СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок математики по системе Л.В. Занкова (2 класс) "ВМЕСТИМОСТЬ. ЛИТР"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока математики по программе Л.В.Занкова (2 класс)

Просмотр содержимого документа
«Урок математики по системе Л.В. Занкова (2 класс) "ВМЕСТИМОСТЬ. ЛИТР"»

Урок математики по системе Л.В. Занкова (2 класс)

"ВМЕСТИМОСТЬ. ЛИТР".

Цель: познакомить с величиной вместимость, ввести новую единицу измерения вместимости 1 литр.

Задачи:

Предметные

  • создать условия для открытия учащимися нового для них понятия «вместимость»;

  • дать первоначальные сведения о способе сравнения предметов по вместимости;

Метапредметные

  • формировать интерес к новому учебному материалу;

  • учить детей формулировать проблему, находить правильное решение, делать вывод;

  • развивать логическое мышление на примере сравнения и классификации объектов

  • развивать коммуникативные навыки

Оборудование: презентация, карточки для разминки, для работы в группах:

а) кувшин, кастрюля, банки 2 л и 3 л (во всех сосудах налито 1 литр воды);
б) мензурка 100мл, стакан 200 мл, банки 250мл и 500мл (для измерения воды);
в) 4 ведра, 4 банки по 1 л (для сливания воды).

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель: Прозвенел звонок, урок начинается. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть морозного дня. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

Открыли тетради, записали сегодняшнее число.

12 декабря.

Классная работа.

- Что вы можете сказать об этом числе? А об этой дате?

Сегодня День Конституции Российской Федерации. Сегодня главному документу нашей страны исполнилось 20 лет.


-Итак, послушайте, пожалуйста, притчу.

Дрона был величайшим мастером стрельбы из лука, и у него всегда было множество учеников. Как-то раз он повесил на дерево мишень и спросил каждого из своих учеников, что тот видит.
Первый ученик ответил:
– Учитель! Я вижу дерево и мишень на нем.
Другой ученик произнес:
– Я вижу ствол дерева с мишенью, листву, солнце, птиц на небе…
Третий сказал:
– Я вижу тебя, мой Учитель, твоих учеников и дерево, на котором висит мишень.
Остальные отвечали примерно то же самое.
Затем Дрона подошел к своему лучшему ученику Арджуне и спросил:
– А ты что видишь, Арджуна?
– Прости, Учитель. Наверное, у меня что-то случилось со зрением. Как я ни стараюсь, не вижу ничего, кроме центра мишени, – последовал ответ.
Дрона повернулся к остальным ученикам и назидательно сказал:

- Вот как вы думаете, ребята, что же мог он ему сказать и почему Арджуна ничего не видел кроме центра мишени?


( Арджуна был его лучшим учеником и видел только победу – центр мишени в которую он должен попасть)


- Ну тогда послушайте. Тогда Дрона повернулся к остальным ученикам и назидательно сказал:
– Знайте: только такой человек может стать Попадающим В Цель.

- И действительно, ребята, попадающим с цель может стать только тот, кто настраивает себя на собранность и организованность своих действий. И вот я надеюсь, что мы с вами на уроке достигнем своей цели.


2. Актуализация знаний

На доске карточки: 5 кг, 2 см, 10 кг, 10 см, 1 кг, 1 мм,1 дм, 1 м

Учитель: И так посмотрите внимательно на доску. А что вы видите? 

– На карточках написаны именованные числа.

– Их еще называют величинами.

Учитель: Какое задание вы можете сделать с этими величинами?

– Мы можем разбить их на две группы.

Учитель: На какие две группы вы разобьете эти величины?

– Я предлагаю в одну группу отнести 5 кг, 10 кг, 1 кг потому, что это единицы измерения веса.

– Во вторую группу я бы отнес 2 см, 10 см, 1 дм, 1 м потому, что это единицы измерения длины.

– А еще можно из карточек второй группы составить математическое выражение равенство 10см = 1 дм.

Учитель: Расположите единицы измерения массы в порядке возрастания.

– Я бы расположила так: 1 кг, 5 кг, 10 кг

Учитель: Молодец! Единицы измерения длины расположите в порядке убывания.

