СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературному чтению 3 класс Х. Андерсен "Стойкий оловянный солдатик"

Нажмите, чтобы узнать подробности

ряд уроков по литературному чтению Х.Андерсен "Стойкий оловянный солдатик"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению 3 класс Х. Андерсен "Стойкий оловянный солдатик"»

Тема урока: Ханс Кристиан Андерсен

«Стойкий оловянный солдатик»

Цели и задачи урока: Слушание текста. Чтение первой части. Выразительное чтение незнакомого текста, определение авторского отношения к героям, использование цитат для доказательства своего мнения.

Планируемые результаты:

Предметные: Читать произведение с соблюдением норм ли­тературного произно­шения, составлять лич­ное мнение о литера­турном произведении, выражать его на дос­тупном уровне, устно иллюстрировать сюжет, соотносить поступки героев с нравственными нормами.

Личностные: Иметь представление об общих нравствен­ных категориях, мо­ральных нормах, вы­ражать эмпатию, по­нимание чувств дру­гих людей и сопере­живание им.

Метапредметные: Планировать собствен­ные действия и соотно­сить их с поставленной целью; учитывать вы­деленные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста, корректно строить речь при решении коммуни­кативных задач.

Ход урока:

Организационный момент:

Громко прозвенел звонок,

Начинается урок литературного чтения,

Проверьте готовность к уроку.

Актуализация знаний:

Сегодня мы продолжаем путешествие по стране сказок.

Перед вами портрет великого сказочника…..Узнали ли вы его?

Чей это добрый, мудрый, грустный взгляд?

Какие сказки Андерсена вы читали?

Проведём викторину по сказкам Х.К. Андерсена «Угадай сказку по иллюстрации».

Мы вспомнили замечательные сказки Андерсена, а что вам известно о самом писателе-сказочнике, о его жизни и творчестве.

Беседа о жизни и творчестве Х.К. Андерсена.

Наверное, не найдется ни одного человека, кто не слышал бы имени короля сказок (именно так называют Ханса Кристиана Андерсена), кто хотя бы один раз на некоторое волшебное и незабываемое время не стал подданным его королевства. Кажется, что Андерсен был всегда, так же как и его герои – Герда и Гадкий утенок, Свинопас и Русалочка, Дюймовочка и Стойкий оловянный солдатик. А между тем даже у королей и волшебников есть свой собственный день рождения.

Более ста лет назад в небольшом провинциальном городке Дании – Оденсе, на острове Фюн Ханс Кристиан Андерсен появился на свет 2 апреля 1805 года, в семье бедного башмачника и прачки. В доме его родителей часто не бывало хлеба, не говоря уже о новой одежде и обуви. Отец – был большой книголюб, мечтатель. Но мечты его не сбывались: ни гимназии, ни дальних стран он так и не увидел. Зато свою любовь к чтению, желание учиться бедный башмачник передал своему сыну, раскрыв ему мудрость и красоту книг.

Ханс Кристиан Андерсен рано научился читать и, побывав однажды в театре, сам начал сочинять пьесы и стихотворения. Он очень любил играть в кукольный театр. У него было множество самодельных кукол, для которых он мастерил костюмы из обрезков кожи и ткани. Уже в детские годы Андерсен сам сочинял пьесы и разыгрывал их с куклами.

Андерсен считал себя необыкновенно счастливым человеком. Его автобиография начинается такими словами: «Моя жизнь – прекрасная, роскошная сказка. Если бы в то время, когда я вступил в свет маленьким, бедным, одиноким мальчиком, ко мне явилась всемогущая фея и сказала: «Выбирай свою цель и направление, а я буду тебя наставлять и защищать» - моя судьба не могла бы быть счастливее, умнее и лучше.

Андерсен мечтал стать актёром, а стал писателем. Сказки Андерсена адресованы не только детям, но и взрослым. Иногда автор отказывается от традиционной для сказки счастливой концовки; его герои становятся жертвами несправедливости. Но Андерсен не теряет веры в торжество добра над злом.

Сказки датского писателя Ханса Кристиана Андерсена стали достоянием всего мира и вошли в детские книги народов всей Земли.

Сказки этого писателя учат доброте, любви, человечности. Для каждого читателя знакомство со сказками Андерсена – это праздник. Вот что пишет К. Паустовский в своём рассказе «Великий сказочник» «….около ёлки лежала толстая книга – подарок от мамы. Это были сказки Ханса Кристиана Андерсена… Я начал читать и зачитался так, что к огорчению взрослых, почти не обратил внимания на нарядную ёлку. Прежде всего, я прочёл сказку о стойком оловянном солдатике и маленькой прелестной плясунье…Удивительная, и как мне показалось, душистая, подобно дыханию цветов, человеческая доброта исходила от страниц этой книги…».

