Конспект урока по математике на тему "Алгоритм сложения трехзначных чисел". 3-й класс
Образовательные задачи:
формирование способности к сложению трехзначных чисел без перехода через разряд;
познакомить с алгоритмом сложения трёхзначных чисел;
формирование навыков письменных и устных вычислений;
повышение интереса к изучению математики;
закреплять вычислительные навыки , умение решать задачи.
Воспитательные и развивающие задачи:
воспитывать умение сотрудничать, а также умение работать самостоятельно;
развивать умения логического мышления;
способствовать развитию связной речи учащихся;
воспитывать умение выслушивать мнение других;
воспитывать положительное отношение к учебной деятельности;
воспитывать аккуратность, наблюдательность;
развивать память, логическое мышление;
Планируемые результаты:
Оборудование:
У учителя: учебник М.И.Моро , «Математика», 2 часть, графические схемы-помощники, карточки с числами.
У ученика: учебник , М.И.Моро , «Математика» , 2 часть .
Тип урока: изучение нового материала
Ход урока.
1.Организационный момент.
I. Актуализация знаний.
Все за парты тихо сели,
На меня все посмотрели.
-Начинаем урок математики. На нашем уроке присутствуют гости. Поприветствуйте их. Настройтесь на отличную работу.
Сегодня мы будем совершать открытия, решать примеры, задачи, развивать внимание, память, логическое мышление. Дадим себе установку на урок (дети произносят хором):
-Будем открывать новые знания, стараться выполнять все задания правильно.
- Сегодня вы продолжаете путешествие по стране трёхзначных чисел. Что вы умеете делать с трёхзначными числами? ( Читать, записывать, изображать с помощью графической модели, представлять в виде суммы разрядных слагаемых, сравнивать, выполнять устные приёмы сложения и вычитания)
- Итак, прежде чем узнать новое нужно…( Повторить необходимые знания)
-Для чего? ( Они могут пригодиться при открытии нового)
-Приступим?
2. Фронтальная работа.
. Математический диктант
Записать число, в котором 4 ед. III разряда 5 ед. II разряда 1 ед. I разряда.
Записать число, в котором 3 ед. III разряда 2 ед. II разряда 1 ед. I разряда.
Записать число, в котором 6 ед.III разряда 2 ед. II разряда.
Записать число, в котором 9 ед. III разряда 9 . Iед. Разряда.
Записать число, в котором 7 ед.III разряда 7 ед.II разряда I ед. разряда
Задание 2. ( на доске)
56, 73, 758 , 27, 95, 41, 82, 68.
328, 290, 537, 400, 95, 700, 863.
300, 100, 542, 700, 900, 200, 800.
854, 246, 927, 400, 299, 762, 127.
455, 221, 102, 533, 878, 989.
-Как вы думаете, какое задание можно выполнить с данными рядами чисел? (Найти лишнее число в каждой группе чисел)
-Найдём эти числа и объясним, почему они лишние.
758, 95, 542, 400, 102.
- Посмотрите на оставшийся ряд чисел, он не обычен. Расположите числа в порядке убывания, запишите в тетради.
- Придумайте задания для этого ряда.(Расположить числа в порядке возрастания, сравнить числа, назвать самое большое( самое маленькое число), рассказать о каждом числе( сколько в нём разрядных единиц. Назвать предыдущее, последующее число) (Учащиеся дают друг другу задания и контролируют полученный результат)
-А теперь запишите все трёхзначные числа этого ряда в виде суммы разрядных слагаемых.
( 1 учащийся выполняет на доске, а остальные в тетради).
- Сколько разрядов в каждом числе?( три- сотни, десятки, единицы)
(Учитель выставляет опорный сигнал обозначения трёхзначных чисел- С Д Е )
-Сколько слагаемых в каждой сумме?( 5,3,2) Почему не везде одинаковое количество слагаемых?( отсутствуют разряды)
-Итак, мы с вами повторили нумерацию и разрядные слагаемые трёхзначных чисел.
II. Формулирование темы и целей урока.
Самостоятельная работа.
(Во время выполнения задания дети фиксируют затруднение при решении примеров последнего столбика).
–На предыдущих уроках вы решали много примеров на сложение и вычитание. Давайте решим несколько выражений..Вы видите их на доске.( 2 примера проговорим вслух, остальные решите самостоятельно)
426+231( 4с.+2с., 2д.+3д., 6 ед.+ 1ед. 420+80 380+ 50 531+19!
678- 345 500-600 410- 30 534-19!
-Справились ли вы с решением всех примеров? (нет) А что же вызвало затруднение? ( Мы умеем решать примеры на сложение и вычитание трёхзначных чисел, сводимых к вычислениям в пределах100, где не было перехода через разрядную единицу, а выражения последнего столбика мы не умеем решать)
- Прочитайте ответы, которые у вас получились во 2, 3 столбиках. ( чтение ответов «цепочкой»)
А, кто справился с последним столбиком назовите свои ответы. ( Учитель на доске фиксирует все ответы и обводит правильный ответ и просит обосновать свое решение тех, у кого результат верный ( сослаться на правило) (Не могут этого сделать)
- Что надо сделать?( Остановиться и подумать)
2. – Если устно трудно выполнить сложение и вычитание чисел такого вида, как вы предлагаете найти значение этих выражений?( Письменно. В столбик)
-Какие числа мы умеем складывать и вычитать в столбик?( двузначные)
-Объясните , как наши знакомые Витя и Костя складывали и вычитали числа?
– 84 84
![]()
![]()
19
12
- Каким алгоритмом мы пользуемся при записи и вычислениях ? (Единицы пишу под единицами…, Начинаем с единиц… (Учитель вывешивает на доску опорный сигнал сложения и вычитания двузначных чисел )

-А умеем ли мы складывать и вычитать трёхзначные числа в столбик? (Нет)
-Значит, чему же мы с вами должны научиться сегодня на уроке? ( Складывать и вычитать трёхзначные числа в столбик).
На слайде появляется тема: Сложение и вычитание трёхзначных чисел в столбик.
III. Открытие нового знания.
1.- Мы выведем алгоритм сложения и вычитания трёхзначных чисел в столбик и научимся им пользоваться.
-Вы будете открывать новый алгоритм или уточнять уже известный? ( Уточнять)
- Как звучит первый шаг в алгоритме сложения двузначных чисел? ( Пишу единицы под единицами, десятки под десятками).
-Нужно ли дополнить этот шаг для трёхзначных чисел? (Да)
- Как?( Пишу единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями).
- Что вы будете делать дальше?( Складывать единицы) А затем? ( Десятки)
_ А следующий шаг вы сформулируете самостоятельно.
-Давайте составим план вашей дальней шей работы:
1. Записать выражение 531+ 419 в столбик и вычислить.
2.Сформулировать недостающий шаг.
3.Составить алгоритм для сложения трехзначных чисел. ( Учитель фиксирует план на доске.)
Реализация построенного плана ( работа в группах)
- Работать вы будете в группах. ( Учащимися должен быть получен опорный сигнал:
Е
Д
С



![]()
![]()



![]()



-Представьте свои результаты. Объясните свои действия.( У доски отвечают по одному представителю от группы).
-Итак, какой же шаг добавляется третьим. ( Учащимися должен быть устно сформулирован шаг: « Складываю сотни, результат пишу под сотнями)
-Ребята. скажите, а для вычитания трёхзначных чисел подойдёт составленный вами опорный сигнал7 Как его можно изменить, чтобы он подошёл и для вычитания?( Добавить в сигнал минус)



![]()
![]()



![]()



![]()
-А теперь сформулируйте общий алгоритм сложения и вычитания трёхзначных чисел.
Алгоритм сложения и вычитания трёхзначных чисел.
1.Пишу единицы…
2.Складываю (вычитаю) единицы…
Результат пишу под единицами.
3.Складываю ( вычитаю) десятки…
Результат пишу под десятками.
4.Складываю ( вычитаю) сотни…
Результат пишу под сотнями.
5.Читаю ответ…
-Сравните полученный алгоритм с выводами в учебнике. Прочитайте их самостоятельно на с.71, в № 1.
_ Мы всё сделали правильно?( Да) Скажите, знаете ли вы теперь, как правильно складывать и вычитать трёхзначные числа в столбик? ( да).
IV. Физкультминутка.
Как живёте? Вот так!
Как идёшь? Вот так!
Как бежишь? Вот так!
Как летишь? Вот так!
Как плывёшь? Вот так!
Как шалишь? Вот так!
Как сидишь? Вот так!
V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
1.Решение примеров.
-Можно ли сказать, что мы уже всё сделали на уроке? (нет)
- Какую цель вы поставите на оставшиеся этапы? ( Научиться складывать и вычитать трёхзначные числа в столбик)
-Что для этого надо сделать? ( Потренироваться в использовании нового алгоритма).
-Сделаем это, решая примеры № 2( с. 71)
( 2 примера решает1 учащийся у доски; 2 примера с места с комментированием с места по одному примеру;
2. Работа в парах.
- Вы поработали все вместе, теперь давайте поработаем в парах. ( следующие 2 примера)
-В парах вы будете работать следующим образом:1-ое выражение объясняют своему соседу по парте ученики первого варианта, 2-ое – ученики второго варианта, пишут оба варианта)
( Проверка по образцу- эталону )
- Те ребята, которые допустили ошибку, найдите место ошибки, проанализируйте и исправьте её.
3. Работа в группах.
Рассмотри примеры.
+345 + 255 +685 +485
243 435 24 12
Какие ошибки допущены в вычислениях?
Что надо знать чтобы не ошибиться в подобных вычислениях ? ( Проверить по образцу- эталону )
4. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- Вы поработали вместе, в парах, а что теперь необходимо сделать? ( Поработать самостоятельно)
- Выполните №4 (7,8 примеры)
- Проверьте. ( На экране эталон для самопроверки:
![]()

У кого есть ошибки, исправьте их пожалуйста.
- Молодцы. Ребят, которые допустили ошибку, я тоже могу похвалить. Ведь вы сами нашли свою ошибку и знаете, над чем вам ещё нужно поработать.
VI. Повторение и закрепление изученного ранее.
Решение задачи.
-Можете ли вы использовать умения, приобретенные на уроке при решении задач? Я предлагаю вам решить задачу.
В палатку привезли яблоки и апельсины. Яблок было 395 кг, а апельсинов на 145 кг меньше. Сколько фруктов привезли в палатку?
Вопросы:
– Разбейте условие на смысловые части.
– Повторите вопрос.
– Можно ли сразу ответить на вопрос задачи?
– В задаче одно действие? Два? Три? Почему?
Докажите. Начертите схему задачи;
– Решение запишите столбиком.
2. Преобразование задачи Задания:
Составьте обратную задачу для предыдущей задачи. Каким будет её решение?
Изменить вопрос задачи так, чтобы она решалась в 1 действие. Как ответите на вопрос?
Дополните условие задачи. Если будет необходимость, то поменяйте вопрос. Что изменится в решении? (Если дополнение вызвало сложность, то задать ещё один вопрос: какие ещё фрукты вы знаете?)
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
-Какие цели вы сегодня ставили? Достигли вы этих целей? У кого остались затруднения по теме?
- Какой же новый способ сложения и вычитания трёхзначных чисел живёт в стране Математика? ( В столбик).
Можно ли сказать, что вы сегодня были настоящими учениками?
- Оцените цветом свою работу на уроке. Зелёный цвет показывает, что ваша работа была успешной и дорога к следующим знаниям для вас открыта. Если у вас ещё есть небольшие затруднения и вам нужно немного поработать над новым алгоритмом – покажите жёлтую карточку. Красный покажет, что путь к новым знаниям пока закрыт.
VIII. Домашнее задание. По выбору учащихся.
Завершается урок,
Он пошёл ребятам впрок?
Постарались всё понять?
Учились тайны открывать?
Ответы полные давали?
На уроке не зевали?
- Спасибо за урок.
-Будем открывать новые знания, стараться выполнять все задания правильно и красиво.
76, 53, 458 , 27, 99, 31, 52, 48.
548, 460, 752, 300, 76, 600, 953.
300, 100, 542, 700, 900, 200, 800.
854, 246, 927, 400, 299, 762, 127.
325, 121, 102, 534, 873, 689.
458, 76, 542, 400, 102.