МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛа №24 Г.ЙОШКАР-ОЛЫ» |
Конспект урока математики
в 1 классе
по программе «Школа России»
по теме «Числа 1-10.Нумерация»
Учитель начальной школы
МБОУ «СОШ №24»
Барановская Лариса Васильевна
Йошкар-Ола
2015 г.
Предмет: математика, класс 1В
Тема урока: Числа 1-10.Нумерация.
Тип урока: урок повторения и обобщения изучаемого материала.
Форма проведения: урок-игра.
Цель: повторить и обобщить знания о числах от 1 до 10.
Задачи:
Предметные:
закрепить умение вести счёт как в прямом, так и в обратном порядке (от 0 до 10);
повторить название “соседей” числа в ряду;
получать числа прибавлением 1 к числу или вычитанием 1 из числа;
совершенствовать навыки счёта;
формирование пространственных представлений, геометрических понятий.
Метапредметные:
- познавательные:
развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать;
продолжать работать над формированием умений ориентироваться в учебнике;
способствовать высказыванию детьми своего мнения, оцениванию своей деятельности на уроке.
- регулятивные:
- коммуникативные:
создать условия для учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками;
способствовать осуществлению взаимодействию ребёнка с соседом по парте;
помочь ребёнку в аргументации своего мнения.
Личностные:
сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимания необходимости учения;
способствовать проявлению познавательной инициативы в оказании помощи соученикам (посредством системы заданий, ориентирующей младшего школьника на оказание помощи героям сказок).
Планируемые результаты: учащиеся научатся применять навыки счета и знание состава чисел; работать в паре; оценивать результат работы.
Технологии обучения: здоровьесберегающие, игровые, личностно-ориентированный подход, формирующее оценивание.
Оборудование и материалы: иллюстрации героев сказок, карточки с примерами, карточки с цифрами.
Литература: учебник математики для 1 класса, 1часть. Авторы - Моро М.И.
поурочные разработки по математике 1 класс. Автор - Ситникова Т.Н.
План урока:
Организационный момент.
Актуализация знаний.
Работа над развитием мышления, внимания памяти.
Работа по теме урока.
Рефлексия.
Итог урока.
Ход урока:
I. Организационный момент
Учитель:
Что такое? Что случилось?
Почему звенит звонок?
Дети:
Мы готовы. Стол в порядке.
Начинается урок.
II. Актуализация знаний
Учитель: Ребята, мы с вами закончили изучать большую тему «Числа от 1 до 10. Нумерация» В начале изучения мы читали, чему мы должны научиться. Откройте стр. 21. Прочитайте, что мы должны были узнать и чему научиться (дети читают).
Учитель: Откройте учебник на стр. 76. Прочитайте тему сегодняшнего урока. Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? ( Будем повторять то, что изучили, проверим свои знания и умения. )
Учитель: Все эти знания и умения будут нам нужны для выполнения математических заданий. Сегодня у нас с вами не просто урок, а урок – игра. Мы будем учиться, играя в математические игры. Будем помогать сказочным героям выполнять различные математические задания. Будьте внимательны, не отвлекайтесь, думайте.
1. Индивидуальная работа у доски (2 человека)
Игра “Волшебные яблочки”(сказочный герой-Жар-птица).
На доске нарисовано дерево – яблоня. К ней прикреплены яблоки, на обратной стороне которых записаны примеры. Дети срывают яблоки и быстро записывают примеры на доске. Кто больше успел записать и решить примеров, тот выигрывает.
3+2= 5-2= 9+1=
4-2= 8+1= 3-1=
10-1= 7-7= 6+1=
2. Фронтальная работа.
- Назовите числа, с которыми мы познакомились, в порядке возрастания (убывания).
- Какое самое большое число из тех, что мы изучили? (10)
- Чем отличается число 10 от остальных изученных чисел? ( в записи числа используются две цифры 1 и 0)
- Какое самое маленькое число мы изучили? (0) Какое место среди чисел занимает число 0 ? (Стоит в начале числового ряда.)
- Что мы используем для записи чисел? (цифры)
- Сколько всего цифр? (десять)
- А сколько чисел? (много)
- Чем отличаются цифры от чисел? (цифры пишем, числа слышим и произносим)
- Назовите соседей числа 3, 7, 9 ?
- Какое число при счёте следует за числом 4, 6?
- Какое число при счёте предшествует числу 5, 8?
3. Задачи для смекалистых.
