Наш урок подходит к концу, давайте подведём итоги нашей работы. -Чему Вас научил рассказ Платонова «Никита»? -Что нового Вы узнали на уроке? Какие выводы мы сделаем? - Оцените свою деятельность на уроке, используя один из вариантов ответа» 1. Мне было трудно понять…». 2.Урок понравился, потому….». 3. «Я усвоил….» | Формулировка выводов, запись их в тетради. 1. Для человека очень важна семья. 2. Самое страшное для человека-одиночество. 3. Никита-победитель, потому что семья воссоединилась, а значит, у него есть защита. Есть вера в светлое будущее. 4. Ребёнок много фантазирует, потому что многое он ещё не знает в жизни. А всё неизведанное является странным, загадочным и даже страшным, 5. Человеку надо жить в гармонии с миром живой природы. |