СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературному чтению. Сказка «Умнее всех», Д.Н. Мамин - Сибиряк.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по литературному чтению на тему Сказка " Умнее всех" Д.Н.Мамин - Сибиряк

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению. Сказка «Умнее всех», Д.Н. Мамин - Сибиряк.»

Тема: Дмитрий Наркисович Мамин - Сибиряк. Сказка «Умнее всех», 2 урок.

Цель: повторить произведение «Приемыш» и познакомить со сказкой И.Н. Мамина-Сибиряка «Умнее всех».


Планируемые результаты обучения:

            Предметные: учащиеся продолжат учиться работать со схемой,   характеризовать героев,  делить текст на части, озаглавливает каждую часть, самостоятельно выполнять задания к тексту

             Метапредметные:

  1. познавательные:  восприятие текста сказки,  выразительное рассказывание понравившиеся части, правильное называние произведения, осознание понятий «сказка», «авторская сказка»;                                      

  2. регулятивные: планирование (выполнения задания в соответствии с поставленной целью), осуществление учебных действий (ответы на вопросы, ориентирование в тетради и в учебнике);

  3. коммуникативные:  умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, инициативное сотрудничество;

  4. личностные: оценка эмоционально-эстетического впечатления от данного произведения, расширение познавательных мотивов, умение соотносить поступки героев и события с принятыми этическими принципами.



Ход урока

I. Организационный момент.

- Подарите свои улыбки друг другу.

На доске висит пустая рамка для картины.

- Что, на ваш взгляд, можно поместить в эту рамку?

Ученики высказывают предположения (портрет героя, иллюстрация и т.д.)

- Ребята, сегодня на уроке речь пойдет о герое, но герое не обычном, а литературном. Литературные герои бывают разные: смелые и трусливые, красивые и не очень, добрые и злые, умные и глупые. А теперь – внимание! Главный вопрос нашего урока.

II. Актуализация знаний. Постановка проблемы.

На доске вопрос. Учитель просит высказать свое мнение.







Ребята отвечают, выражая согласие или несогласие.

- Я выслушала вас, но, думаю, что к единому мнению мы придем в конце урока.

У этого вопроса есть еще один секрет: в нем заключена тема нашего урока.

Но сначала отгадайте загадку.

Одновременно учитель читает стихотворение «Бывает в прозе этот жанр…»

Бывает в прозе этот жанр,

А может быть в стихах.

В нём чудеса и волшебство

Заключено в словах.

Здесь звери думают, как люди,

Предметы говорят,

Злодеев тут накажут и осудят,

Людская мудрость здесь зарыта, словно клад.

Их пишут авторы, из уст в уста передаёт народ.

С одной из них сегодня познакомиться

Настал черёд.

- О каком жанре говориться в стихотворении? Докажите свою точку зрения.

(жанр сказки: животные и предметы говорят, есть чудеса и волшебство, злодеев накажут и осудят и т.д.)

- Вернемся к вопросу и узнаем название сказки.

Используя знаки под буквами, расшифруйте слова в рамке. (1 ученик работает у доски)









Ученик, работавший у доски, читает заголовок - «Умнее всех».

III. Постановка целей урока.

Учитель предлагает сформулировать цели урока.

-Продолжим знакомиться с … (со сказкой Д.Н. Мамина-Сибиряка «Умнее всех»)

- Учиться читать … ( читать вслух и про себя быстро, правильно и выразительно)

- Развивать… (речь, внимание, память, мышление)

- Воспитывать в себе… (любовь к чтению, терпение, умение не

хвастаться).

IV. Работа над материалом.

- Ребята, а теперь я предлагаю вам выполнить моделирование обложки сказки.

( Программа «Начальная школа. XXI век » предусматривает условные обозначения. В своей работе мы используем систему «заместителей» жанров ( геометрические фигуры) и тем ( цвета). Если необходимо составить модель обложки, то фамилия автора и заголовок дети пишут, а жанр и тему указывают «заместителями».)

Условные обозначения



Жанр

«Заместители жанров»

Тема

«Заместители» тем

сказка



о Родине

красный

рассказ



о детях

желтый

стихотворение



о природе

зелёный

басня



о животных

коричневый

пословица


о волшебстве и приключениях

синий

загадка



?



былина





очерк







Модель обложки

Мамин – Сибиряк









Умнее всех





Фамилия автора



Жанр, тема





Заглавие

Дети моделируют обложку, затем комментируют свои варианты (сказка о животных

« Умнее всех», автор Д.Н. Мамин – Сибиряк)

- А теперь закройте глаза.

Учитель вставляет портрет Индюка в рамку, предлагает детям открыть глаза.

- Назовите героя (Индюк)

- Опишите его внешность.

- Какие черты характера проявляются в портрете Индюка? Докажите.

- Что это было очень важно для него?

- Почему все обитатели двора считали Индюка самой умной птицей?

- А как вы считаете: Индюк самая умная птица? Докажите свою точку зрения.

- «Умен, как индюк». Когда так говорят?

- А в наши дни встречаются люди, которые восхищаются только своим умом, никого вокруг не замечая?

V. Физминутка для глаз:

- К какому жанру вы отнесёте произведение « Умнее всех»? (напишите носиком слово «СКАЗКА»)

- Какая это сказка? (поморгайте столько раз, сколько слогов в слове «ЛИТЕРАТУРНАЯ»)

5. Продолжение работы над сказкой.

- Ребята у вас на партах карточки с таблицей которую нужно заполнить. Работать будете в парах.

Дополните таблицу.

Фамилия автора

Заголовок

Жанр

Тема

Главная мысль

Д.Н.Мамин-Сибиряк

 

 

 

Любовь ко всему живому на земле

 

 

Сказка

 

О глупости и зазнайстве

 

6.Работа в рабочей тетради.


VI. Домашнее задание (индивидуальные карточки)

Учитель предлагает выполнить задание по карточке « Читатель- исследователь»



« Читатель- исследователь!»

Если тебя заинтересовала тема нашего разговора, дома выполни задание на выбор:

- придумай своё продолжение сказки;

- прочитай сказку и нарисуй эпизод из неё.



VII. Подведение итогов урока.

Я предлагаю вернуться к главному вопросу нашего урока « Можно ли всем хвастаться своим умом?»

- Изменилось ли ваше первоначальное мнение после чтения сказки?

- «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». Какой урок в этой сказке, чему она учит?

- Я думаю, что мы пришли к единому мнению: умный человек не станет хвастаться своим умом, а глупец, сколько не кичиться – умнее не станет.

VIII.Оценивание. Рефлексия.

- Продолжите фразу, написанную на доске:

-Я похвалю своего одноклассника за то, что…

- Самым сложным на уроке было…

- Самым интересным на уроке было…

- Урок заставил меня задуматься о том, что…

- Спасибо за работу на уроке.
















































7