Тема. Тема природы. Особенности композиции и смысл финала поэмы «Мцыри».
Цель: разобрать композицию поэмы и выявить роль описаний природы и смысл её финала.
Задачи:
- обучающие: выявить структурные особенности поэмы, сделать выводы об особенностях поэмы «Мцыри» как романтического произведения;
- развивающие: научить детей проникать в образ героя, постигать особенности авторской позиции в романе.
- воспитательные: воспитание чувства собственного достоинства, любви к родине, свободе и независимости.
Оборудование: текст поэмы «Мцыри», демонстрационный материал с иллюстрациями к поэме.
Ход урока
I.Организационный этап.
Прежде чем приступить к работе, давайте улыбнёмся и пожелаем друг другу хорошего настроения и удачи.
Мы с вами уже прочитали поэму « Мцыри», и рассказали наизусть отрывок. Сегодня на уроке мы разберем композицию поэмы и выясним, для чего в поэме автор использовал такое большое количество описаний природы.
II.Вступительное слово учителя
В центре поэмы – образ юноши, поставленного жизнью в необычные условия. В своей исповеди перед смертью он скажет монаху: «Ты хочешь знать, что делал я на воле? Жил»
III.Беседа с классом.
Давайте вспомним текст поэмы.
- Какова тема поэмы «Мцыри»? (Тема «Мцыри» изображение сильного, смелого, мятежного человека, взятого в плен, выросшего в сумрачных стенах монастыря, страдающего от гнетущих условий жизни и решающий ценой риска для собственной жизни вырваться на волю в тот самый момент, когда это было всего опасней:
И в час ночной, ужасный час,
Когда гроза пугала вас,
Когда, столпясь при алтаре,
Вы ниц лежали на земле,
Я убежал.
- Какова идея произведения? (Идея – лучше 3 дня настоящей жизни на воле, чем многолетнее заключение в стенах монастыря, где человек не живёт полноправно, а существует. Для героя смерть лучше, чем жизнь в монастыре.)
- Каков сюжет поэмы? (Сюжет прост: история короткой жизни Мцыри, рассказ о его неудавшейся попытке бежать из монастыря. Жизнь Мцыри бедна внешними событиями; мы узнаём лишь, что герой никогда не испытал счастья, с детства попал в плен, перенёс тяжёлую болезнь и оказался одиноким в чужом краю и среди чужих ему людей, монахов. Юноша делает попытку узнать, зачем живёт человек, для чего он создан. Бегство из монастыря и трёхдневное скитание знакомят Мцыри с жизнью, убеждают его в бессмысленности монастырского житья, приносят ощущения радости жизни, но не приводят к желанной цели – вернуть родину и свободу. Не найдя пути в родную страну, Мцыри вновь попадает в монастырь. Смерть его неизбежна; в предсмертной исповеди он рассказывает монаху обо всём, что успел увидеть и пережить за «три блаженных дня».
Посмотрите ещё раз текст поэмы и определите, как она построена.
- Что даёт для понимания характера героя 2-ая глава?
- Почему, по-вашему, повествование в следующих главах передано герою?
- Что мы можем сказать о композиции произведения в целом?
Композиция состоит из вступления, краткого рассказа автора о жизни Мцыри и исповеди героя, причём порядок при изложении событий изменён.
- Что составляет сюжет поэмы?
Сюжет поэмы составляет не внешние факты жизни Мцыри, а его переживания.
- Как показаны события в поэме?
Все события трёхдневных скитаний Мцыри показаны через его восприятие.
- Что позволяют увидеть особенности сюжета и композиции?
Особенности сюжета и композиции позволяют сосредоточить всё внимание читателя на характере центрального героя.
Поговорим о поэме как о романтическом произведении и выявим для себя её особенности.
- Где происходят действия поэмы? (На Кавказе, среди вольной и мощной кавказской природы, родственной душе героя. Но герой томится в монастыре. Рассказ подтверждается показом демонстрационногоматериала с изображением пейзажа Кавказа.)
- Очень важны в поэме картины пейзажа, упоминание о ветре, буре, птицах, зверях. Какова роль картин природы в произведении? ( картины пейзажа родственны герою, и зов свободы оказывается непреодолимым, как зов природы – песню о любви ему поёт рыбка, «как брат» он готов обняться с бурей, «как зверь» он чужд людей. И напротив, природа враждебна и чужда монахам из монастыря. Мцыри убегает «в час ночной, ужасный час, Когда гроза пугала вас, Когда, столпясь при алтаре, Вы ниц лежали на земле»)
IV.Слово учителя
Сюжет поэмы кажется привычным для романтизма – герой, искатель свободы, бежит из мира неволи. Мы встречаемся с такой ситуацией в «Кавказском пленнике» и «Цыганах» А.С.Пушкина. Но в поэме Лермонтова есть поворот, кардинально изменяющий традиционную ситуацию. Пушкинские герои рвут связи со своим привычным миром, а лермонтовский герой бежит из чужого, насильно навязанного ему мира в мир родной, естественный.. Исповедь героя занимает почти всё текстовое пространство поэмы и обращена к определённому персонажу – монаху, которого Мцыри называет сначала отчуждённо-враждебно «старик», а затем по-христиански – «отец». Мы не слышим в поэме точки зрения автора, старый монах молча выслушивает исповедь юноши, всё происходящее мы видим глазами героя, что характерно для романтизма.
V. Заключительное слово учителя
В целом и форма изложения (поэма-исповедь), и экзотическая обстановка, и характер героя, и отсутствие авторской точки зрения, лирически приподнятый язык поэмы – всё это свидетельствует о следовании Лермонтовым чисто романтическим традициям.
- Давайте подведем маленький итог.
Выставление оценок за работу на уроке.
VI. Объяснение домашнего задания.
Ответить письменно на вопрос «Почему финал поэмы «Мцыри» трагичен и обозначает ли он поражение романтического героя?»
Смерть Мцыри была неизбежна. По замыслу М. Ю. Лермонтова, она не от ран, полученных в бою с барсом, не от бесцельной жизни в монастыре. Он не добился своего, не нашел родины. Примирился герой со смертью потому, что мечта «о родине святой» - это еще и неосуществленное желание вернуться в свое детство, самую счастливую, беззаботную, веселую пору в жизни человека.
Но можно ли сказать, что Мцыри однозначно потерпел поражение в борьбе с миром своей темницы? Да, физически он умирает, но он не принадлежит и быту монастыря, он поднимается над ним. Мцыри так и не склонил голову перед теми законами, которое предложило ему общество. Душа героя вырвалась на свободу. Свобода – одна из высших ценностей для Лермонтова, и это свобода обладания собой, своей сущностью в мире, где извне навязываются ценности, образ жизни. Мцыри, на эти три дня, на миг прикоснувшийся к вечному миру природы, уже и сам смотрит на все с точки зрения вечности. Умирая в монастыре, он духовно растворяется в окружающем мире, в так любимом им Кавказе, и неслучайно он просит похоронить себя в саду, откуда «виден и Кавказ» . И это уже не частная судьба Мцыри, проблематика поэмы поднимается до универсального смысла, до сути человеческого существования в этом мире. Лермонтов, отчасти примиряя своего героя с миром, все же оставляет финал произведения трагичным. Бунт человека оказывается обреченным на гибель, стремление к свободе – нереализованным в полной мере, а значит – человек не может достичь гармонии в своем существовании. Человек-бунтарь одинок в мире, и эта проблема была сквозной в творчестве Лермонтова. Будучи сам одинок, чужд свету, он придал своей поэме глубоко трагичное звучание, которое не может оставить равнодушным никого.