СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературному чтению: Л.Н.Толстой "Старый дед и внучек"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока знакомит учащихся с рассказом Л.Н.Толстого "Старый дед и внучек" Главная цель урока- показать значимость семьи, это самое дорогое и близкое. что есть у человека, а сплоченность семьи - это фундамент благополучия.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению: Л.Н.Толстой "Старый дед и внучек"»


Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №4 Павлово-Посадского

муниципального района Московской области



Районный семинар учителей

начальных классов.






Открытый урок во 2 «Б» классе:





«Л.Н.Толстой «Старый дед и внучек»







Учитель начальных классов Саукова И.Н.













г. Павловский Посад


24.11.2016 г.


Урок литературного чтения 2 класс

Л.Н.Толстой «Старый дед и внучек»

УМК: «Школа России»

Авторы учебника: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Толованова.

Тема урока: Л.Н.Толстой «Старый дед и внучек»

Цель урока: Создать условия для осознания детей, что семья - это самое дорогое и близкое, что есть у человека, а сплоченность семьи - это фундамент благополучия.

Задачи:

  1. Познакомить детей с биографией Л. Н. Толстого и его рассказом

«Старый дед и внучек».

  1. Развивать у детей умение выделять главную мысль в тексте, подтверждать свои суждения цитатами из текста, развивать логику, технику чтения.

  2. Воспитывать уважение и сострадание к старым людям, родителям.



Ход урока. I. Организационный момент.

- Все встали, подравнялись. Сейчас у нас урок чтения. К нам сегодня пришли гости, поздоровайтесь с ними, начинаем наш урок.

  1. Проверка домашнего задания.

Игра «Сложи название». Слайд1


На доске слова: Лебедь. Стрекоза Рак Щука Муравей.

- В каких произведениях мы встречали этих животных? (герои басен)

  • Разбейте этих животных на 2 группы по названиям басен .

  • Кто автор этих басен?

- Что такое басня?

(Басня - это небольшой рассказ, в котором есть поучение или мораль)


  • Дома вы готовили выразительное чтение басни «Стрекоза и муравей». София, Ваня и Арина подготовили инсценировку этой басни. Сейчас они нам ее покажут.



  • Чему учит нас эта басня ? (нельзя в жизни не трудиться, надо трудиться и надеяться только на себя)

- Какие вы знаете пословицы, которые подойдут к этой басне?

(Делу время, потехе час. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Играй, играй, да дело знай. Без труда ничего не дается. Какие труды, такие и плоды)

III Постановка темы и цели урока.


Продолжаем работу с пословицами.

Все они объединены одной темой. Только начало и конец у них перепутаны.

Возьмите карточки, карандаши и соедините части пословиц, чтобы получились верные высказывания

Слайд . (работа в паре)

  1. .Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.

  2. Вся семья вместе, и душа на месте.

  3. Нет лучше дружка, чем родная матушка.


-Посмотрите на экран. У кого не так?

-Прочитайте вслух первую пословицу, которая у вас получилась. Что значит «почитает»? Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Ответы уч -ся : «Надо уважать своих родителей, любить их .Родители всегда помогут».

-Прочитайте вторую пословицу. Как вы ее понимаете?

Ответы уч - ся:«Когда все вместе, то ни за кого не переживаешь, не волнуешься».

-Прочитайте третью пословицу. Объясните ее смысл.

Ответы детей: «Мама-лучший и самый надежный друг.»

-Какой темой объединены эти пословицы?

Ответы уч-ся.«Все три пословицы о семье».

- Что такое «семья»?

В словаре С.И.Ожегова дается такое определение семьи:

    1. Группа живущих вместе близких родственников.

    2. Объединение людей, сплоченных общими интересами



- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? ( о семье)

Откройте учебник на стр.110 Прочитайте название произведения, с которым мы будем знакомиться.

- Сегодня мы продолжим знакомство с литературным жанром – басня. Но сегодня мы познакомимся с басней не в стихотворной форме, а в прозе. Она называется «Старый дед и внучек». А написал ее Л.Н.Толстой. Прежде чем читать басню, давайте познакомимся с биографией и творчеством ещё одного великого русского писателя. Его портрет вы видите на слайдеЗ, может быть кто-то уже встречался с творчеством этого человека и узнал его? (предположения)

О биографии писателя нам готовы рассказать ребята. А мы внимательно слушаем, чтобы быть готовыми ответить на вопросы после выступления.

1. Знакомство с биографией

- Лев Николаевич Толстой - великий русский писатель. Он прожил 82 года и всю свою жизнь посвятил литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всем мире. Полное собрание насчитывает 90 томов.

  • Толстой все время трудился. Он пахал землю, косил траву, пилил дрова, строил избы, шил сапоги. Лев Николаевич считал ,что всякий труд полезен и нужен. Уважать можно того человека, который всю жизнь трудился.

- Он очень долго жил в своем доме в Ясной Поляне. Сейчас там находится музей, который посещают люди всего мира.