А как быть, если два числа должны стоять на одном месте?

Учитель: Давайте вместе подумаем, как поступить в данной ситуации.

– Может быть можно сделать так:

2 см, 10 см, 1 м.
2см, 1 дм, 1 м.

Учитель: Правильно, предложенный тобой вариант имеет право на существование.

– А можно в единицах измерения длины в порядке убывания использовать только одну величину или 10 см, или 1дм ведь эти две величины одинаковые, мы составляли с ними равенство.

Учитель: Правильно, и этот вариант имеет право на существование. Хорошо!


2) Задачи на смекалку:
- Что становится легче, когда его наполняют? ( Шар)
- Среди трёх футбольных мячей красный мяч тяжелее коричневого, а коричневый тяжелее зелёного. Какой мяч тяжелее всех? ( Красный)
Учитель: Молодцы, ребята! Математическая разминка закончилась. Вы хорошо поработали. Впереди нас ждет интересная практическая работа.

3. Открытие новых знаний.

А) Создание проблемной ситуации

Разделитесь на 4 группы,приготовились к групповой работе.

(Перед детьми на столах

у первой группы кувшин,

у второй группы банка 2 литра,

у третьей группы кастрюля.

В каждой ёмкости налито 1л воды.)


Учитель: Что вы видите перед собой на столах? Какие задания вы можете предложить для работы с тем, что видите?

– Можно узнать, сколько воды в каждом сосуде.

– А еще можно узнать, сколько воды всего налили.

– Я предлагаю сравнить, где воды больше, а где меньше.

Учитель: Как вы предлагаете сравнить количество воды в каждой емкости?

– Можно взвесить.

– Но кастрюля тяжелая железная, а кувшин пластмассовый – легкий, вес будет разный.

– Давайте поставим посуду в ряд и посмотрим, где воды выше, там и больше.

– Но ведь так тоже не получится. Кастрюля широкая и банки разной ширины. Будет не правильно.

– Надо воду перелить куда-то

Учитель: Вот мы с вами и пришли к выводу, что нужно измерить только воду в емкостях. А чем мы всегда пользуемся для измерения?

– Нужна какая-то мерка.


Б) Самостоятельная работа в группах

Учитель: Сейчас я раздам вам мерки.

1 группа вам – стакан (200 мл),

2 группа вам мензурка (100 мл),

3 группа вам – баночки (500 мл и 250 мл).

- Ребята, когда вы будете измерять старайтесь воду не проливать, так же необходимо наливать полную мерку, а не половину. Приступаем к измерению. Результаты запишите на листочках.

Учитель: Давайте проверим, как вы измерили. (Уч-ль вывешивает данные на доске.)

1 группа: 5 мерок.
2 группа: 10 мерок.
3 группа: 2 мерки.
Учитель: У кого воды больше?

– У второй группы 10 мерок, значит у них воды больше.

– Но у них мерка самая маленькая, а у нас банка самая большая, поэтому всего 2 мерки.

– Так нечестно, надо, чтобы у всех мерки были одинаковые.

Учитель: Молодцы! А может быть, кто-нибудь знает, какую мерку используют в повседневной жизни для измерения жидкости

– Это литр

Учитель: Правильно! А теперь посмотрите, куда вы сливали воду. Что заметили?

- А теперь маленький фокус. (Банки всех групп выставляются на один стол в ряд).

Что вы заметили? Вместимость этой банки 1 литр. Что вы можете сказать о количестве воды у каждой группы?

– Воды сразу было одинаково на каждом столе, только мы не смогли ее сравнить, потому что посуда была разная, а единой мерки у нас не было

Учитель: Вы где-нибудь встречались с единицей измерения жидкости?

– Сок в магазине продают в пакетах по1 литру и по 2 литра.

– В литровых пачках продают молоко и кефир.

– Папа на заправке покупает бензин в литрах.


4. Сообщение темы урока

Учитель: Кто догадался и может нам назвать тему урока сегодня?

– Новая единица измерения жидкости.

– Жидкость измеряют в литрах.

- Литр – единица измерения чего?

- А что мы делали с водой-житкостью? (Вмещали, вливали…)

Учитель: Правильно! (Открывается запись на доске.)

