Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | Использование источников и средств обучения |
1.Организационный момент (настрой на работу) | Подарили солнца лучик, Разогнали в небе тучки! Пожелали всем удачи, День чудесно нами начат! - Улыбнитесь друг другу, подарите частичку своей улыбки друг другу! | | Личностные УУД: - учебно-познавательный интерес | |
2.Проверка домашнего задания | - Над каким разделом мы начали работать? - С творчеством какого автора мы познакомились на прошлом уроке? - Какое было задано домашнее задание? (опрос – 2 чел. рассказы о кукушке; 2 чел. – стихотворение наизусть) | - «Поэтическая тетрадь» - С. Я. Маршак «В лесу над росистой поляной…» - На выбор (нарисовать иллюстрации к произведению, подготовить рассказ о кукушке, выучить наизусть) | Коммуникативные УУД: - умение строить речевое высказывание | Выставка рисунков 1 чел. получает индивидуальное задание – найти в толковом словаре значение слова «гаммы» |
3.Актуализация знаний | - Отгадайте, что это за строки? Наша____ ____ плачет ____ в речку ____. Идёт ____ качается, _____ на ходу. Уронили _____ на пол _____ _____ лапу. - Почему я взяла эти строки для нашего урока? - Кто знает автора этих строк? | (учащиеся называют пропущенные слова) - Мы думаем, что будем знакомиться с автором этих стихотворений. - А. Л. Барто | Личностные УУД: - внутренняя позиция школьника | Интерактивная доска - презентация |
4.Тема и цели урока | - Предположите, какая будет тема нашего урока? - Какие цели каждый из вас может поставить перед собой по данной теме? | - Творчество А. Л. Барто - Я хочу узнать про жизнь А. Л. Барто; -Я хочу познакомиться с творчеством поэтессы; - Узнать новые слова, которые могут встретиться в стихотворении; | Регулятивные УУД: -умение формулировать свои мысли, - умение ставить учебные задачи Коммуникативные УУД: - умение строить речевое высказывание - допускать возможность существования у людей разных точек зрения | Портрет вывешивается на доску Открываются цели урока - Познакомиться с биографией А. Л. Барто -с творчеством поэтессы |
5. Планируемые результаты | - Чему вы хотите научиться? | - Научиться читать выразительно стихи; - Работать слаженно в команде, паре; -Слушать мнение других и высказывать своё - Выражать правильно свои мысли и т. д. | Регулятивные УУД: - планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей | |
6. Оценочная деятельность | - Что вы уже знаете о жизни поэтессы? - Отметьте на линеечке роста, где находятся ваши знания по теме урока на данном этапе? | ??? | Личностные УУД: - способность к самооценке | Линеечка роста |
7. Раскрытие темы урока | 1. Знакомство с биографией А. Л. Барто - В конвертах на парте лежат листы с краткой биографией поэтессы, работаем в паре. Вы должны прочитать и выделить в этой биографии 2 – 3 момента из жизни А. Л. Барто, которые вам показались наиболее интересными и заполнить таблицу. Кто, что? | Что делала? | Когда? | Где? | А. Л. Барто | Хотела стать балериной | В детстве, училась в училище | В Москве | А. Л. Барто | Вела передачу «Найти человека» | Когда была взрослой | На радио | - Справились мы с первой поставленной целью, познакомились с биографией А. Л. Барто? * - Ребята, которые хотят больше узнать о поэтессе и поделиться своими знаниями с друзьями, можете подготовить к следующему уроку дополнительный материал о жизни и творчестве А. Л. Барто. 2. Определение темы произведения - Отгадайте, какое слово зашифровано? 18 1 9 13 21 12 1 - Какие мысли у вас возникли, когда вы услышали это слово? - Каким словом – синонимом можно его заменить? - Как вы думаете, почему это слово я взяла это слово для урока? | Дети работают в паре, заполняют таблицу, зачитывают моменты из жизни А. Л. Барто - Разлука - Тоскливо, печально, переживаем… - Расставание - Возможно, в стихотворении будет идти речь о расставании, о разлуке | Познавательные УУД: - осуществлять поиск необходимой информации - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков Личностные УУД: - широкая мотивационная основа учебной деятельности; - учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения поставленной задачи | Конверты с заданием и таблица для пары (приложение) презентация |
8. Релаксационная пауза | - Давайте настроимся на работу, закройте глазки, опустите голову. Упражнение «Маятник», «Дыхание» | | Личностные УУД: - установка на здоровый образ жизни | Звучит мелодия |
