СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературе в 6 классе по рассказу И.А.Бунина. "Кто-то должен сострадать..."

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:

-   продолжить работу над изучением произведения; развивать умение анализировать прочитанное;

развивать творческие способности и читательскую наблюдательность; умение оценивать художественное произведение; умение выделять наиболее важные смысловые части произведения и понимать авторский замысел; продолжить работу по формированию навыков сравнительного анализа художественных текстов, близких тематически; рассмотреть поведение человека в ситуации выбора; воспитывать милосердие, доброту, умение сострадать.

Словарная работа Страдание

Сострадание - жалость, сочувствие, вызываемое чьим-нибудь горем.

Милосердие - готовность помочь кому-нибудь или простить кого-либо из сострадания, человеколюбия.

Вводимые понятия Гуманность ,гуманный, нравственность

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе в 6 классе по рассказу И.А.Бунина. "Кто-то должен сострадать..."»

ФГОС урок русского языка в 6 классе: Правописание гласных в приставках пре- и при- .

Задачи: 
Образовательные:

- сформировать представление о правописании приставок при- и пре.

- показать условия правильного выбора букв е - и в приставках при-, пре-.    

Развивающие:

Обеспечить развитие у обучающихся умений классифицировать факты, делать обобщающие вывод;

- содействовать развитию орфографической зоркости, умению творчески подходить к решению учебныхзадач;

- развивать умения применять знания в новой учебной ситуации;

- отрабатывать навыки самостоятельной работы;

- совершенствовать навыки исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, сопоставление и др.;

- создавать условия развития у обучающихся умения работать со временем;

- развивать коммуникативные, регулятивные, познавательные универсальные учебные действия.

Воспитательные:

- формировать положительное отношение к знаниям.

- воспитывать чувство уважения к богатству родного русского языка. 

Планируемые результаты 
Личностные: 
- формирование устойчивого интереса к творческой деятельности, проявления креативных способностей;

- воспитание интереса и уважения к родному языку, ценностного отношения к слову;

- создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

- взаимодействие учащихся в групповой и парной работе, уважения друг к другу.

Предметные: осуществляют выбор приставки пре- и при- в зависимости от значения, научатся объяснять написание гласных в приставках.

Метапредметные:
Познавательные: структурируют знания, осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, читают и слушают, извлекая нужную информацию, объясняют языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования значения слова.

Регулятивные: осознают  самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции, принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей.

Коммуникативные: организовывают и планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, взаимодействуют с партнерами

по обмену информацией, обеспечивают бесконфликтную совместную работу в группах, выражают готовность к обсуждению разных точек зрения, умению слышать и слушать.

Методы и формы обучения:

- частично-поисковый
- наглядно-словесный;

- методы самостоятельной работы;

- индивидуальная;

- парная;

- групповая.

Технологии: здоровьесбережения, дифференцированного подхода в обучении, педагогика сотрудничества, исследовательской деятельности, индивидуальной и коллективной проектной деятельности обучающихся.  









Технологическая карта урока.


Технология проведения  

Деятельность

ученика

Деятельность

учителя

Обучающие и развивающие задания каждого этапа  

I этап. Мотивационно -ориентированный  1.Организационный момент 2.Актуализация опорных знаний 3.Этап мотивации (определение  цели совместной
деятельности).1.Организационный момент. Цель:  создание доброжелательной атмосферы,
мотивация на учение, создание ситуации успеха.    

Демонстрируют готовность к уроку.

Проводит инструктаж, настраивает учащихся на работу.(2мин)

Задачи: создать условия для положительной мотивации усвоения новых знаний   - Дорогие ребята, здравствуйте! Рада всех приветствовать!

Не привыкайте к чудесам, –

Дивитесь им, дивитесь.

Не привыкайте к небесам

Глазами к ним тянитесь,

Приглядывайтесь к облакам,

Прислушивайтесь к птицам,

Прикладывайтесь к родникам, –

Ничто не повторится!

За мигом миг, за шагом шаг

Впадайте в изумленье.

Все будет так – и все не так

через одно мгновенье!