ВМЕСТИМОСТЬ И ЕДИНИЦА ЕЕ ИЗМЕРЕНИЯ - ЛИТР (1 л)
Учитель: Давайте сформулируем задачи. Чему нам нужно научиться?
- Мы должны научиться измерять количество жидкости в сосудах, сравнивать и находить их сумму или разность. 
- Мы должны уметь решать задачи, когда там встретятся литры.


 5. Закрепление новых знаний.

Учитель: Откройте учебник с. 102 № 220 (1). Прочитайте его глазками.

Учитель: Что нового вы узнали?

– Я узнал, что литры сокращенно пишутся буквой л.

– А еще, если измеряют жидкость, то говорят, что измеряют вместимость.


Учитель: Молодцы, вы у меня внимательные читатели! А теперь работаем дальше. Этот же номер, задание под цифрой 2 выполните самостоятельно.

Слайд

Учитель: Проверяем, я называю предмет, а вы называете его вместимость.


Учитель: Прочитайте: 6л, 28 л, 15 л.

-Это единицы измерения какой величины?

Молодцы! Я вижу, что вы хорошо поняли тему нашего урока.

Физминутка

- Встали, отдохнем. Предлагаю игру на внимание. Если на карточке записано число, 
означающее вместимость - учащиеся садятся на свои места;
означающее массу - прыгают на двух ногах;
означающее длину - шагают на месте.
Детям предложены карточки: 14 см, 8 кг, 5 л, 3м, 25 см, 75 кг, 92 м, 17 л
Учитель: Выполняя движения, что мы с вами сделали?
Ответ: Мы разделили числа на три группы: длину, массу, вместимость.
Учитель: Я наблюдала за вами, и мне очень приятно, что вы у меня очень внимательные. Продолжаем работать дальше.


- Нашли № 221, с. 102. Парная работа. Прочитайте 1 задание. Как вы его поняли?

- Выполняем в парах только 1 задание.

- Проверим. Кто прочитает предложения, в которых говорится о вместимости?

Учитель: В начале практической работы (___) предлагала узнать, сколько всего воды было первоначально с сосудах. Сможем ли мы сейчас это сделать?

– Мы знаем, что у каждой группы было по литру воды. Нам нужно узнать, сколько всего, значит надо 3 раза прибавить 1 литр.

Учитель: Сделайте запись самостоятельно. Проверяем. Кто может записать на доске? Сравните у кого так же? Как можно назвать полученную запись?

1л+1л+1л=3л

– Это математическое равенство.

– Это сумма четырех одинаковых чисел.

6. Работа с ранее изученным материалом

Учитель: А теперь следующее задание. Какое это задание? ( на слайде) – решение задачи ( у доски).

Корова Зорька дает за сутки 19 литров молока, а Ромашка дает 24 литра молока. На сколько больше молока дает Ромашка, чем Зорька?

- Прочитайте текст задачи.

- О ком эта задача?

- Что известно в задаче? Как их можно по-другому назвать?

-Как оформить краткую запись задачи? Какая будет схема? Что мы ищем? Как найти разность?

Оформление решения в тетради.

- А какой еще вопрос можно задать к условию этой задачи?

Сколько молока дают за сутки 2 коровы?


7. Итог урока

Учитель: Итак, какая же была цель нашего урока? Достигли ли мы его?

- Познакомиться с новой величиной – вместимостью и единицей его измерения – литром.

– Мы должны были научиться измерять количество жидкости в посуде.

– Мы можем сравнивать вместимость разной посуды.

Учитель: Молодцы! Оцените свою работу на уроке карточками.

- Чьи идеи, мысли высказывания вам больше всего понравились?

- Мне сегодня понравились все ваши идеи и высказывания, ваша работа на уроке.

- Важно ли в жизни ставить цель? Зачем она нужна?

- А когда человек достигает своей цели?

- Вы сегодня на уроке были сосредоточены и поэтому мы смогли с вами достичь той цели, которую ставили перед собой.

8. Домашнее задание

Учитель: Дома вам нужно выполнить задание № 223, с. 103 ( устно, т.е. ничего записывать не надо).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!