СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 27.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по математике Литр

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока  по математике Литр 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по математике Литр»

МБОУ «Новофедоровская школа-лицей»

Урок: Математика

Класс: 1- А класс

Учитель: Гречко Евгения Васильевна

Дата: 13.03.2018г.

Тема: Литр

УМК: Моро М. И., Волкова С. И., Степанова С. В. Математика. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.

Планируемые результаты:

- учащиеся познакомятся с новой величиной – ёмкостью и единицей её измерения – литром;

- научатся сравнивать сосуды по вместимости;

- отработают вычислительный навык в пределах 10;

-решать задачи на определение массы и вместимости.

Технология: проблемно-диалоговая

Форма урока: урок - практикум

Цели деятельности учителя: познакомить с новой величиной - ёмкостью и её измерением с помощью литра; обеспечить усвоение знаний учащихся путём наблюдения и практической работы; учить решать практически нестандартные задачи с новой величиной; актуализировать знания разных единиц измерения: длины, массы; учить детей формулировать проблему, выдвигая гипотезы и находить правильное решение; развивать логико-математическую речь; воспитывать умение работать в коллективе; развивать внимание.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Познавательные: находить пути выхода из проблемной ситуации, выполнять действия с материальным объектом - литровой банкой.

Коммуникативные: планировать совместную деятельность в группе.

Регулятивные: контролировать свою деятельность, определять последовательность действий;

Личностные: развивать учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения задач;

Оборудование: сосуды для измерения разной ёмкости: трёхлитровая и литровые банки, трёхлитровая кастрюля, стакан, чашка, разные сосуды литровой ёмкости (бутылки, мензурка, коробка из-под сока), вёдра с водой, практические задания, презентация.



Ход урока

  1. Организационный момент

Вот и прозвенел звонок – начинается урок.

Проверь, дружок, готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке:

Книжка, ручка и тетрадка?

-Сегодня не совсем обычный урок. Мы отправимся в путешествие по стране Математике. А на чем, отгадайте загадку.

Пристань «Отгадайкино»

1. -По морям и по волнам его водит капитан,

Он не плавает, а ходит; якоря бросает в воду.

Он с волною дружбу водит и не любит непогоду. ( кораблик)

-Да, путешествовать мы будем вот на этом кораблике.

Чтобы отправится в путь, надо выполнить задание.

2.Минутка каллиграфии и чистописания

-Сколько нужно отрезков, чтобы изобразить корпус кораблика? (4)

-Написание какой цифры мы повторим сегодня?

-Давайте пропишем цифру 4 в воздухе головой, а по полу- ногой.

-Посмотрите на доску: вот в каком порядке будете писать цифру- 4 44 444 4444 444 44 4.(задание на внимание; взаимопроверка)

2.Актуализация опорных знаний

(учитель передвигает кораблик к следующей пристани)

Пристань «Подумай»

3.Разбейте слова на группы:

Линейка, килограмм, весы, длина, масса, литр, сантиметр. (карточки с названиями прикреплены к доске)

Желающие ученики распределяют на 2 группы.

-Как сокращенно записываем килограмм и сантиметр? (Предлагаю 2 ученикам записать на доске)

3. Определение темы и целей урока

Пристань «Размышляйкино»

-Какое слово оказалось лишним? (литр)

-Ребята, посмотрите внимательно на стол. Что необычного вы видите у меня на столе?

( ведро)

Что у нас в ведерке? (Вода)

Что произойдет, если ведерко вдруг исчезнет, а вода останется? (Вода разольется, растечется по полу)

- Почему? (Вода – это жидкость)

Какие еще жидкости бывают? (Молоко, сок, кефир, бензин и т.д.)

Что нужно, чтобы жидкость не растекалась? (Емкость)

- Приведите примеры емкостей. (Банка, ведро, стакан, кастрюля, и т.д.)

- Попробуйте сформулировать тему урока.

Учитель открывает часть темы «Единица измерения объема жидкости –(литр)»

-Какой единицей измеряют жидкость?

-Будем измерять на глаз, с помощью линейки, весов?

Определение цели урока.

Нам предстоит узнать, как называется единица, которой измеряется жидкость.



4.Игра «Математическая грамматика» - составить слова. Работа в группах.

1 ряд- Жизнь—знь +д +кость= (жидкость)

2ряд—Извоз—во +мера-а + ить= (измерить )

3 ряд—лил –л +тр = (литр)

-Какая фраза получилась? (жидкость измеряют литрами)

Учитель открывает название темы «Единица измерения объема жидкости –литр»

– Ребята, посмотрите на эти банки. Как вы думаете, в них уместится

одинаковое количество воды или разное? (На вид банки одинаковые)

– Как узнать, правы ли мы? (Измерить вместимость)

– Хорошо, тогда я попрошу вас помочь мне.

Практическая работа.

К доске выходят два ученика. Один получает банку 1л, другой – 0,5л.

– Ребята будут наливать воду в большие банки. Как надо наливать

воду? (Аккуратно, чтобы не разлить ее, не разбить банки).

– Первый вариант считает, сколько баночек выльет 1-й ученик, а второй

считает, сколько баночек выльет второй ученик.

2) Выполнение практического задания по измерению объема

(вместимости) банок.

– Сколько банок насчитал первый вариант? (3 банки)

– Сколько банок насчитал второй вариант? (6 банок)



– Что же получается, банки на вид одинаковые, но в них умещается разное

количество воды? Или мы допустили какую-то ошибку? (Ребята наливали

воду банками разного размера, надо было взять одинаковые, для

измерения величин надо пользоваться одинаковыми мерками)

– Правильно! Вот в такую банку вмещается 1 литр воды. Вспомните, сколько

таких банок уместилось в большую банку? (3)

– Значит, говорят, что она вмещает 3 литра. А если в емкости 4 таких банки,

5 банок? (Значит, в емкости 4 литра, 5 литров)

– Слово ЛИТР сокращенно пишут так: л.

