МБОУ «Новофедоровская школа-лицей»
Урок: Математика
Класс: 1- А класс
Учитель: Гречко Евгения Васильевна
Дата: 13.03.2018г.
Тема: Литр
УМК: Моро М. И., Волкова С. И., Степанова С. В. Математика. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.
Планируемые результаты:
- учащиеся познакомятся с новой величиной – ёмкостью и единицей её измерения – литром;
- научатся сравнивать сосуды по вместимости;
- отработают вычислительный навык в пределах 10;
-решать задачи на определение массы и вместимости.
Технология: проблемно-диалоговая
Форма урока: урок - практикум
Цели деятельности учителя: познакомить с новой величиной - ёмкостью и её измерением с помощью литра; обеспечить усвоение знаний учащихся путём наблюдения и практической работы; учить решать практически нестандартные задачи с новой величиной; актуализировать знания разных единиц измерения: длины, массы; учить детей формулировать проблему, выдвигая гипотезы и находить правильное решение; развивать логико-математическую речь; воспитывать умение работать в коллективе; развивать внимание.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Познавательные: находить пути выхода из проблемной ситуации, выполнять действия с материальным объектом - литровой банкой.
Коммуникативные: планировать совместную деятельность в группе.
Регулятивные: контролировать свою деятельность, определять последовательность действий;
Личностные: развивать учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения задач;
Оборудование: сосуды для измерения разной ёмкости: трёхлитровая и литровые банки, трёхлитровая кастрюля, стакан, чашка, разные сосуды литровой ёмкости (бутылки, мензурка, коробка из-под сока), вёдра с водой, практические задания, презентация.
Ход урока
Организационный момент
Вот и прозвенел звонок – начинается урок.
Проверь, дружок, готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Книжка, ручка и тетрадка?
-Сегодня не совсем обычный урок. Мы отправимся в путешествие по стране Математике. А на чем, отгадайте загадку.
Пристань «Отгадайкино»
1. -По морям и по волнам его водит капитан,
Он не плавает, а ходит; якоря бросает в воду.
Он с волною дружбу водит и не любит непогоду. ( кораблик)
-Да, путешествовать мы будем вот на этом кораблике.
Чтобы отправится в путь, надо выполнить задание.
2.Минутка каллиграфии и чистописания
-Сколько нужно отрезков, чтобы изобразить корпус кораблика? (4)
-Написание какой цифры мы повторим сегодня?
-Давайте пропишем цифру 4 в воздухе головой, а по полу- ногой.
-Посмотрите на доску: вот в каком порядке будете писать цифру- 4 44 444 4444 444 44 4.(задание на внимание; взаимопроверка)
2.Актуализация опорных знаний
(учитель передвигает кораблик к следующей пристани)
Пристань «Подумай»
3.Разбейте слова на группы:
Линейка, килограмм, весы, длина, масса, литр, сантиметр. (карточки с названиями прикреплены к доске)
Желающие ученики распределяют на 2 группы.
-Как сокращенно записываем килограмм и сантиметр? (Предлагаю 2 ученикам записать на доске)
3. Определение темы и целей урока
Пристань «Размышляйкино»
-Какое слово оказалось лишним? (литр)
-Ребята, посмотрите внимательно на стол. Что необычного вы видите у меня на столе?
( ведро)
– Что у нас в ведерке? (Вода)
– Что произойдет, если ведерко вдруг исчезнет, а вода останется? (Вода разольется, растечется по полу)
- Почему? (Вода – это жидкость)
– Какие еще жидкости бывают? (Молоко, сок, кефир, бензин и т.д.)
– Что нужно, чтобы жидкость не растекалась? (Емкость)
- Приведите примеры емкостей. (Банка, ведро, стакан, кастрюля, и т.д.)
- Попробуйте сформулировать тему урока.
Учитель открывает часть темы «Единица измерения объема жидкости –(литр)»
-Какой единицей измеряют жидкость?
-Будем измерять на глаз, с помощью линейки, весов?
Определение цели урока.
Нам предстоит узнать, как называется единица, которой измеряется жидкость.
4.Игра «Математическая грамматика» - составить слова. Работа в группах.
1 ряд- Жизнь—знь +д +кость= (жидкость)
2ряд—Извоз—во +мера-а + ить= (измерить )
3 ряд—лил –л +тр = (литр)
-Какая фраза получилась? (жидкость измеряют литрами)
Учитель открывает название темы «Единица измерения объема жидкости –литр»
– Ребята, посмотрите на эти банки. Как вы думаете, в них уместится
одинаковое количество воды или разное? (На вид банки одинаковые)
– Как узнать, правы ли мы? (Измерить вместимость)
– Хорошо, тогда я попрошу вас помочь мне.
Практическая работа.
К доске выходят два ученика. Один получает банку 1л, другой – 0,5л.
– Ребята будут наливать воду в большие банки. Как надо наливать
воду? (Аккуратно, чтобы не разлить ее, не разбить банки).
– Первый вариант считает, сколько баночек выльет 1-й ученик, а второй
считает, сколько баночек выльет второй ученик.
2) Выполнение практического задания по измерению объема
(вместимости) банок.
– Сколько банок насчитал первый вариант? (3 банки)
– Сколько банок насчитал второй вариант? (6 банок)
– Что же получается, банки на вид одинаковые, но в них умещается разное
количество воды? Или мы допустили какую-то ошибку? (Ребята наливали
воду банками разного размера, надо было взять одинаковые, для
измерения величин надо пользоваться одинаковыми мерками)
– Правильно! Вот в такую банку вмещается 1 литр воды. Вспомните, сколько
таких банок уместилось в большую банку? (3)
– Значит, говорят, что она вмещает 3 литра. А если в емкости 4 таких банки,
5 банок? (Значит, в емкости 4 литра, 5 литров)
– Слово ЛИТР сокращенно пишут так: л.