- Сегодня на уроке мы будем  удивляться, приглядываться,
тянуться к знаниям, будем писать красиво, грамотно, обращать внимание на все
детали, использовать материалы из рабочих папок, оценивать работу друг друга
по критериям.    



2.Актуализация знаний.Цель:повторение  орфоэпических норм, умение определять на слух виды предложений, строить схемы; подвести к восприятию новой темы; уметь
распознавать настроение человека                           

3-5 учащихся  работают по карточкам
(карточки с различной мотивацией учащихся)                                          Формулируют цель; определяют критерии оценивания            

Организовывает работу по карточкам.                                   Организовать работу по самопроверке              

Задачи: понимать предметное содержание знания; уметь применять знания, умения и навыки изученные ранее; устанавливать причинно-следственные связи. Итак, начнем работать: пока ребята выполняют задания по карточкам, а  эксперты проверяют их работу и выставляют
оценки по критериям,  мы с вами проведем орфоэпическую разминку.(слайд 2) 1. Индивидуальная работа по карточкам (5 мин)
Карточка 1
Списать, расставить знаки препинания, начертить схему прямой речи.
Знайка сказал Сделаем воздушный шар и долетим на шаре. До свидания закричал Знайка.

 Карточка 2
К словам автора допиши прямую речь.
1.) Дежурный сообщил: …
2.) … , - возразил товарищ.
3.) … ? – удивилась девочка.
Карточка 3
Начертите схемы предложений.
«А, старая знакомая, здравствуй!» - ласково проговорила лиса. «Уходи, пожалуйста, я совсем не хочу с тобой разговаривать», - ответила Серая Шейка. Заяц сказал: «Берегись, Серая Шейка, она опять придёт    

2. Орфоэпическая разминка (3 мин) слайд № 2. 

ЖалюзИ, звонИт, украИнский, мЕльком, каталОг, квартАл, кремЕнь, газопровОд,  обеспЕчение, фОрзац, танцОвщица, цепОчка, тУфля, баловАть, слИвовый,закУпорить 

Объясним лексическое значение незнакомых слов. 3. Д/з упр 319 поменяемся тетрадями , проверим и оценим по критериям.  слайд №3(скупить, слезать, слизать, смешать, совладелец, свершить) Почему выделяем приставку?  Где найдем лексическое
значение слов?

Скрестись –скребусь, скребешься (производить скребущие звуки); слизистый – слизь,(покрытый налетом, слизью; совладелец – совладелица,
совладельческий(человек, владеющий чем-то совместно с кем-нибудь) Советовать – советчик, посоветоваться (давать совет, наставление, указание).  

II этап  Операционно-исполнительный

1.Постановка учебной задачи.   Цель: определение темы и целей урока          

Работать с информацией, представленной в форме текста.   Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.            

Организует обсуждение проблемных вопросов.                              

Задачи: Способствовать развитию умения формулировать тему урока, определять учебную задачу с помощью логических подсказок. Слайд № 4-5(привела –приближение,превысокий – очень, присел – неполнота действия,
придорожный – близость, призадумался – неполнота действия, преграда – пере-,
преодолеть – пере, призвал – приближение, прибегай – приближение)
 Весь день шел Иванушка, и привела его тропинка к превысокой стене. Присел он напридорожный камень и призадумался. Как преграду преодолеть? И призвалон тогда верного друга: «Эй, конек мой Горбунок! Прибегай ко мне, дружок!» - Ребята, посмотрите на выделенные слова, что их объединяет? (приставки пре- и при-) Сформулируем тему урока. Цель 2. Формулирование темы и целей урока. Тема нашего сегодняшнего урока «Правописание приставок при- и пре-»  Эта тема новая для
вас?                           -Какова же цель нашего урока? (Повторить и закрепить знания о правописании приставок пре- и при-). Поработаем в
группах, правила мы разработали, где мы их ЗАПИСАЛИ? (в рабочей папке) Обратимся  к учебнику (стр. 128-129) и выполним
задание (слайд № 6) 1,4  группа: найдите значения приставки при-,приведите примеры 2  группа: значение приставки пре-,
примеры. 3 группа: Возьмите на заметку! (Стр 129,131), примеры Что нового узнали из учебного материала? Слайд № 7 (некоторые значения приставок
установить трудно, поэтому следует проверять по орфогр. Словарю и запоминать
(преследовать); приставка пре- входит в состав корня – преподаватель,
приключение)  А как эти знания нам пригодятся в дальнейшем в жизни?Обобщение и выводы.1 ученик составит рассказ на лингвистическую тему  по презентации,
а пока мы посмотрим сценку и попробуем ответить на вопрос:«А о каком значении приставки не шла речь в этой сценке?» ( неполнота действия).ДЕЛАЕМ
вывод  