9. Работа над произведением | - Откройте учебник. - Как называется стихотворение? - Посмотрите на иллюстрацию. Кто изображён, предположите о чём пойдёт речь в стихотворении? - Прочитайте жужжащим чтением, подчеркните незнакомые и непонятные вам слова. - Подтвердились ваши предположения? О чём это стихотворение? - Почему Прилуки написано с заглавной буквы? - Прилуки – город в Украине, Черниговская область - Какие слова вам непонятны? | - «Разлука» - Мальчик, сидит одиноко на стуле, он поссорился или расстался с кем – то… - Да, стихотворение о мальчике, который расстался с мамой, она уехала - Это город куда уехала мама в командировку - Гаммы (1 ученик зачитывает значение слова) | Познавательные УУД: - устанавливать причинно – следственные связи в изучаемом круге явлений. - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков - умение извлекать информацию из текстов, иллюстраций; | Учебник |
10. Работа над выразительностью | - Подготовьтесь читать выразительно, читайте стихотворение по четверостишиям в паре, меняясь друг с другом ролями «учитель – ученик», оцените работу своего товарища - Кому понравилось, как справился с работой ваш товарищ? - Давайте послушаем ваше чтение. - Понравилось вам чтение ребят? Как они читали? | Дети читают произведение друг другу 2 чел. читают выразительно - Показали голосом печаль мальчика, соблюдали паузы, выделили голосом главное в стихотворении | Коммуникативные УУД: - умение слушать и понимать других Личностные УУД: - способность к самооценке и оценке в соответствии с ситуацией | |
11. Беседа по содержанию | - Как чувствует себя мальчик без мамы? - Почему мальчику целый вечер нечем заняться? - Как вы поняли, что мальчик делает для себя, а что для мамы? - Действительно это так? | - Ему грустно, одиноко. - Он думает, что все занятия, которые он делает, нужны только маме, а не ему. - Для себя смотрит телевизор. - Для мамы моет руки и т.д. - Нет, моет руки, учится…мальчик для себя, мама просто ему помогает и говорит что и как нужно делать правильно. | Коммуникативные УУД: - умение строить речевое высказывание - допускать возможность существования у людей разных точек зрения | |
12. Работа в мини – группах по 4 чел. (творческое задание) | 1 и 2 группа составляют синквейн о маме 3 и 4 группа придумывают другое окончание стихотворения («Встреча») 5 и 6 группа придумывают советы для мальчика, чем ему заняться в отсутствие мамы | Отчёт групп | Коммуникативные УУД: - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; - строить понятные для партнёра высказывания | Листы для работы в группах |
13. Итог урока | - Вспомним тему урока -Какие цели мы ставили перед собой? - Смогли ли вы достичь поставленных целей? - Что помогло вам в этом? - Что можете рассказать про А. Л. Барто? - С каким произведением мы познакомились? - Какова главная мысль этого произведения? - Отметьте на линеечке роста насколько выросли ваши знания по теме урока. - Всё вы знаете про А. Л. Барто? | - Жизнь и творчество А. Л. Барто Учащиеся по схематическому плану вспоминают цели. - Нужно ценить те моменты, которые мы проводим со своими родителями, помогать им во всём - Нет, но мы можем найти материал о ней к следующему уроку и пополнить багаж своих знаний | Познавательные УУД: - осуществлять синтез как составление целого из частей; - устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: - умение строить речевое высказывание | Линеечка роста |
14. Рефлексия | - Оцените свою работу, как вы сегодня потрудились, всё ли у вас получилось? - Выскажите своё мнение о работе в паре, в группе. - Мне сегодня тоже понравилась ваша работа, но особенно хотелось бы отметить работу (__) | Дети оценивают работу | Личностные УУД: - способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности Регулятивные УУД: - адекватно воспринимать оценку учителя | |
15. Домашнее задание | Задание на выбор: Подготовить выразительное чтение Выучить наизусть Подготовить рассказ о жизни А. Л. Барто | | | |
Агния Львовна Барто родилась в Москве в 1906 году. Она мечтала стать балериной и училась в хореографическом училище. Но желание писать детские книги оказалось сильнее. Первая книга была опубликована, когда Агнии Барто было 19 лет.
В годы Великой Отечественной войны она ездила на фронт, чтобы выступать перед бойцами , писала статьи и стихи для газет, работала на заводе в токарном цехе
В мае 1945 года в семье Агнии Львовны Барто случилось горе - погиб её сын. Но она не перестала писать для детей и о детях. Несколько лет подряд в передачах радиостанции «МАЯК» звучал негромкий и спокойный женский голос. Агния Львовна вела передачу «Найти человека», где потерянные во время войны дети рассказывали о себе и о том, что они помнят. Передача выходила в эфир в течение 9 лет и соединила 927 семей, разбросанных по белу свету войной. Потом появилась книга «Найти человека» и фильм с таким же названием.