СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературе в 7 классе. Тема: "В.А.Жуковский. Лесной царь"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по литературе в 7 классе. Тема: "В.А.Жуковский. Лесной царь"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе в 7 классе. Тема: "В.А.Жуковский. Лесной царь"»

11.10.17 год. Литература. 7 класс. (13 урок)

Тема: « В.А.Жуковский «Лесной царь»

Цели урока: пробудить интерес учащихся к личности и творчеству Жуковского - переводчика, автора баллад; раскрыть своеобразие художественного мира Жуковского: тончайший психологизм, «мелодия чувств», неудовлетворенность действительностью, утверждение ценностей человеческой жизни. Формировать представление о балладе как лиро - эпическом жанре, о сюжете, о диалоге и его роли в создании художественного образа и раскрытии конфликта между персонажами; развивать память, мышление, воображение, устную речь учащихся; оспитывать любовь к жизни, веру в торжество добрых начал.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование у учащихся навыков взаимодействия в группе.

Метапредметные: уметь синтезировать полученную информацию для составления аргументированного ответа;
Предметные:
Научиться аргументировать свою точку зрения.

Эпиграф: В балладе ... главное не событие, а ощущение, которое оно возбуждает, дума, на которую оно наводит читателя... В.Г. Белинский.

Ход урока

1.Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

Перед вами портрет поэта, о котором А.С. Пушкин сказал:

Его стихов пленительная сладость

Пройдет веков завистливую даль.

Этот портрет был написан в 1816 году Орестом Кипренским. Всё в нём подчинено раскрытию внутреннего облика поэта: его задумчивый, самоуглублённый взгляд, его колеблемые ветром волосы, башни средневекового замка на фоне ненастного, облачного неба, наконец, общий сумрачный колорит живописи.

Всмотритесь в это лицо «в нём не было ни лжи, ни раздвоенья»... Поистине как голубь чист и цел он духом был...» (Ф.И. Тютчев)

Это - Василий Андреевич Жуковский времени его наибольшей популярности. Перед нами Жуковский - автор баллад.

3. Целеполагание.

Жанр баллады

Что такое баллада? Это небольшое лирическое стихотворение, имеющее сюжет, который чаще всего описывает таинственные драматические события.

Песня - баллада есть в русском устном народном творчестве. Но сегодня речь пойдёт о балладе немецкого поэта И.В. Гёте, которую на русский язык перевёл поэт В.А. Жуковский. Называется эта баллада « Лесной царь».

Сегодня нам предстоит познакомиться с её содержанием, поговорить об особенностях балладного сюжета и о роли диалога в произведении.

4. Изучение материала.

Жуковскому принадлежит заслуга утверждения этого жанра в русской поэзии. Из богатой сокровищницы мировой литературы он избирает произведения важные для своей эпохи, ценные для развития русской литературы. Жуковский стремился представить на русском языке лучшие образцы поэмы, послания, баллады. Ему принадлежит знаменитая фраза: «Переводчик в прозе есть раб; переводчик в стихах – соперник».

В 1818 году он переводит балладу Гете «Король эрлов» («Король эльфов»).

Особенности балладного сюжета. Роль диалога.

Читая и анализируя балладу «Лесной царь», нам предстоит убедиться в правоте Жуковского, который однажды сказал: «Переводчик в прозе есть раб, переводчик в стихах - соперник». Эти слова взяты первым эпиграфом к уроку.

Наблюдая за развитием сюжета, мы должны будем определить его особенности. И мне кажется, что в какой - то мере нам в этом поможет мысль В. Г. Белинского о том, что «В балладе главное не событие, а ощущение, которое оно возбуждает, дума, на которую оно наводит...».

И.В. Гёте (1749 - 1832) - великий немецкий поэт и мыслитель. Многие из его баллад, например «Лесной царь», написаны на основе народных преданий. Баллада Гёте называется «Erlkonig» - «Король эрлов». Слово «Erlkonig» впервые употребил Гердер, старший современник Гёте. Он взял это слово из датской баллады, оно означало главу таинственных существ, странных окололюдских духов, которые являются путнику из тьмы и несут неминучую гибель. Эрлы – эльфы, делающие смертельный укол в спину. Предчувствие беды нас не обмануло.