Сообщение темы урока.

Мы сегодня прочитаем сказку. Сказку про стойкого оловянного солдатика. Возможно, толчком к тому, чтобы появилась эта сказка, послужил один случай на улице в Копенгагене (столица Дании).

«….Маленький мальчик играл на подоконнике в старом копенгагенском доме. Игрушек было не так уж много, - несколько кубиков, старая бесхвостая лошадь из папье-маше и сломанный оловянный солдатик.

Мать мальчика – молодая женщина сидела у окна и вышивала. В это время в глубине пустынной улицы… показался высокий человек и очень худой человек в чёрном. Он быстро шёл несколько скачущей, неуверенной походкой, размахивая длинными руками, и говорил сам с собой….

Женщина за пяльцами подняла голову и сказала мальчику: «Вот идёт наш поэт, господин Андерсен. Под его колыбельную песню ты как хорошо засыпаешь». Мальчик посмотрел исподлобья на незнакомца в чёрном, схватил своего единственного хромого солдатика, выбежал на улицу, сунул солдатика в руку Андерсену и тотчас убежал. Это был неслыханно щедрый подарок. Андерсен понял это. Он воткнул солдатика в петлицу сюртука рядом с веточкой мяты, как драгоценный орден, потом вынул платок и слегка прижал его к глазам, - очевидно недаром друзья обвиняли его в чрезмерной чувствительности….».

Может быть, именно для этого щедрого детского сердца написал Андерсен свою сказку.

Чтение сказки Х.К. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик».

- О чём вам говорит название сказки? (Это сказка об игрушке-солдатике, сделанном из олова - мягкого металла. Стойкий, потому что устойчивый, прочный)

- Но есть у этого названия и другой смысл, а какой - мы узнаем, прочитав эту сказку.

Словарная работа.

Объясните значение слов:

Оловянный – сделанный из олова. Олово – серебристо-белый металл, который идёт, на изготовление жести для консервных банок, а также для покрытия других металлов с целью защиты от ржавчины и коррозии.

Стойкий – прямое значение: устойчивый; переносное – непоколебимый, упорный, твёрдым духом.

Батист – тонкая ткань

Барышня – уважительное отношение к девушке

Табакерка – шкатулка для хранения табака

Розетка – украшение круглой формы в виде распустившегося цветка

Чтение сказки.

Откройте учебник на стр. 48 (чтение стр. 48-49)

Беседа о прочитанном.

С какими героями встретились в начале сказки?

Что известно о солдатиках, которые лежали в коробке?

Из чего они сделаны?

Чем отличается последний солдатик?

Почему у него одна нога?

С кем из героев ещё встретились?

Найдите в тексте описание барышни.

Что сближало солдатика и танцовщицу?

О чём мечтал солдатик?

Как вы думаете, познакомятся ли герои?

Какова основная мысль? Как можно озаглавить? (Мечта оловянного солдатика)

Чтение второй части (стр. 51)

Расскажите, что делали игрушки ночью?

О чём говорит характер и последовательность игр? (игрушки играют как дети сначала в гости, затем в войну и заканчивают балом)

Что мы можем сказать о детях, семье, об атмосфере этого дома?

Чем была интересна табакерка?

Кто такой тролль?

Почему тролль стал угрожать солдатику?

Что случилось с солдатиком утром?

Каким вы увидели солдатика? (храбрым, выносливым, гордым, терпеливым)

Какова основная мысль?

Как можно озаглавить? (Волшебство злобного тролля)

Рефлексия деятельности:

У меня к вам вопрос: что вы чувствуете к концу урока?

Какое у вас настроение? 

Продолжите фразу:

Сегодня на уроке мне было интересно…

Я узнал…

Домашнее задание: читать стр. 52-55, Х.К. Андерсен сказка «Стойкий оловянный солдатик», отвечать на вопросы 4,5,7 на стр. 55; составить план рассказа о путешествии оловянного солдатика в бумажной лодке и его возвращения домой.

Тема урока: Ханс Кристиан Андерсен

«Стойкий оловянный солдатик»

Цели и задачи урока: Чтение второй части. Составление плана рассказа по предложен­ной теме, определение темы, главной мысли произведения и отно­шения автора к героям.

Планируемые результаты:

Предметные: Читать произведение с соблюдением норм ли­тературного произно­шения, составлять лич­ное мнение о литера­турном произведении, выражать его на дос­тупном уровне, устно иллюстрировать сюжет, соотносить поступки героев с нравственными нормами.