«Хитрые задачи от Бабы-Яги»
а) На грядке сидят 6 воробьёв, к ним прилетели ещё 2. Кот подкрался и схватил одного воробья. Сколько воробьёв осталось на грядке? (ни одного)
б) Сколько ушей у трёх мышей? (6)
в) У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? (одна)
г) По тропинке идут 3 чёрных и 6 серых гусей, а навстречу им одна серая и одна белая утка. Сколько было всего уток?(2)
4. Устный счёт.
Игра «Молчанка» (герои сказки «Белоснежка и семь гномов»)
- Я буду показывать указкой на числа и знаки действия, а вы будите находить ответы, используя цифры, которые лежат у вас на столах. Молча решите пример и покажите ответ цифрой.
- Какое число получим, прибавляя 1? А вычитая 1?
Игра «Сосчитайка» (герои сказки «Три поросёнка»)
- Что вам напоминает этот рисунок?
- Из каких геометрических фигур нарисована ёлка?
- Сосчитайте, сколько здесь треугольников? (8)
Физкультминутка.
Раз – согнуться – разогнуться,
Два – нагнуться, подтянуться,
Три – в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять, шесть – тихо сесть.
Семь, восемь – лень отбросим.
Игра «Угадайка» (сказочный герой Чипполино)
- В конверте у Чипполино находятся красные и синие квадраты. Всего квадратов пять. Сколько из них может быть синих квадратов? А красных? Кто угадает?
Игра «Называй – не зевай» (сказочный герой Буратино) (на доске рисунок с геометрическими фигурами)
- Назовите и покажите фигуры, которые не имеют ни начала, ни конца? (прямые, кривые линии)
- Чем отличается отрезок от прямой линии? (отрезок имеет начало и конец)
- Назовите фигуру, которая является королевой Геометрии? (точка, без неё нельзя построить ни одну фигуру)
- Назовите фигуру, у которой есть только начало?(луч)
- Назовите фигуру, которая состоит из нескольких отрезков? (ломаная)
Как называются эти отрезки ломаной? (звенья)
- На какие две группы можно поделить ломаные линии?(замкнутые, незамкнутые)
- Как называются фигуры, которые образуют замкнутые линии?(многоугольники)
III. Работа над развитием мышления, внимания, памяти.
Игра «Кто больше запомнит чисел»
На наборном полотне ряд чисел 9, 7, 5, 3, 1. Посмотрите внимательно на эти числа, запомните, в каком порядке они расположены, может быть, увидите какую-то закономерность. Сейчас я уберу эти числа. А вы должны по памяти выложить такой же ряд у себя на столах с помощью цифр.
Физкультминутка.
Мы решали, мы считали.
Что-то очень мы устали.
Мы сейчас потопаем,
Ручками похлопаем.
Раз присядем,
Быстро встанем,
Улыбнёмся,
Тихо сядем.
IV. Работа по теме урока.
Работа по учебнику(стр. 76-77)
1. Игра «Девочки-мальчики» (девочки находят примеры с ответом 4, а мальчики с ответом 5)
- Какие знания и умения вам понадобятся для выполнения задания? (Знания состава чисел, умение выполнять сложение и вычитание чисел.)
2. Игра «Лесенка» (работа в паре)
В игре участвуют два ученика, сидящие за одной партой. Один решает примеры с левой стороны лесенки, а другой – с правой. Побеждает тот, кто решит последний, верхний пример быстрее.
- Что нужно вспомнить, чтобы добраться до теремка? (Правило прибавления и вычитания чисел.)
3. Игра «Пятый лишний»
- Какие геометрические фигуры изображены на рисунке? (Многоугольники)
- Какую фигуру можно назвать лишней? Почему?
4. Игра «Найди своё место» (восстановить числовой ряд по возрастанию)
- Что нужно знать, чтобы помочь котятам-хоккеистам найти своё место? (Порядок чисел при счёте.)
V. Рефлексия
- Кто уверен, что хорошо справился с заданиями сказочных героев?
- Кто испытывал затруднения?
-Оцените свою работу на уроке с помощью «Светофора».
VI. Итог урока.
- Вам понравилось играть в математические игры?
-Какие задания сегодня на уроке вам было легче всего выполнять?
-Какие задания было трудно выполнять?
- Сказочные герои прощаются с вами и говорят вам большое спасибо за помощь, за то, что вы помогли справиться со всеми заданиями. И дарят вам на память рисунки со сказочными героями.
Спасибо всем. Урок окончен.