Почему же Жуковский назвал свой перевод «Лесной царь»? Один из исследователей мифологии в начале прошлого века описал наших леших как неких родственников прекрасных британских эльфов: «Это обитатели и хранители лесов особливого свойства. Когда идут по лесу, то равны с лесом, когда идут по траве, то равны с травою, а иногда являются они людям в образе человеческом». Леший – хозяин леса и его обитателей. На Севере и в Сибири существуют легенды, что всеми Лешими правит Лесной царь. Вот о таком герое и баллада Жуковского.

Работа по тексту баллады

В балладе как будто бы встретились известные вам три начала литературы: эпическое (повествование о событиях), лирическое (стихотворная форма, выражение чувств) и драматическое (диалогическая речь).

Повествовательный элемент заключается в сюжете. Сюжет легко пересказать.

  • Попробуйте это сделать по строфам.

1 – холодная ночь, в пути запоздалый ездок с сыном, сын испуганный. Продрогший приникший к отцу-старику. 2 – малютке кажется, что лесной царь в тёмной короне, с густой бородой глянул, сверкнул ему в глаза. 3 - лесной царь, обращаясь к младенцу, обещает ему чертоги (дворцы) из золота. Цветы и струи из бирюзы и жемчуга. 4 - сын рассказывает отцу об обещании царя, на что старик отвечает, что мальчик увидел колыхнувшиеся от ветра листы. 5 - лесной царь рисует весёлые картины жизни в его дубраве, когда его дочери будут играть с младенцем, летать. 6 - испуганный младенец сообщает отцу, что дочери царя кивают ему из тёмных ветвей, отец же успокаивает его, говоря, что это тёмные ветлы. 7 - пленённый красотой младенца, лесной царь убеждён, что он будет его. 8 - отец оробел, он не скачет – летит; но младенец уже мёртв.

- А чем эта баллада напоминает драматическое произведение?

- Если читать по ролям, то сколько человек потребуется?

Полилог – (от греч. polys – многочисленный и logos – речь) – разговор, беседа между многими лицами.

- Кто герои баллады? (Ездок-отец, ребёнок, Лесной царь). В балладе есть диалог, который, как и в драматическом произведении является основным средством создания художественного мира. Диалог в балладе принимает вид спора, тем самым способствует раскрытию конфликта между персонажами, отчетливо проявляя их характеры, цели взгляды и убеждения. Кроме того, именно диалог помогает определить тему и идею произведения. Жуковский показывает яростную борьбу между добром и злом и доказывает мысль о том, что человек - высшая ценность мира.

Видит ли Лесного царя отец? (Нет, взрослые менее доверчивы; они слепы)

Почему видение является только сыну? (Тайный мир невидимого грозит в первую очередь детской невинной душе; Дети невинны, чисты и доверчивы)

Каким нам представляется Лесной царь?

Какое трагическое событие положено в основу сюжета? (Смерть мальчика).

Почему побеждает Лесной царь и что это означает для ребёнка? (Отец не верит сыну, не вникает в его страхи… И Лесной царь завладевает душой ребёнка).

Почему ребёнок назван сначала «сын молодой», затем – «дитя», «малютка», «младенец»? (Мысль о вечном обновлении души: чтобы родиться, надо умереть; ребёнок идёт на убыль) Труднее всего обнаружить лирическое начало, которое создается всем строем стихотворения, всем его содержанием. Уже в первых строках баллады как будто слышится топот коня, уносящего ездока с сыном от беды. Это предчувствие беды создает у нас тревожное настроение. Тревога сменяется гнетущим страхом за судьбу ребенка, которого невозможно спасти. Таков неумолимый рок.

5. Физминутка.


6. Закрепление материала                                                           

Работа в группах, каждая группа  анализирует по схеме свой фрагмент. 

Первая из групп письменно вычерчивает таблицу в тетради и приводит доводы о состоянии чувств старика и ребенка, вторая – доводы о состоянии чувств ребенка и Лесного царя, третья – доводы о состоянии Лесного царя и старика.