Личностные: Иметь представление об общих нравствен­ных категориях, мо­ральных нормах, вы­ражать эмпатию, по­нимание чувств дру­гих людей и сопере­живание им.

Метапредметные: Планировать собствен­ные действия и соотно­сить их с поставленной целью; учитывать вы­деленные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста, корректно строить речь при решении коммуни­кативных задач.

Ход урока:

Организационный момент:

Громко прозвенел звонок,

Начинается урок литературного чтения,

Проверьте готовность к уроку.

Актуализация знаний:

С какой сказкой мы познакомились на прошлом уроке?

Кто автор этой сказки?

Что вы знаете об этом авторе?

Чтение третьей части сказки стр. 52-53

Кто нашёл оловянного солдатика?

Какое решение они приняли?

Удалось ли ребятам осуществить свой план? Как?

Какие опасности подстерегли солдатика?

Что такое «пошлина»? (денежный сбор)

Каким показал себя солдатик? (храбрым и стойким)

Чтобы вы ещё добавили в характеристику нашего героя? (выдержанный, смелый, отважный, верный своим чувствам, скромный)

Как озаглавим 3 часть? (Храбрый солдатик) Почему?

Расскажите по плану о путешествии оловянного солдатика в бумажной лодке.

План:

  1. Солдатик выпал из окна

  2. Мальчик и служанка ищут его

  3. Встреча с мальчишками

  4. Лодочка из старой газеты

  5. Под широким-широким мостом

  6. Большая водяная крыса

  7. Большой бурный канал

  8. Водоворот

  9. Большая рыба

  10. Возвращение домой

Обобщение прочитанного.

Как относится Андерсен к оловянному солдатику?

Какими качествами писатель наделил солдатика?

Вывод: все качества, которыми наделён солдатик (мужество, чувство достоинства, выносливость, умение верно любить), - замечательные, очень важные для людей, значит, Андерсен любит солдатика, восхищается им.

Как вы думаете, почему писатель назвал сказку не «История оловянного солдатика», а «Стойкий оловянный солдатик»?

Посмотрите, Андерсен в сказке нам говорит об одних и тех же вещах как о реальных, таких, какие мы встречаем в жизни, и как о сказочных, фантастических.

Писатель наделяет способностями, чувствами и мыслями живых существ неживые предметы.

Учащиеся дочитывают сказку до конца.

Рефлексия деятельности:

У меня к вам вопрос: что вы чувствуете к концу урока?

Какое у вас настроение? 

Продолжите фразу:

Сегодня на уроке мне было интересно…

Я узнал…

Домашнее задание: Х.К. Андерсен сказка «Стойкий оловянный солдатик», отвечать на вопросы 6,8,9 на стр. 56











Тема урока: Ханс Кристиан Андерсен

«Стойкий оловянный солдатик»

Цели и задачи урока: Воспроизведение сюже­та с позиции одного из героев, развитие эмо­циональной сферы че­рез произведение лите­ратуры.

Планируемые результаты:

Предметные: Составлять личное мнение, определять основную мысль прочитанного, выражать ее своими словами на доступном уровне, составлять план изложения текста с помощью учителя, соотносить поступки героев с нравственными нормами.

Личностные: Иметь представление об общих нравствен­ных категориях, мо­ральных нормах, вы­ражать эмпатию, по­нимание чувств дру­гих людей и сопере­живание им.

Метапредметные: Планировать собствен­ные действия и соотно­сить их с поставленной целью; учитывать вы­деленные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста, корректно строить речь при решении коммуни­кативных задач.

Ход урока:

Организационный момент:

Громко прозвенел звонок,

Начинается урок литературного чтения,

Проверьте готовность к уроку.

Актуализация знаний:

В мире много сказок грустных и смешных.

И прожить на свете нам нельзя без них.

Пусть герои сказок дарят нам тепло,

Пусть добро навеки побеждает зло.

Обобщение прочитанного.

Какие чувства у вас вызвала эта сказка? (грусть, жалость, боль, вызванная гибелью главных героев и радость, связанная с теми чудесами, которые происходят в сказке)

О чём думал солдатик, когда тонул?

Сочувствует ли автор герою?

Как узнали? («бедняга»)

Какие чудеса произошли?

Найдите ответ на вопрос в тексте и прочитайте. Что чувствовал солдатик оказавшись в печке?

Что осталось от солдатика и от танцовщицы?

«На другой день горничная выгребала из печки золу и нашла маленькое оловянное сердечко….»

Почему автор оставляет сердечко нерасплавленным?

