II. Определение темы урока | - Сейчас я предлагаю вам посмотреть небольшое видео, смотрите внимательно, потому что потом мы его обсудим и узнаем тему нашего сегодняшнего урока. (Включаю видео: Ералаш «Папа, мама, я - дружная семья!») -О чем мы сегодня с вами будем разговаривать? - Как вы думаете, действительно ли эта семья дружная? Почему? -Есть ли согласие в этой семье? Почему? Как вы понимаете смысл этого слова? Согласие – одинаковая с кем-либо точка зрения. Дружественные отношения, единодушие. - Какая, по вашему мнению, должна быть семья? - Как вы понимаете слово «ответственность»? Ответственность - необходимость, обязанность отвечать за свои действия, поступки, быть ответственным за них. В семье ответственность - это обязанность отвечать за свои поступки и поступки своих родственников, за их состоянием и жизнью. | Смотрят видео - О семье -Нет -Нет, потому что в этой семье нет дружественных отношений, учитывается мнении только мальчика. - Дружная, в ней должно царить согласие, а также должна быть ответственность друг за друга |
III. Изучение новой темы | На слайде слова: семья, согласие, ответственность. Послушайте стихотворение, которое я сейчас прочитаю, и подумайте какими словами можно дополнить данный ряд слов. На широком просторе Предрассветной порой Встали алые зори Над родимой страной. С каждым годом всё краше Дорогие края... Лучше Родины нашей Нет на свете, друзья! - Какими словами можно дополнить ряд слов? Можно ли их дополнить словами: отец, мать? Почему? - Как вы думаете, действительно ли слова: Родина, мать, отец, семья – самые главные для каждого человека? Почему? - Прочитаем диалог Ани и Вани на стр. 68. - К сожалению, бывает и так, что у некоторых детей нет ни мамы, ни папы. По официальным данным прошлого в нашей стране насчитывалось 118 тысяч детей сирот, то есть тех, кто фактически не имеет живых родителей. - Как вы думаете, во взрослой жизни легко ли живется таким детям? Почему? В чем у них могут возникнуть трудности? В дальнейшем, во взрослой жизни им намного тяжелее, чем людям, которые выросли в семье, потому что у них нет такой опоры и примера для подражания как мама и папа. | -Да, потому что все это вместе составляет понятие семья. - Да, потому что родители воспитывают нас, заботься о нашем здоровье, помогают в трудную минуту - Нет, потому что у них нет таких людей как мама и папа, которые всегда готовы помочь или дать совет. |
V. Продолжение работы по теме Работа с текстом во время чтения | - Ребята, как вы думаете, кто главный в семье? Кто отвечает, за то чтобы в доме всегда царил уют? Почему? (Спрашиваю по 1-у разному мнению) - Верно, это мама, ведь если не было мамы, то не существовало бы нас с вами, не было семьи у каждого из нас. - Дома вы должны были нарисовать рисунок или составить рассказ о маме. (На слайде слова: Родина, народ, город, огород, родственники, родители, борода) - Какой общий корень у всех этих слов? - Какие слова не являются однокоренными (родственными)? - Как вы уже знаете в корне заключено основное значение слова. Какое значение слова заключено в корне -род-? - Подберите однокоренные слова. - Откроем страницу 70. Здесь мы видим стихотворение Р. Рождественского Рождественский Роберт Иванович (1932 - 1994) русский поэт, публицист, переводчик. Родился 20 июня 1932 г. в селе Косиха — районном центре на Алтае. Свое первое стихотворение написал еще в 9 лет. Автор создал не только многочисленные поэмы и стихотворные строки, но еще и сделал свой вклад в развитие музыкальной жизни страны. Именно Роберт Рождественский написал слова для таких известных композиций как «Не открытые острова», «За того парня», «Песня Олимпиады -80» и многие другие. Первичное восприятие (читаю стих) - Как вы понимаете выражение сердечный человек? - Почему самый лучший человек на земле — мама? - Данное стихотворение- это отрывок из песни «Здравствуй, мама», которую исполнила Людмила Сенчина. Прослушаем её. - Какие чувства вызвала у вас эта песня? - Самостоятельно прочитайте стихотворение. Подумайте, как бы вы прочитали это стихотворение. - Как называется следующее стихотворение, с которым мы познакомимся? - Верно, автор этого стихотворения Юрий Энтин. Юрий Сергеевич Энтин - советский и российский поэт, драматург, поэт-песенник. Ю. С. Энтин родился 21 августа 1935 года в Москве. Юрий Сергеевич - член Союза кинематографистов России, автор стихов более 500 песен. Песни на его стихи звучат более чем в 100 детских и взрослых фильмов. Многие их которых стали хитами: "Ну, погоди!", "Приключения Буратино", "Достояние республики", "Гостья из будущего", "Приключения Электроника", "Бременские музыканты". Первичное восприятие (читаю стих) - Что мы узнаем о маме из этого стихотворения? - Действительно ли мама это главное слово в каждой судьбе? - Почему начинается со слова мама с восклицательным знаком? Почему первая строчка состоит из одного слова? -Знакомы ли вам слова из этого стихотворения? - Верно, прослушаем «Песню о маме» - Какие чувства вызывает у вас эта песня? - Прочитайте самостоятельно это стихотворение. Подумайте, как бы вы прочитали это стихотворение. - Перейдем к следующему стихотворению на странице 71. Его автор Борис Заходер. Борис Владимирович Заходер - русский советский поэт, детский писатель, переводчик. Родился 9 сентября 1918 в молдавском городе Когуле. Произведения Заходера печатались в газете «Пионерская правда», журнале «Мурзилка», Борис Владимирович издал сборники стихов "На задней парте" , "Мартышкино завтра", "Кто на кого похож" и т.д. Первичное восприятие (читаю стих) - Как вы думаете это стихотворение смешное, грустное, поучительное или шуточное? - Почему? - Прочитайте самостоятельно это стихотворение. Подумайте, как бы вы прочитали это стихотворение. - Какой праздник женский праздник к нам приближается? - Верно, думаю, каждый из вас поздравит и удивит маму 8 марта, главное не сделать это как герои нашего стихотворения. - Как ещё можно поздравить маму? - А теперь давайте споем с вами песню для наших мам. (раздаю карточки с текстом песни каждому ребенку) - Прочитайте текст песни, которую мы сейчас исполним Исполняем песню | - Мама Несколько детей рассказывают свой рассказ (3-4 человека), кто нарисовал рисунки – вывешивают их на доску. -род- - Огород, борода, город - Добрый, искренний, который чувствует сердцем боль и переживания другого человека - Потому что она всегда рядом с нами, всегда поможет в трудную минуту После чтения к доске выходят 2 человека и читают стихотворение, затем дети выбирают того, кто лучше прочитал стих - Песня о маме - Мама первое и главное слово в каждой судьбе, благодаря ей мы появились на свет - Так автор выделяет значимость слова «мама» - Это слова из песни После чтения к доске выходят 2 человека и читают стихотворение, затем дети выбирают того, кто лучше прочитал стих - Смешное, шуточное После чтения к доске выходят 2 человека и читают стихотворение, затем дети выбирают того, кто лучше прочитал стих - 8 марта - Сделать открытку, приготовить завтрак и т.д. Знакомятся с текстом песни Поют песню |