Урок литературного чтения 2 класс
Н. Н. Носов «Живая шляпа»
Цель: познакомить учащихся с содержанием произведения Н. Н. Носова “Живая шляпа”.
Задачи:
- формировать умение выдвигать гипотезы, предположения, сравнивать, аргументировать свою позицию;
- развивать критическое мышление, память, воображение, речь.
УУД
- составлять ответы на вопросы и находить их в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую.
- выражать свои эмоции от прочитанного рассказа,
- определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
- слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
Ход урока
Организационный момент
Актуализация знаний учащихся. Определение темы урока.
- Вспомните, чьи произведения вы видите?
Стратегия “Кластер” (Слайд № 1)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/08/14/s_599169eaedc71/672200_1.png)
- Кто уже догадался, кто автор рассказов?
- Кто сформулирует тему урока?
- Можете ли вы по названию рассказа определить, о чем пойдет речь? (Слайд № 2)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/08/14/s_599169eaedc71/672200_2.png)
Прогнозирование содержания после рассматривания обложки книги.
Работа с учебником
- Откроем учебник. С чего начнем работу над новым произведением?
- Называем фамилию автора, читаем заголовок, рассматриваем иллюстрации, делаем предположения о содержании рассказа.
- Как вы думаете, почему Н.Н. Носов назвал свое произведение «Живая шляпа».
(Слайд № 3)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/08/14/s_599169eaedc71/672200_3.png)
- Ребята, а вам когда-нибудь бывало страшно? (Ответы детей)
Предтекстовая работа. Стратегия глоссарий (Слайд № 5):
комод - ? (низкий шкаф с выдвижными ящиками для белья или мелких вещей);
кочерга - ? (толстый железный прут с прямо загнутым концом, используемый для выгребания углей, перемешивания дров);
треснул - ? (ударил, раскололся, лопнул);
плюхнуться - ? (упасть, свалиться);
котёнок - ? (детёныш кошки);
корзина - ? (плетеное изделие, служащее вместилищем для хранения вещей, для упаковки, переноски).
- Как вы думаете, какие слова встретятся в нашем произведении? (Ответы детей)
- Проверим предположения?
3.2. Чтение текста цепочкой, подчеркивая ключевые слова.
Стратегия “Чтение с остановками”
1.Чтение до слов «что-то плюхнулось – упало на пол».
– Что произойдет дальше?
2. Чтение до слов «Вовка за ним».
– Как далее будут развиваться события?
– Что шляпа будет делать в дальнейшем? Посмотрите на иллюстрацию.
3. Чтение до слов «Ну, пойди посмотри».
– Есть ли разница в значении слов: напугаться, трястись от страха? Какое выражение использует писатель?
– Как далее будут развиваться события?
– Возвратятся ли ребята в комнату?
– Как будут защищаться, если шляпа набросится на них?
4. Чтение до слов «Шляпа как подскочит кверху!».
Физическая минутка
К шляпе дружно подойдем, | Ходьба на месте |
Ее взглядом обведем! | Движение по кругу глазами |
С нами, шляпа, не шути, | Погрозили пальцем |
Ты не прыгай, не скачи! | Подскоки на месте |
Поскорей открой секрет- Ты живая или нет? | Движение руками |
– Чем закончится произведение? В чем секрет живой шляпы?
5. Чтение до конца рассказа.
– Понравился ли вам рассказ? Чем?
Рефлексия
- Какие слова встретились в нашем произведении? (Ответы детей)
- Чьи предположения о содержании рассказа (гипотезы) оправдались?
- Знали ли мальчики, кто скрывается под шляпой? Докажите словами из текста.
- А читатели?
- Как повели себя дети в первый момент, когда увидели «живую» шляпу?
- Какое впечатление сложилось у вас о героях рассказа?
- Что же испугало мальчиков?
- Понимали ли они, что шляпы не бывают живыми? Найдите в тексте слова, которые говорят об этом.
- Определите идею (главную мысль рассказа).
- Приходилось ли вам испытывать страх? Когда? Случались ли с вами такие необычные истории, когда было страшно, а затем смешно?
- Как можно побороть свой страх?
- Какое чувство испытали мальчики, когда узнали «секрет» шляпы?
- Почему Вадик стал обнимать котёнка, ласкать его?
- Как бы вы поступили, оказавшись на месте героев произведения?
- Как автор относится к своим героям?
- Какая пословица наиболее удачно подходит к содержанию рассказа?
Домашнее задание
Учебник, вопросы и задания к рассказу.