2.Совместное исследование проблемы.

 Цель: активизировать соответствующие мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация,
аналогия и т.д.) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.);  

Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его.  

Организовывает инсценировку. Включает обучающихся в обсуждение проблемных вопросов. .  

Задачи: Содействовать развитию умений использовать научные методы познания (сравнение
и обобщение).
  Содействовать развитию у детей умения общаться; обеспечить развитие у школьников диалогической и монологической
речи.
   - А о каком значении приставки не шла речь в этой сценке? ( неполнота действия).ДЕЛАЕМ вывод   Инсценировка «Веселая грамматика» - Кстати, интересно, как надо писать приступим или преступим? - По-моему приступим, потому что приступ. - А, по-моему, пре, потому что преступник. - Нет – нет, мы оба не правы, потому что приставки при и пре не проверяются ударением. - А как же их проверять? _ Надо хорошо знать правило и проверять по правилу! - Какое это правило? - Надо писать при во всех словах, которые обозначают приближение: пришел, приехал, прибежал, прискакал, прикатился, примчался,
принесся. - Притащился, приволокся, приполз, приплелся. Надо писать еще приставку при обо всем, что присоединяют: привинчивают, приклеивают, придвигают. - Прицепляют на спину бумажку или пририсовывают усы на фотографии девочки - Да –да, но есть и еще один случай : при надо писать о том, что делается , но не до конца - Солнышко меня припекло но я не совсем испеклась. А в каком случае пишется пре? - Вот здесь нужно запомнить 2 правила: приставка пре похожа на слово очень: прескверный – очень нехороший человек. - Это он? - Зато ты прекрасная: прекрасные уши, прекрасный нос – просто очень красные как помидор. Пре нужно писать еще и в тех словах, где приставка похожа на пере - Например, что – то перегораживает твой путь.  

3.Обобщение и систематизация знаний. Цель: организовать взаимопроверку учащимися своих решений по эталону    

Работают с информацией, Работа в парах   Осуществляют самоконтроль Учатся анализировать текст, аргументировать свой ответ Проверяют Подводят итог Участвуют в диалоге с учителем

Организовывает работу  в парах, обеспечивает контроль за выполнением задания. Инструктаж по проверке    

Задачи: Организовать  деятельность уч-ся по
отработке изученных знаний и способов действий посредством самостоятельной
работы.
 Содействовать развитию у детей умения общаться; обеспечить развитие у школьников
диалогической и монологической речи.
 Упр 325 работаем в парах, советуемся с соседом.      

4.Физкультминутка

Выполняют движения под музыку

Организует физпаузу; показывает движения

Звучит песня (Радионяня. Занимательная грамматика. «Приставки пре- и при-»)

5.Применеие знаний и умений в новой ситуации. Работа в группах Цель: применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка
к изучению следующих разделов курса; организация самопроверки учащимися своих
работ по готовому образцу с фиксацией полученных результатов

Выполняют работу в группах Осуществляют самопроверку, сравнивают с эталоном Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель результаты, степень их соответствия  

Органиет деятельность в группах, обеспечивает контроль за выполнением задания. Инструктаж по проверке

Задачи: Организовать  деятельность уч-ся по
отработке изученных знаний и способов действий посредством работы в группах.
 Содействовать развитию у детей умения общаться; обеспечить развитие у школьников
диалогической и монологической речи.
 

