Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №4 Павлово-Посадского
муниципального района Московской области
Районный семинар учителей
начальных классов.
Открытый урок во 2 «Б» классе:
«Л.Н.Толстой «Старый дед и внучек»
Учитель начальных классов Саукова И.Н.
г. Павловский Посад
24.11.2016 г.
Урок литературного чтения 2 класс
Л.Н.Толстой «Старый дед и внучек»
УМК: «Школа России»
Авторы учебника: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Толованова.
Тема урока: Л.Н.Толстой «Старый дед и внучек»
Цель урока: Создать условия для осознания детей, что семья - это самое дорогое и близкое, что есть у человека, а сплоченность семьи - это фундамент благополучия.
Задачи:
Познакомить детей с биографией Л. Н. Толстого и его рассказом
«Старый дед и внучек».
Развивать у детей умение выделять главную мысль в тексте, подтверждать свои суждения цитатами из текста, развивать логику, технику чтения.
Воспитывать уважение и сострадание к старым людям, родителям.
Ход урока. I. Организационный момент.
- Все встали, подравнялись. Сейчас у нас урок чтения. К нам сегодня пришли гости, поздоровайтесь с ними, начинаем наш урок.
Проверка домашнего задания.
Игра «Сложи название». Слайд1
На доске слова: Лебедь. Стрекоза Рак Щука Муравей.
- В каких произведениях мы встречали этих животных? (герои басен)
- Что такое басня?
(Басня - это небольшой рассказ, в котором есть поучение или мораль)
- Какие вы знаете пословицы, которые подойдут к этой басне?
(Делу время, потехе час. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Играй, играй, да дело знай. Без труда ничего не дается. Какие труды, такие и плоды)
III Постановка темы и цели урока.
Продолжаем работу с пословицами.
Все они объединены одной темой. Только начало и конец у них перепутаны.
Возьмите карточки, карандаши и соедините части пословиц, чтобы получились верные высказывания
Слайд . (работа в паре)
.Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.
Вся семья вместе, и душа на месте.
Нет лучше дружка, чем родная матушка.
-Посмотрите на экран. У кого не так?
-Прочитайте вслух первую пословицу, которая у вас получилась. Что значит «почитает»? Как вы понимаете смысл этой пословицы?
Ответы уч -ся : «Надо уважать своих родителей, любить их .Родители всегда помогут».
-Прочитайте вторую пословицу. Как вы ее понимаете?
Ответы уч - ся:«Когда все вместе, то ни за кого не переживаешь, не волнуешься».
-Прочитайте третью пословицу. Объясните ее смысл.
Ответы детей: «Мама-лучший и самый надежный друг.»
-Какой темой объединены эти пословицы?
Ответы уч-ся.«Все три пословицы о семье».
- Что такое «семья»?
В словаре С.И.Ожегова дается такое определение семьи:
Группа живущих вместе близких родственников.
Объединение людей, сплоченных общими интересами
- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? ( о семье)
Откройте учебник на стр.110 Прочитайте название произведения, с которым мы будем знакомиться.
- Сегодня мы продолжим знакомство с литературным жанром – басня. Но сегодня мы познакомимся с басней не в стихотворной форме, а в прозе. Она называется «Старый дед и внучек». А написал ее Л.Н.Толстой. Прежде чем читать басню, давайте познакомимся с биографией и творчеством ещё одного великого русского писателя. Его портрет вы видите на слайдеЗ, может быть кто-то уже встречался с творчеством этого человека и узнал его? (предположения)
О биографии писателя нам готовы рассказать ребята. А мы внимательно слушаем, чтобы быть готовыми ответить на вопросы после выступления.
1. Знакомство с биографией
- Лев Николаевич Толстой - великий русский писатель. Он прожил 82 года и всю свою жизнь посвятил литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всем мире. Полное собрание насчитывает 90 томов.
Толстой все время трудился. Он пахал землю, косил траву, пилил дрова, строил избы, шил сапоги. Лев Николаевич считал ,что всякий труд полезен и нужен. Уважать можно того человека, который всю жизнь трудился.
- Он очень долго жил в своем доме в Ясной Поляне. Сейчас там находится музей, который посещают люди всего мира.
- Лев Николаевич очень любил детей. В то время было мало школ, дети бедных людей вообще не могли учиться. В Ясной Поляне он устроил школу для бедных детей и стал учить их по своим учебникам, которые сам же и написал.
Он много времени проводил с детьми. Зимой катался с ними на лыжах, санках, а летом ходил с ними в лес. Свои произведения он писал специально для школьников. В своих небольших рассказах для детей он пишет о сочувствии, помощи слабым, о настоящей дружбе и смелости.
