Тема: Дмитрий Наркисович Мамин - Сибиряк. Сказка «Умнее всех», 2 урок.
Цель: повторить произведение «Приемыш» и познакомить со сказкой И.Н. Мамина-Сибиряка «Умнее всех».
Планируемые результаты обучения:
Предметные: учащиеся продолжат учиться работать со схемой, характеризовать героев, делить текст на части, озаглавливает каждую часть, самостоятельно выполнять задания к тексту
Метапредметные:
познавательные: восприятие текста сказки, выразительное рассказывание понравившиеся части, правильное называние произведения, осознание понятий «сказка», «авторская сказка»;
регулятивные: планирование (выполнения задания в соответствии с поставленной целью), осуществление учебных действий (ответы на вопросы, ориентирование в тетради и в учебнике);
коммуникативные: умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, инициативное сотрудничество;
личностные: оценка эмоционально-эстетического впечатления от данного произведения, расширение познавательных мотивов, умение соотносить поступки героев и события с принятыми этическими принципами.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Подарите свои улыбки друг другу.
На доске висит пустая рамка для картины.
- Что, на ваш взгляд, можно поместить в эту рамку?
Ученики высказывают предположения (портрет героя, иллюстрация и т.д.)
- Ребята, сегодня на уроке речь пойдет о герое, но герое не обычном, а литературном. Литературные герои бывают разные: смелые и трусливые, красивые и не очень, добрые и злые, умные и глупые. А теперь – внимание! Главный вопрос нашего урока.
II. Актуализация знаний. Постановка проблемы.
На доске вопрос. Учитель просит высказать свое мнение.
Ребята отвечают, выражая согласие или несогласие.
- Я выслушала вас, но, думаю, что к единому мнению мы придем в конце урока.
У этого вопроса есть еще один секрет: в нем заключена тема нашего урока.
Но сначала отгадайте загадку.
Одновременно учитель читает стихотворение «Бывает в прозе этот жанр…»
Бывает в прозе этот жанр,
А может быть в стихах.
В нём чудеса и волшебство
Заключено в словах.
Здесь звери думают, как люди,
Предметы говорят,
Злодеев тут накажут и осудят,
Людская мудрость здесь зарыта, словно клад.
Их пишут авторы, из уст в уста передаёт народ.
С одной из них сегодня познакомиться
Настал черёд.
- О каком жанре говориться в стихотворении? Докажите свою точку зрения.
(жанр сказки: животные и предметы говорят, есть чудеса и волшебство, злодеев накажут и осудят и т.д.)
- Вернемся к вопросу и узнаем название сказки.
Используя знаки под буквами, расшифруйте слова в рамке. (1 ученик работает у доски)











Ученик, работавший у доски, читает заголовок - «Умнее всех».
III. Постановка целей урока.
Учитель предлагает сформулировать цели урока.
-Продолжим знакомиться с … (со сказкой Д.Н. Мамина-Сибиряка «Умнее всех»)
- Учиться читать … ( читать вслух и про себя быстро, правильно и выразительно)
- Развивать… (речь, внимание, память, мышление)
- Воспитывать в себе… (любовь к чтению, терпение, умение не
хвастаться).
IV. Работа над материалом.
- Ребята, а теперь я предлагаю вам выполнить моделирование обложки сказки.
( Программа «Начальная школа. XXI век » предусматривает условные обозначения. В своей работе мы используем систему «заместителей» жанров ( геометрические фигуры) и тем ( цвета). Если необходимо составить модель обложки, то фамилия автора и заголовок дети пишут, а жанр и тему указывают «заместителями».)
Условные обозначения
Жанр | «Заместители жанров» | Тема | «Заместители» тем |
сказка |  | о Родине | красный |
рассказ |  | о детях | желтый |
стихотворение |  | о природе | зелёный |
басня |  | о животных | коричневый |
пословица |  | о волшебстве и приключениях | синий |
загадка |  ? | | |
былина |  | | |
очерк |  | | |
Модель обложки
Мамин – Сибиряк
Умнее всех
Фамилия автора

Жанр, тема
Заглавие
Дети моделируют обложку, затем комментируют свои варианты (сказка о животных
« Умнее всех», автор Д.Н. Мамин – Сибиряк)
- А теперь закройте глаза.
Учитель вставляет портрет Индюка в рамку, предлагает детям открыть глаза.
- Назовите героя (Индюк)
- Опишите его внешность.
- Какие черты характера проявляются в портрете Индюка? Докажите.
- Что это было очень важно для него?
- Почему все обитатели двора считали Индюка самой умной птицей?
- А как вы считаете: Индюк самая умная птица? Докажите свою точку зрения.
- «Умен, как индюк». Когда так говорят?
- А в наши дни встречаются люди, которые восхищаются только своим умом, никого вокруг не замечая?
V. Физминутка для глаз:
- К какому жанру вы отнесёте произведение « Умнее всех»? (напишите носиком слово «СКАЗКА»)
- Какая это сказка? (поморгайте столько раз, сколько слогов в слове «ЛИТЕРАТУРНАЯ»)
5. Продолжение работы над сказкой.
- Ребята у вас на партах карточки с таблицей которую нужно заполнить. Работать будете в парах.
Дополните таблицу.
Фамилия автора | Заголовок | Жанр | Тема | Главная мысль |
Д.Н.Мамин-Сибиряк | | | | Любовь ко всему живому на земле |
| | Сказка | | О глупости и зазнайстве |
6.Работа в рабочей тетради.
VI. Домашнее задание (индивидуальные карточки)
Учитель предлагает выполнить задание по карточке « Читатель- исследователь»

« Читатель- исследователь!»
Если тебя заинтересовала тема нашего разговора, дома выполни задание на выбор:
- придумай своё продолжение сказки;
- прочитай сказку и нарисуй эпизод из неё.
VII. Подведение итогов урока.
Я предлагаю вернуться к главному вопросу нашего урока « Можно ли всем хвастаться своим умом?»
- Изменилось ли ваше первоначальное мнение после чтения сказки?
- «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». Какой урок в этой сказке, чему она учит?
- Я думаю, что мы пришли к единому мнению: умный человек не станет хвастаться своим умом, а глупец, сколько не кичиться – умнее не станет.
VIII.Оценивание. Рефлексия.
- Продолжите фразу, написанную на доске:
-Я похвалю своего одноклассника за то, что…
- Самым сложным на уроке было…
- Самым интересным на уроке было…
- Урок заставил меня задуматься о том, что…
- Спасибо за работу на уроке.
7