Работа в группах 1 группа: «Лингвистическое лото»   


 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

И

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


1)пр..бить, 2)пр..скромный, 3) пр..крепить, 4)пр..усадебный, 5) пр.лечь, 6) пр..ехать , 7) пр.спокойно, 8)пр.умолкнуть,
9) пр..градить, 10)пр..тормозить

2 группа «Редакторы» Задание: исправьте ошибки; объясните написание приставок   Прекатился клубок, преостановился. Пресмотрелся, пригляделся Иванушка и видит - местность незнакомая. Прекрикнул он на клубок, а тот приспокойно на месте лежит. Иванушка прихорошенький был. Не страшны ему никакие преграды. Хотел прелечь, только прекоснулся к траве, а трава в росе. Пресел на придорожный камень. Презадумался.

3 группа Задание: Назвать сказку и автора, вставить пропущенные слова; объяснить правописание приставок     

1.Вдруг о полночь конь заржал...      Караульщик наш __________,      Посмотрел под рукавицу    И увидел кобылицу.

2.Здравствуй, князь ты мой _____________

Что ты тих, как день ненастный?

 

3.Лишь игрушка-горбунок

 У его вертелся ног,

Хлопал с радости ушами

Да _______________ногами.

4.Раз он в море закинул невод, — ____________невод с одною тиной.

________________к заставе гости;

5.Князь Гвидон зовет их в гости,

Только поп один Балду не любит, 
Никогда его не _______________

                                               

6.Пирожок лишь разломила 
Да кусочек ____________________.



4группа: «Заблудившиеся слова» Задание: исправьте ошибки   

Приставка при-

Приставка пре-

  Другие орфограммы

Пр..забавный Пр..школьный Пр..ломление Пр..нести Пр..стиж Пр..близиться Пр..з

Пр..великий Пр..колоть Пр..вычка Пр..градить Пр..задуматься Пр..милый Пр..успеть  

Пр..стол Пр..остановить Пр..рода Пр..зидент Пр..интересный Пр..тупился Пр..ключение


 

5 группа Задание: объясните значение фразеологизмов, правописание приставок, составьте предложения .

Переливать из пустого в порожнее. Премудрый пескарь. Прибрать к рукам. Приподнять завесу. Пристать как банный лист. 
   

III этап.

Рефлексивно-оценочный  1.Итог урока. Рефлексия деятельности. Цель: обобщение полученных на уроке сведений, оценивание                                

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель результаты, степень их соответствия                                  

Организует рефлексию

VII. Итог урока.

Рефлексия деятельности. Задачи: содействовать развитию у учащихся умений осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности. 1.Какова тема урока? 2. Какие цели ставили перед собой и  достигли ли результатов? 3.Что выполняли на уроке? 4. Какое задание вызвало затруднение при его выполнении? 5. Как оцениваете свою деятельность на уроке? - А сейчас оценим результаты своей деятельности на уроке( сигнальные карточки: красный – я
внимателен на уроке, зеленый – не хватает усидчивости, желтый – следует быть
организованнее) и заполним индивидуальные карты.      

2. Оценки, слово экспертам.    

3.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.    

Координаторы выставляют оценки с краткими комментариями Учащиеся выбирают задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей.  Барометр настроения. Уходя с урока, обучающиеся  на обратной стороне
карточки «отмечают птичкой» свое настроение.  

Проводит инструктаж  

Задачи: содействовать дифференцированному задания.

1.П. 31, упр. 328

2.Написать лингвистическую сказку «Жили-были две приставки».

3. Выпишите 5 предложений со словами, где встречаются приставки пре- и при- из произведений худ. литературы.

Вот и закончился наш урок   Вы прекрасно поработали. Приобрели новые знания. Преодолели трудности. Призадумались над ошибками. Я получила преогромное удовольствие от общения с вами. Русский язык для вас не преграда.  


ПАМЯТКА:
Приложение

Преодолеть преграду, не преступить закон,

В прекрасную погоду прервать прескверный сон

Предобро улыбнуться иль преградить пути,

Здесь мы везде напишем приставку ПРЕ, А ПРИ

Приблизим и приклеим, приставим и пришьём,

Чуть выше приподнимем и новизны внесём.

Немного приуменьшим, совсем чуть-чуть приврём.

Расставим по порядку и сядем отдохнём.