Учитель вывешивает на доску карточку: ЛИТР – Л.

-В древние времена мерами для измерения вместимости были ведро, бочка, кадка, но эти меры были неудобны, т.к. в разных местностях они были разные и значительно различались друг от друга. Поэтому стала нужна одинаковая мерка для измерения вместимости.

- Где нам могут пригодится эти знания?

Динамическая пауза. Пристань «Отдыхайка»

-Я буду показывать вам карточки с разными единицами измерения, если число на карточке обозначает массу, то вы должны попрыгать, длину- вы шагаете, объем – приседаете. Будьте внимательны!

(6кг, 4см, 5л, 3см, 4л, 6см, 2кг, 1л.)

Воспроизведение новых знаний

Устный счет (слайд)

9л-…=3л 4л+ 3л-5л=…л

…л +2л=8л 7л-6л +8л=…л

…л—4л=4л 6л+4л-7л=…л

Пристань «Задачкино». Работа по учебнику (с.38)

№1 (Практическая работа. Работают 3 ученика. Результаты записывает учитель на доске.)

В 1л банке- 5 стаканов, в 2л кастрюле- 10 стак., в 3л банке – 15 стак.

№2 (устно.) слайд

№3

- Давайте повторим структуру задачи. (условие, вопрос, решение, ответ)

а) – Прочитайте задачу.

Текст задачи читают хорошо читающие ученики:1-условие задачи, 2 – вопрос №1, 3 – вопрос №2

В банке 3 литра молока, а в бидоне на 4 литра больше. Сколько литров молока в бидоне? Сколько литров молока в банке и бидоне вместе?

б) Анализ текста задачи.

– О чем эта задача? (О молоке)

– Что такое молоко? (Жидкость)

– В каких емкостях находится молоко? (В банке и в бидоне)

Записывает учитель

Бан.- 3л

Бид. - ? на 4л б.

– Сколько молока в банке? (3 л)

– Что известно про молоко в бидоне? (На 4 л больше, чем в банке)

– Что значит “на 4 больше”? (Столько же да еще 4)

– Ответим сначала на первый вопрос. Прочитайте его.

в) Поиск решения первой части задачи

– Что неизвестно?

– Как найти?

– Запишите решение первой части задачи.

г) Самостоятельная работа по решению первой части задачи. Оформление решения.

Один ученик работает за доской, затем дети проверяют решение.

Свое согласие или несогласие выражают с помощью поднятия руки.

На доске должна появиться запись:

1) 3+4=7(л)

д) Анализ второй части задачи (в виде фронтальной беседы).

– Прочитайте второй вопрос задачи.

– Вспомним, сколько молока в банке? В бидоне?

– Дополните условие, чтобы она помогла нам ответить на второй вопрос задачи.

е) Оформление решения второй части задачи. Формулировка ответа.

– Запишем решение второй части задачи.

Ученик комментирует с места, учитель записывает на доске:

2) 3+7=10 (л)

– Сколько чисел будет в ответе? (2, потому что в задаче два вопроса)

– Запишем ответ.

Ученик комментирует с места, учитель записывает на доске:

Ответ: 7 л, 10 л

№4. Самостоятельно. 5-3=2(л)


Пристань «Проверяйкино»

Игра “Согласен – не согласен”.

– А сейчас поиграем в игру. Если вы согласны с моим

утверждением, то “зажигаете” зеленый огонек, не согласны – “зажигаете”

красный огонек.

 В эту банку (учитель демонстрирует банку в 1 литр) умещается 1

сантиметр жидкости.

 Массу арбуза нельзя измерить в литрах.

 Объем жидкости измеряется в килограммах.

 Единица измерения объема жидкости называется литр.

Пристань «Запоминайкино» (интересные факты)

 Страус, самая большая птица на земле, за один раз может выпить 70 л воды.

 А верблюд выпивает 100 литров воды за один раз.

 Через струю воды шириной в иголку вытекает примерно 800 л воды в сутки.

– Я знаю, что в пустыне Сахара за целый год выпадает всего 200 литров

осадков на площадь равную площади нашего класса. Поэтому там не растут

деревья, очень мало трав, живут только жуки и змеи.

– Кто запомнил, сколько литров воды может вытечь за сутки, если неплотно

закрыть кран?

– Ребята, как вы думаете, что произойдет, если с нашей планеты исчезнет

вся вода? (Все живое погибнет, потому что без воды жить нельзя, вода –

это жизнь)

– Как вы думаете, что может привести к исчезновению питьевой воды? (Если мы

будем оставлять открытыми краны с водой, не будем беречь воду)

– Как же мы должны относиться к воде? (Бережно, аккуратно, не забывать

закрывать краны, заботиться о сохранении воды, ее чистоте)

– Я надеюсь, что вы будете аккуратными и бережливыми.

Рефлексия

– А наш урок подходит к концу.

-Что нового вы узнали на уроке?

-Почему это необходимо знать?

-Так что же такое емкость?

-Единица измерения емкости – это …( литр).

Оцените свою работу : разукрасьте флаг на своем корабле- голубым цветом(все безупречно), зеленым-были ошибки и сомнения, красным- нужна помощь учителя и соседа.

– Я бы отметила следующих учеников: …. .

Спасибо за урок!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя