Конспект урока по литературному чтению.
Тема: Е. Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву «р».
Цель: познакомить с рассказом Е. Чарушина «Как мальчик Женя научился говорить букву «р».
Планируемые результаты:
1. Предметные: продолжить работу по формированию читательских умений анализировать художественное произведение: устанавливать причинно-следственные связи в развитии сюжета произведения; содействовать развитию навыка правильного сознательного чтения по слогам и целыми словами; способствовать обогащению словаря учащихся.
2.Метапредметные: способствовать формированию универсальных учебных действий:
• регулятивных – учить принимать роль в учебном сотрудничестве;
• познавательных – учить добывать информацию из иллюстраций, текста; формировать умение извлекать фактическую информацию; развивать умение интерпретировать и обобщать полученную информацию, делать выводы;
• коммуникативных – учить строить монологическое высказывание; договариваться, приходить к общему решению.
3.Личностные: развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление, речь), творческий потенциал учащихся, коммуникативные функции (умение вести учебный диалог); формирование уверенности в себе; учить оценивать свою работу.
Ход урока:
I. Организационный момент.
1) Проверка готовности к уроку.
2) Психологический настрой на работу.
II. Актуализация прежних знаний.
- Какую букву мы повторяем? С какой буквой читаем слова? (Буква «ха»)
- Прочитайте хором:
(Составлено по учебнику Воронкова)
ах ух ох
ха ху хо
са о-са
ха у-ха
хо у-хо
у у-хо
су су-хо
у у-ха
му му-ха
у-ха му-ха
у-хо су-хо
Далее читают дети с нарушением интеллекта.
- Назовите слова со звуками [х], [х’].
- Назовите имена с этими звуками.
- Назовите клички собак с этими звуками.
III. Открытие новых знаний.
- А какие звуки произносит собака, когда рычит?
-Как вы думаете, о какой букве мы сегодня будем читать и говорить?
- Сегодня мы поговорим о звуке [р] и букве эр, познакомимся с рассказом Е.Чарушина.
1) Биография Е. Чарушина:
Евгений Иванович Чарушин родился 11 ноября 1901 г. в городе Кирове. Его творчество началось с самого раннего детства.
Вместе с мамой, которая бала зоологом мальчик ходил в лес, там много наблюдал за лесными жителями, ловил их, воспитывал, лечил.
Они выкапывали разные цветы в лесу и дома посаженные растения превращались в чудо-сад.
Мальчику всегда хотелось подольше сохранить в памяти всё то, что он видел. На помощь пришло рисование, второе сильное увлечение детства.
Евгений Иванович Чарушин стал писателем и художником, только благодаря ярким впечатлениям детства.
В 1927 году выпускник Ленинградской академии художеств получил заказ проиллюстрировать книгу В.Бианки «Мурзук».
Вскоре стал писать небольшие рассказы о жизни и повадках животных. Первые произведения «Медвежата» и «Волчишко» появились в детских журналах «ЕЖ» и «Чиж».
Всю жизнь Евгений Иванович жил среди животных в его квартире жили пёс Томка герой многих рассказов, клетки со зверями и птицами. Как вспоминали его друзья в разговоре принимали участие не только люди, но и все обитатели жившие здесь.
Чарушин писал рассказы более 30 лет.
2) Первичное чтение учителем.
- Какой звук не выговаривал Женя? (Р-р-р)
- Как ребята к этому относились?
3) Словарная работа.
- Какие слова не мог правильно произнести Женя?
Найди в тексте и прочитай.
- Прочитайте, как правильно произносить эти слова:
Па-ро-ход, та-ра-кан, ры-ба.
читают про себя
вслух по слогам
вслух с ударением
как говорим
- Запомни их написание.
4) Выборочное чтение – чтение по абзацам.
IV. Закрепление изученного материала.
1) Чтение по ролям.
- Сколько в тексте героев?
- Прочитаем в начале рассказа разговор детей с Женей по ролям.
- Кто читает за автора? Женю? Остальные – за ребят.
-Какую ошибку допустил писатель Чарушин в названии своего рассказа? (Женя не умел произносить звук [р], а не букву эр)
- Как еще можно назвать рассказ?
-Какие черты характера помогли Жене научиться говорить звук [р]? (Настойчивость, упорство).
- Какой вывод можно сделать?
Вывод: если потрудишься, постараешься, то всему научишься.
V. Итог урока.
- Какое произведение читали на уроке?
- Кто автор рассказа?
- Кто главные герой рассказа?
- Какой звук не мог выговаривать Женя?
-Научился ли мальчик произносить звук [р]?
- Как он научился это делать?