Учитель вывешивает на доску карточку: ЛИТР – Л.
-В древние времена мерами для измерения вместимости были ведро, бочка, кадка, но эти меры были неудобны, т.к. в разных местностях они были разные и значительно различались друг от друга. Поэтому стала нужна одинаковая мерка для измерения вместимости.
- Где нам могут пригодится эти знания?
Динамическая пауза. Пристань «Отдыхайка»
-Я буду показывать вам карточки с разными единицами измерения, если число на карточке обозначает массу, то вы должны попрыгать, длину- вы шагаете, объем – приседаете. Будьте внимательны!
(6кг, 4см, 5л, 3см, 4л, 6см, 2кг, 1л.)
Воспроизведение новых знаний
Устный счет (слайд)
9л-…=3л 4л+ 3л-5л=…л
…л +2л=8л 7л-6л +8л=…л
…л—4л=4л 6л+4л-7л=…л
Пристань «Задачкино». Работа по учебнику (с.38)
№1 (Практическая работа. Работают 3 ученика. Результаты записывает учитель на доске.)
В 1л банке- 5 стаканов, в 2л кастрюле- 10 стак., в 3л банке – 15 стак.
№2 (устно.) слайд
№3
- Давайте повторим структуру задачи. (условие, вопрос, решение, ответ)
а) – Прочитайте задачу.
Текст задачи читают хорошо читающие ученики:1-условие задачи, 2 – вопрос №1, 3 – вопрос №2
В банке 3 литра молока, а в бидоне на 4 литра больше. Сколько литров молока в бидоне? Сколько литров молока в банке и бидоне вместе?
б) Анализ текста задачи.
– О чем эта задача? (О молоке)
– Что такое молоко? (Жидкость)
– В каких емкостях находится молоко? (В банке и в бидоне)
Записывает учитель
Бан.- 3л
Бид. - ? на 4л б.
– Сколько молока в банке? (3 л)
– Что известно про молоко в бидоне? (На 4 л больше, чем в банке)
– Что значит “на 4 больше”? (Столько же да еще 4)
– Ответим сначала на первый вопрос. Прочитайте его.
в) Поиск решения первой части задачи
– Что неизвестно?
– Как найти?
– Запишите решение первой части задачи.
г) Самостоятельная работа по решению первой части задачи. Оформление решения.
Один ученик работает за доской, затем дети проверяют решение.
Свое согласие или несогласие выражают с помощью поднятия руки.
На доске должна появиться запись:
1) 3+4=7(л)
д) Анализ второй части задачи (в виде фронтальной беседы).
– Прочитайте второй вопрос задачи.
– Вспомним, сколько молока в банке? В бидоне?
– Дополните условие, чтобы она помогла нам ответить на второй вопрос задачи.
е) Оформление решения второй части задачи. Формулировка ответа.
– Запишем решение второй части задачи.
Ученик комментирует с места, учитель записывает на доске:
2) 3+7=10 (л)
– Сколько чисел будет в ответе? (2, потому что в задаче два вопроса)
– Запишем ответ.
Ученик комментирует с места, учитель записывает на доске:
Ответ: 7 л, 10 л
№4. Самостоятельно. 5-3=2(л)
Пристань «Проверяйкино»
Игра “Согласен – не согласен”.
– А сейчас поиграем в игру. Если вы согласны с моим
утверждением, то “зажигаете” зеленый огонек, не согласны – “зажигаете”
красный огонек.
В эту банку (учитель демонстрирует банку в 1 литр) умещается 1
сантиметр жидкости.
Массу арбуза нельзя измерить в литрах.
Объем жидкости измеряется в килограммах.
Единица измерения объема жидкости называется литр.
Пристань «Запоминайкино» (интересные факты)
Страус, самая большая птица на земле, за один раз может выпить 70 л воды.
А верблюд выпивает 100 литров воды за один раз.
Через струю воды шириной в иголку вытекает примерно 800 л воды в сутки.
– Я знаю, что в пустыне Сахара за целый год выпадает всего 200 литров
осадков на площадь равную площади нашего класса. Поэтому там не растут
деревья, очень мало трав, живут только жуки и змеи.
– Кто запомнил, сколько литров воды может вытечь за сутки, если неплотно
закрыть кран?
– Ребята, как вы думаете, что произойдет, если с нашей планеты исчезнет
вся вода? (Все живое погибнет, потому что без воды жить нельзя, вода –
это жизнь)
– Как вы думаете, что может привести к исчезновению питьевой воды? (Если мы
будем оставлять открытыми краны с водой, не будем беречь воду)
– Как же мы должны относиться к воде? (Бережно, аккуратно, не забывать
закрывать краны, заботиться о сохранении воды, ее чистоте)
– Я надеюсь, что вы будете аккуратными и бережливыми.
Рефлексия
– А наш урок подходит к концу.
-Что нового вы узнали на уроке?
-Почему это необходимо знать?
-Так что же такое емкость?
-Единица измерения емкости – это …( литр).
Оцените свою работу : разукрасьте флаг на своем корабле- голубым цветом(все безупречно), зеленым-были ошибки и сомнения, красным- нужна помощь учителя и соседа.
– Я бы отметила следующих учеников: …. .
Спасибо за урок!