Это сердечко влюблённого солдатика. Авторской печалью овеян конец повествования. История оловянного солдатика и его трагической любви к погибшей вместе с ним в пламени танцовщице заставляет думать о настоящих жизненных драмах. Андерсен творил не только для детей, но и для взрослых. И через десять и через двадцать лет вы с интересом будете перечитывать сказки Андерсена, находя в них новый смысл, особый лиризм и изящество.

Найдите эпизод, когда солдатик снова оказался в комнате того же мальчика.

Как можно расценить это долгожданное чудо?

Почему мальчик из доброй и весёлой семьи так жестоко поступает, бросая солдатика в печку?

Обобщение: Возвращение солдатика в комнату того же мальчика, - это заслуженная награда за стойкость. Надо пройти через искушение, победить зло, пройти испытания, чтобы познать счастье понимания, слияния родственных душ. Видимо в каждом человеке есть свой "злой чертёнок", который вызывает низкие чувства, желания, мысли и ему необходимо противостоять. Возможно, мальчик увидел пока недоступную ему самому красоту и высокое чувство любви в других, и мгновенно почувствовал желание разрушить, погубить, уничтожить. Может из зависти, ревности.

А гибель прекрасной танцовщицы? Этот мотив непобедимой, самоотверженной любви, который часто повторяется в сказках Андерсена.

А сейчас подведем итог. Как вы думаете, что Андерсен хотел сказать нам своей сказкой? Своей сказкой автор ещё раз хочет нам как бы напомнить, предостеречь: в окружающем мире соотношение добра и зла, света и мрака, радости и боли зависят от каждого человека, от тебя, от нас. Какой выбор ты сделаешь?!

Мы убедились с вами ещё раз: хорошо, когда побеждает добро и справедливость, но надо уметь защитить себя и близких тебе людей от зла, насилия, несправедливости.

Итак, мы вновь подошли к самому главному вопросу, проблеме сказки.

Какую мысль автор спрятал между строк?

В этой сказке двойной смысл:

Стойкость – умение уверенно стоять на одной ноге. И второй – стойкость – это сила духа. Происшествия в сказке детские, а чувства настоящие, достойные уважения. И читатель вместе с оловянным солдатиком преодолевает, побеждает в себе слабость. Душа очищается, становится сильнее духом.

Услышали ли вы «звон грусти» в этой сказке?

Кто передал вам эту грусть? (автор)

Геннадий Цыферов в книге «Мой Андерсен» пишет: «Знаешь ты, например, как льют колокольчики? В каждый колокольчик обязательно добавляют каплю серебра. Вот он и звенит: «Если в смешную сказку добавить каплю чистой грусти, она тоже звенит. Всякий раз после сказки Андерсена мы словно слышим звон, долгий и робкий. Потом даже можно забыть о чём она, но робкий звон всегда останется в сердце.

Х.К. Андерсен оставил нам богатое литературное наследие: два десятка пьес, пять романов, множество очерков и стихотворений. И всё-таки, главное, чем славен Х.К. Андерсен, - это сказки. а их у него более 170! Волшебные, фантастические, и в то же время абсолютно реалистичные, они вмещают в себя мир чудаков и мудрецов, королей и нищих, учёных, крестьян, студентов, служивых, птиц, животных, растений. В сказках Андерсена живут природа, любовь, добро, честь.

Рефлексия деятельности:

Поняли ли вы второй смысл слова «стойкий»? (Стойкий – сильный духом, упорный, не отступающий перед трудностями и испытаниями)

Почему мир чувств человеческих называют и хрупким, и прочным? (Мир чувств можно назвать прочным, потому что он не боится никаких испытаний, он не боится смерти. Мир чувств можно назвать хрупким, т. к. человек раним, его легко обидеть. Духовно солдатик очень стойкий, но это не спасает его от физической гибели.)

Героев сказок Ханса Кристиана

Узнали мы, дружок, довольно рано,

Когда читать-то толком не умели

И на коленях маминых сидели.

Идут по жизни с нами постоянно

Дюймовочка, солдатик оловянный,

Русалочка, Эльза, Герда с Каем.

Все эти сказки наизусть мы знаем.

В них словно отразилась жизнь сама:

Печаль и радость, свет и тьма.

Но если скучно станет, мы готовы

Взять книжку да перечитать их снова.

У меня к вам вопрос: что вы чувствуете к концу урока?

Какое у вас настроение? 

Продолжите фразу:

Сегодня на уроке мне было интересно…

Я узнал…

Домашнее задание: читать стр. 59-63, Х.К. Андерсен «Штопальная игла», отвечать на вопросы на стр. 63