- Лев Николаевич очень любил детей. В то время было мало школ, дети бедных людей вообще не могли учиться. В Ясной Поляне он устроил школу для бедных детей и стал учить их по своим учебникам, которые сам же и написал.


  • Он много времени проводил с детьми. Зимой катался с ними на лыжах, санках, а летом ходил с ними в лес. Свои произведения он писал специально для школьников. В своих небольших рассказах для детей он пишет о сочувствии, помощи слабым, о настоящей дружбе и смелости.

2. Проверка восприятия материала.

1..Где жил Л.Н.Толстой?

2.Каким он был человеком? Чем Толстой занимался?

3.Как Толстой помогал бедным детям?

4.0 чем он писал в своих рассказах?

-Молодцы, вы были внимательны, правильно ответили на все вопросы.

IVАктуализация знаний

- Сейчас мы послушаем басню «Старый дед и внучек» в исполнении артиста. (аудиозапись)


V Словарная работа

- Басня, «Старый дед и внучек», рассказывает об истории , которая произошла в одной семье. Написана она очень давно, при чтении нам встретятся слова, которые в наше время практически не употребляется.

ЛОХАНКА

(Карточка со словом вывешивается на доску)

Ответ .'«Лоханка - круглая или продолговатая деревянная посуда для стирки белья, мытья посуды, сливания жидкости».

НЕВЕСТКА

Ответ:«Так называли и называют родители жену сына»

- Подберите синонимы к словам складывать, бранить




Физкультминутка.

VIII Вторичное восприятие текста - чтение басни вслух по цепочке?

Ребята, вернёмся к нашей басне:

-Сейчас мы будем читать басню по цепочке. Пожалуйста внимательно следите и подумайте, на какие две смысловые части можно ее разделить?

(Чтение басни)


IX. Структурный анализ текста.

-На сколько частей можно разделить басню?

Ответы уч-ся: «Я считаю, что басню можно разделить на две смысловые части. В первой части говорится о том, как обидели деда. Во второй - о том, как сын проучил родителей».



1. Чтение и анализ I части

-Прочитайте первую часть басни, (читает сильный ученик)

-Найдите в тексте и прочитайте, почему деда не сажали за стол?

Ответ уч-ся: «Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой».

-Что случилось во время обеда за печкой?

.

Ответы уч-ся: «Дед хотел подвинуть чашку с едой, уронил и разбил ее».

-А почему дед уронил и разбил чашку?

Ответы уч-ся: «Потому что он был очень старый, плохо видел».

-Прочитай, что сделала невестка, когда дед разбил чашку с едой?

Ответы уч-ся: «Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке».

-Правильно ли поступила невестка? Почему?

Ответы детей: «Невестка поступила неправильно, он же не специально разбил чашку».

2.Чтение и анализ 11 части.

-Прочитайте вслух вторую смысловую часть басни,

-Зачем Миша делал лохань?

Ответы уч-сяЧтобы кормить из нее родителей, когда они станут старыми».

-Прочитай, почему родители Миши заплакали?

Ответы уч-сяИм стало стыдно за то, что они так обижали старика».

- Как после этой истории стали относиться к дедушке?

Ответы уч-ся: «Стали сажать его за стол и ухаживать за ним».

Работа с иллюстрацией с.110

X Логический анализ текста.

1)Определение поучения басни.

-Можно ли назвать эту басню поучительной? Чему она нас учит?

Ответы уч-ся: «Басня учит нас с уважением относиться к пожилым людям, быть внимательными и заботливыми по отношению к родителям».

Ребята, давайте найдём в тексте предложения, в которых заключёна главная мысль басни . ( последний абзац читаем хором)

Вывод: (мораль) «Как ты будешь любить и уважать своих родителей, так и твои дети будут уважать тебя».

Из библии «Почитай отца своего и мать свою, чтобы тебе было хорошо и чтобы ты долго жил на земле»

Библия, Ветхий Завет (слайд)


2)Определение актуальности басни «Старый дед и внучек»

- Это произведение было написано очень давно. Скажите, а может ли произойти такая история в наше время?

- Есть ли в вашей семье пожилые люди? Расскажите, как вы к ним относитесь?

- Не только мы ребята, а также и все люди должны заботливо и сострадательно относиться к пожилым людям. Поэтому в нашей стране есть замечательная традиция. Ежегодно в октябре мы празднуем День пожилого человека.

- В семье кроме пожилых людей кто еще живет? (мама, папа,дети)

- В семье должно быть хорошо всем. Давайте подумаем, какая должна быть семья, чтобы всем было хорошо?

- Сейчас мы с вами попробуем составить модель хорошей семьи. Выберите понятия, характеризующие хорошую семью.



Составление кластера о семье.


Вывод:Самое главное в СЕМЬЕ это уважение, любовь, забота, помощь, послушание, доброе слово, чуткость, внимание, поддержка, сострадание.


IX Итог урока. Отметки. Рефлексия.

- С каким писателем мы сегодня познакомились?

-Какую басню мы прочитали?

-Чему учит эта басня?


Оцените свою работу на уроке.




Домашнее задание: Составить рассказ о своей семье.