                 Старик

             Ребенок

Обняв, его держит и греет старик

К отцу, весь издрогнув, малютка приник

Дитя, что ко мне ты так робко прильнул?

Родимый, лесной царь в глаза мне сверкнул

О нет, мой младенец, ослышался ты…

Родимый, лесной царь со мной говорит: он золото, перлы

и радость сулит

О нет, все спокойно в ночной глубине,

То ветлы седые стоят  в стороне

Родимый, лесной царь созвал дочерей:

Мне, вижу, кивают из темных ветвей

Ездок погоняет, ездок доскакал…

В руках его мертвый младенец лежал.

Родимый, лесной царь нас хочет догнать;

Уж вот он: мне душно, мне тяжко дышать

Лесной царь



Дитя, оглянись; младенец, ко мне;

Веселого много в моей стороне


Ко мне, младенец; в дуброве моей

Узнаешь прекрасных моих дочерей


Дитя, я пленился твоей красотой:

Неволей иль волей, а будешь ты мой

                       

Подводим итоги нашего анализа использования схемы градации.( Обучающиеся делают вывод, сравнительные таблицы вывешиваются на доске).

Вот так, талантливо используя этот прием, Жуковский раскрывает перед читателями все лучшие качества героев, в центре внимания автора поведение  человека в запутанном сложном мире, где рок, судьба играют значительную роль. Но при этом человек все-таки может сделать выбор, выбор между добром и злом.

     - Какова же, по вашему мнению, авторская позиция, отношение  к героям?

(Автор не дает прямой оценки от своего имени поведению героев, но мы чувствуем, что Жуковский гордится силой духа старика, ее убежденностью в своей правоте и верности принятого решения, ее готовностью выдержать любые испытания).  

- В какое время происходит действие? (Ночь; господство тьмы: «под хладною мглой», «в ночной глубине», «тёмные ветви»).

По словарю «свет» - это лучистая энергия, которая делает мир видимым, а «тьма» - это отсутствие света, мрак. И эта ночь, и туман, и мгла – это символы враждебных человеку сил. (Проследить по тексту борьбу света и тьмы: хоть и «белеет», но это белеет «туман», а «при месяце» - будут ребёнка «усыплять»… Всё указывает на гибель).

Слово «тёмный» в XIX веке имело ещё одно значение, кроме нам привычного, - «слепой, заблуждающийся».

К какому герою мы можем это отнести? (Отец слеп…)

У Гёте ребёнок погибает от Лесного царя. Гуманист Жуковский не мог допустить, чтобы ребёнку от прикосновений лесного царя было больно (у Гёте именно так), ему только душно. И к отцу Жуковский добрее, чем немецкий поэт. Сын умирает от страха, т.е. естественной смертью. Отцу от этого менее горестно.

Австрийский композитор Франц Шуберт, современник И. В. Гёте, создал музыкальное произведение на слова баллады «Лесной царь». Современники Шуберта дали яркую оценку музыки баллады: «Мелодия захватывает своей глубокой правдивостью, характеризуя внутреннее содержание действия, смену переживаний отца, ребёнка и Лесного царя». Его сочинение вы слушали вместе с балладой Жуковского. (по клику – Ramshtain)

7. Итог урока.

Я надеюсь, вы не только ощутили, как нарастает чувство тревоги, но и поняли, что в балладе «главное всё-таки не событие, а ощущение, которое оно вызывает». В этом В.Г. Белинский прав.

Жуковский вдохнул в эту балладу наш, русский дух. Марина Цветаева об этом писала так: «У Жуковского мы видим старика, величественного, «в тёмной короне, с густой бородой...». Нам от него, как от всякой царственности, вопреки всему всё - таки спокойно. У Гёте - неопределённое - неопределимое! – неизвестное».

Я надеюсь, вам теперь понятно, что имел в виду Жуковский, когда называл переводчика в стихах соперником. Каждый раз, переводя стихотворения немецких или английских поэтов, Жуковский создавал своё оригинальное, неповторимое произведение. И, как мне кажется, выигрывал поединок.


8. Домашнее задание: подготовить сообщение об А.С.Пушкине.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!