Конспект урока
по чтению для учащихся 1 класса
Тема: «Как хорошо уметь читать. «Хороший день» С.Я. Маршак»
Составитель: учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 64»
Назаренко Марина Сергеевна
Тема: «Как хорошо уметь читать. «Хороший день» С. Маршак»
Цель: Познакомить детей со стихотворением С. Маршака «Хороший день»
Задачи:
1). Совершенствовать навыки выразительного чтения и чтения целыми словами;
2). Продолжить развитие речевых умений, творческих способностей, памяти и внимания;
3). Воспитывать уважение к своим близким.
Оборудование: учебник.
Ход урока.
Орг. момент.
Рассказ про С.Я. Маршака.
-Откройте учебник на стр. 43. Прочитайте верхнюю строчку. Что там написано? Что значит «хорошо уметь читать»?
- Прочтите название произведения. Кто его автор?
Самуил Яковлевича Маршак -поэт родился 22 октября в 1887 году в Воронеже в семье заводского техника, талантливого изобретателя. Отец поддерживал в детях стремление к знаниям, интерес к миру, к людям. Раннее детство и школьные годы Самуил провел в городке Острогожске под Воронежем. В гимназии учитель словесности привил любовь к литературе. Однажды на талантливого мальчика обратил внимание известный искусствовед и критик В. Стасов. Он помог Маршаку переехать в Петербург, чтобы учиться в одной из самых лучших гимназий. В юные годы Маршак зарабатывал на жизнь частными уроками, сотрудничал с различными журналами. Затем он продолжил образование в Англии, учился в политехникуме, затем — в Лондонском университете. В 1914 вернулся в Россию. Талантливому писателю принадлежит множество произведений для детей, таких как "Сказка о глупом мышонке", "Пожар", "Почта". Так же он написал такие сказки как «Двенадцать месяцев», «Кошкин дом». Маршак умер 4 июля 1964 года, в Москве.
(Выставка книг) Может кто-то читал хоть одну из его книг?
Если кто то не читал, то советую почитать его книги.
-А сегодня мы познакомимся с не менее интересным стихотворением С. Я. Маршака «Хороший день».
-Обратите внимание на название стихотворения. Когда бывает хороший день? Как вы это понимаете?
Подумайте, почему этот текст относится к поэтическому роду литературы, к стихотворению?
Признаки стихотворения:
Стихотворная строфа (написано столбиком)
Рифмующиеся (созвучные, похожие) слова в конце строфы
Особый ритм
-Сейчас я вам прочитаю выразительно стихотворение, а вы все слушайте меня внимательно и следите за текстом.
Анализ произведения.
-Как вы думаете, почему автор назвал своё произведение «Хороший день»?
-Что по вашему мнению было самое-самое хорошее? Выберите ответ:
Покатался на пони;
Привезли домой сирень;
Я был с папой.
Так, получается, что все ответы говорят нам о хорошем дне?
-А давайте в тексте посмотрим слова, которые говорят нам о том, что этот день хороший.
– С кем провел мальчик весь день?
– Прочтите строки, в которых герои обсуждали варианты проведения выходного дня.
– Где же провели свой выходной отец и сын?
– Объясните значение слов и выражений:
ботанический музей – музей (сад) растений;
цесарка – курица из семейства куриных;
в таратайке – в легкой двухколесной повозке;
ситро – прохладительный напиток.
– Каких животных видели герои в зоопарке?
– Какой подарок привезли они маме?
Откройте начало стихотворения. Видите иллюстрацию? Найдите строчки, описывающие эту картину. (…) Перелистываем страницу, какие строчки относятся к следующей иллюстрации? Какие строчки относятся к картинке на след странице? А на след. странице несколько иллюстраций, найдите строчки к первой картинке, ко второй, к третьей, к четвёртой. Какие строчки походят к последней иллюстрации?
Физкульминутка.
Быстро к речке мы спустились,
Наклонились и умылись-
Вот как славно освежились!
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно.
Делай раз-это брасс, делай два –это кроль
Вышли на берег сухой и отправились домой.
Чтение стихотворения детьми по цепочке.
-Теперь будем читать это стихотворение цепочкой по порядку по строфам, начнём с тебя…(Учащиеся читают стихотворение вслух по цепочке).
Вспомните свой самый хороший день в этом году. Расскажите о нём.
Рефлексия.
Чем запомнился наш сегодняшний урок? Понравилось ли вам стихотворение?
Итоги.
Что вы сегодня узнали?
С кем познакомились?
Домашнее задание.
Кто не успел нам рассказать о своём хорошем дне, вспомнит его дома и расскажет нам на следующем уроке.