2. Проверка восприятия материала.
1..Где жил Л.Н.Толстой?
2.Каким он был человеком? Чем Толстой занимался?
3.Как Толстой помогал бедным детям?
4.0 чем он писал в своих рассказах?
-Молодцы, вы были внимательны, правильно ответили на все вопросы.
IVАктуализация знаний
- Сейчас мы послушаем басню «Старый дед и внучек» в исполнении артиста. (аудиозапись)
V Словарная работа
- Басня, «Старый дед и внучек», рассказывает об истории , которая произошла в одной семье. Написана она очень давно, при чтении нам встретятся слова, которые в наше время практически не употребляется.
ЛОХАНКА
(Карточка со словом вывешивается на доску)
Ответ .'«Лоханка - круглая или продолговатая деревянная посуда для стирки белья, мытья посуды, сливания жидкости».
НЕВЕСТКА
Ответ:«Так называли и называют родители жену сына»
- Подберите синонимы к словам складывать, бранить
Физкультминутка.
VIII Вторичное восприятие текста - чтение басни вслух по цепочке?
Ребята, вернёмся к нашей басне:
-Сейчас мы будем читать басню по цепочке. Пожалуйста внимательно следите и подумайте, на какие две смысловые части можно ее разделить?
(Чтение басни)
IX. Структурный анализ текста.
-На сколько частей можно разделить басню?
Ответы уч-ся: «Я считаю, что басню можно разделить на две смысловые части. В первой части говорится о том, как обидели деда. Во второй - о том, как сын проучил родителей».
1. Чтение и анализ I части
-Прочитайте первую часть басни, (читает сильный ученик)
-Найдите в тексте и прочитайте, почему деда не сажали за стол?
Ответ уч-ся: «Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой».
-Что случилось во время обеда за печкой?
.
Ответы уч-ся: «Дед хотел подвинуть чашку с едой, уронил и разбил ее».
-А почему дед уронил и разбил чашку?
Ответы уч-ся: «Потому что он был очень старый, плохо видел».
-Прочитай, что сделала невестка, когда дед разбил чашку с едой?
Ответы уч-ся: «Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке».
-Правильно ли поступила невестка? Почему?
Ответы детей: «Невестка поступила неправильно, он же не специально разбил чашку».
2.Чтение и анализ 11 части.
-Прочитайте вслух вторую смысловую часть басни,
-Зачем Миша делал лохань?
Ответы уч-ся:« Чтобы кормить из нее родителей, когда они станут старыми».
-Прочитай, почему родители Миши заплакали?
Ответы уч-ся:«Им стало стыдно за то, что они так обижали старика».
- Как после этой истории стали относиться к дедушке?
Ответы уч-ся: «Стали сажать его за стол и ухаживать за ним».
Работа с иллюстрацией с.110
X Логический анализ текста.
1)Определение поучения басни.
-Можно ли назвать эту басню поучительной? Чему она нас учит?
Ответы уч-ся: «Басня учит нас с уважением относиться к пожилым людям, быть внимательными и заботливыми по отношению к родителям».
Ребята, давайте найдём в тексте предложения, в которых заключёна главная мысль басни . ( последний абзац читаем хором)
Вывод: (мораль) «Как ты будешь любить и уважать своих родителей, так и твои дети будут уважать тебя».
Из библии «Почитай отца своего и мать свою, чтобы тебе было хорошо и чтобы ты долго жил на земле»
Библия, Ветхий Завет (слайд)
2)Определение актуальности басни «Старый дед и внучек»
- Это произведение было написано очень давно. Скажите, а может ли произойти такая история в наше время?
- Есть ли в вашей семье пожилые люди? Расскажите, как вы к ним относитесь?
- Не только мы ребята, а также и все люди должны заботливо и сострадательно относиться к пожилым людям. Поэтому в нашей стране есть замечательная традиция. Ежегодно в октябре мы празднуем День пожилого человека.
- В семье кроме пожилых людей кто еще живет? (мама, папа,дети)
- В семье должно быть хорошо всем. Давайте подумаем, какая должна быть семья, чтобы всем было хорошо?
- Сейчас мы с вами попробуем составить модель хорошей семьи. Выберите понятия, характеризующие хорошую семью.
Составление кластера о семье.
Вывод:Самое главное в СЕМЬЕ это уважение, любовь, забота, помощь, послушание, доброе слово, чуткость, внимание, поддержка, сострадание.
IX Итог урока. Отметки. Рефлексия.
- С каким писателем мы сегодня познакомились?
-Какую басню мы прочитали?
-Чему учит эта басня?
Оцените свою работу на уроке.
Домашнее задание: Составить рассказ о своей семье.