Конспект урока по литературному чтению
на тему: «Где дружба и смелость, там и победа. Сказка братьев Гримм «Бременские музыканты».
2 класс
Цель урока:
продолжить знакомство учащихся с творчеством зарубежных писателей братьев Гримм, жанром и видом сказок;
учить определять последовательность событий в произведении, развивать навыки быстрого правильного чтения, внимания, речь учеников, читательскую память;
расширять словарный запас;
работать над диалогической речью;
учить давать оценочные суждения поступкам персонажей;
развивать фантазию и воображение, творческое мышление;
воспитывать чувство дружбы и взаимопомощи;
прививать любовь к литературному чтению.
Ход урока.
1. Организационный момент:
У. Здравствуй, утро!
Дети: Здравствуй!
У. Здравствуй, солнце!
Д. Здравствуй!
У. Здравствуйте, дети!
Д. Здравствуйте!
У. Прикоснитесь ладошками друг к другу, улыбнитесь. Почувствуйте тепло и поддержку друга. Это поможет вам в работе на уроке.
2. Актуализация опорных знаний
Для чего нужны нам сказки?
Что в них ищет человек?
Может быть, добро и ласку.
Может быть, вчерашний снег.
В сказке радость побеждает,
Сказка учит нас любить.
В сказке звери оживают,
Начинают говорить.
- А сегодня нас сказка приглашает в самый центр Европы, где на берегах рек Эльба и Рейн расположилась известная своими живописными пейзажами Германия. В знаменитый город Бремен. А путешествовать мы будем вместе с одной необычной музыкальной группой. Внимание, если вы отгадаете загадки, то поймете, кто будет участниками этой необычной группы.
Сел на плетень.
Кличет день.
День у ворот –
Зашагал в огород.
(Петух)
Говорят, что я упрям,
Что характер вздорный.
Не упрямый я, друзья,
Просто непокорный !
(Осел)
Машет радостно хвостом,
Когда идёт хозяин в дом.
У неё удел таков -
Дом хранить от чужаков.
(Собака)
Кто играется с клубком,
Ходит в зиму босяком:
Лижет круглый свой животик –
То пушистый рыжий (котик)
Кто догадался, как называется эта группа?
3. Изучение нового материала
И так, мы начинаем наше воображаемое путешествие в волшебный мир сказок Братьев Гримм.
Что ждет впереди?
1. Словарная работа.
Лютня – старинный скрипичный музыкальный инструмент
2. Инсценизация – ознакомление с первой частью сказки.
3. Чтение второй части сказки «ручейком».
4. Парной чтение третьей части сказки.
5. Работа над осмыслением содержания
Назовите героев сказки «Бременские музыканты».
Почему мельник выгнал Осла на улицу?
Как вы думаете какие чувства испытывал Осел оказавшись на улице?
В какой город он решил отправится?
Кого первым он встретил по дороге в Бремен?
Какую история Ослу и Собаке рассказал Кот?
Какая беда случилась у Петуха?
Как друзья нашли дом разбойников?
Что же они придумали для того, чтобы выгнать разбойников из дома?
10) Почему им это удалось?
11) Почему все животные охотно согласились с предложением осла?
6. Совершенствование техники чтения.
1) выборочное чтение
– найдите и прочитайте, почему осел стал музыкантом?
- где остановились звери на ночлег по дороге в Бремен?
- куда они попали, увидев свет?
- что подумал атаман разбойников, когда попал в дом музыкантам?
2) найди предложение по началу
- От этого шума…
- Где-то около полуночи…
- С тех пор разбойники…
7. Физминутка «Танец разбойников»
8. Подбор заглавий к каждой части
Встреча зверей
Победа над разбойниками
Дружба и смелость побеждают
9. Групповая работа
Метод «ассоциативный куст»
Дайте характеристику героям
1 группа
старый
умный
решительный

изобретательный
ОСЕЛ
сообразительный



трудолюбивый
бессильний
добрый
2 группа
старый
грустный
жалкий
голодный
КОТ


беззубый
печальный
3 группа
решительный
смелый
бессильный
ПЕС
старый


беззащитный
уставший
4 группа
с гребешком
несчастный
смелый
ПЕТУХ
голосистый


решительный
общипанный
10. Игра «Кто сказал!»
А сейчас поиграем с вами в игру, которая называется: «кто сказал». Каждый возьмите себе из конверта карточку розового цвета. Прочитайте что на ней написано и попробуйте догадаться кому из героев сказки «Бременские музыканты» принадлежат данная реплика.
1. «Пойдем со мной в город Бремен. Лаешь ты громко, голос у тебя хороший — ты будешь петь и в барабаны бить. А я буду на гитаре играть».
2. «Пожалей меня. Жила я у охотники, долго. По полям и болотам за дичью для него бегала, а теперь стара стала, и задумал мой хозяин меня убить. Вот я и убежала от него, а что делать дальше не знаю».
3. «Жил я у своей хозяйки, долго жил – ловил крыс и мышей. А теперь стар стал, зубы у меня притупились, и захотела моя хозяйка меня в речке утопить. Я и убежал из дому. А что делать дальше — не знаю».
4. «Пожалейте вы меня, осёл, собака и кот. Завтра к моим хозяевам гости приедут, и вот собираются мои хозяева зарезать меня и сварить из меня суп. Что мне делать?»
5. «Беда! В нашем доме поселились страшные великаны. Один мне все лицо копьем исцарапал, другой мне ножом ногу порезал, третий меня по спине дубинкой стукнул, а четвертый закричал мне вслед: «Держи вора!»
Ответы: 1. Осел. 2. Собака. 3. Кот. 4. Петух. 5. Разбойник.
4. Рефлексия
Вот и подошло к концу наше путешествие по дорогам сказки Братьев Гримм "Бременские музыканты".
-Какие чувства вызвала у вас эта сказка?
На карточках «Роза ветров» нарисуй и обозначь своё впечатление.
- Что на вас произвело наибольшее впечатление?
- Чего вы не знали, а сейчас знаете и это новое для вас?
- Пригодятся ли вам знания этого урока в дальнейшем?
5. Оценивание
Сегодня на уроке я узнал………………………
Сегодня на уроке я научился………
Мне понравилось……………………………
Меня заинтересовало ……………………….....
Мне бы хотелось, чтобы………………………
После урока моё настроение………………
На уроке мне было……………………………….
Если бы я был учителем, то………………….