I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. | Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность. Внимание! Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Все ли на месте? Все ли в порядке: Книжки, ручки и тетрадки? Есть у нас девиз такой: Все, что надо, под рукой! | Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку, организуют рабочее место. |
II. Актуализация знаний 1. Проверка домашнего задания.
2. Устный счет 3. Целеполагание. | Проверяет наличие домашней работы в тетрадях. 1)Проверка усвоения таблиц (трудные случаи табличного умножения и де- ления). 56 : 8 6 • 7 36 : 9 9 • 8 54 : 6 7 • 8 72 : 9 4 • 7 63 : 7 8 • 8 2) Сравнение выражений: 14 • 6 … 16 • 4 90 : 5 … 80 : 4 23 • 4 … 19 • 5 51 : 17 … 95 : 19 3) «Лабиринт» (на полях учебника). + = 74  - Сегодня на уроке мы научимся выполнять деление с остатком и записывать вычисления различными способами. | Показывают выполненную домашнюю работу. Внимательно слушают. Выполняют задания Внимательно слушают. |
III. Изучение нового материала 2. Работа по учебнику. |  - Можно ли 8 слив разложить на 2 тарелки? Давайте попробуем это сделать. - Восемь слив раскладываем на 2 тарелки.  - Сколько слив получилось в каждой тарелке? - Как можно записать эти действия?  - Теперь, попробуйте разложить 8 слив на 3 тарелки, поровну. Можно ли так сделать? Давайте попробуем.  - Что вы заметили? Поэтому больше мы поровну положить не сможем. Получается, что в каждую тарелку мы положили по 2 сливы, а 2 сливы остались у нас не на тарелочке. - Как же записать такую запись. Такая запись выполняется таким образом: 8 : 3 = 2 (ост. 2) - Прочитать эту запись можно так: - Прочитать эту запись можно так: «8 разделить на 3, получится 2 и 2 в остатке». Или: «Делимое – 8, делитель – 3, частное – 2, остаток – 1». Важно, чтобы при этом в одних случаях деление выполнялось без остатка, а в других – с остатком. - Сравнивая выполненные на доске записи, делаем вывод, что при делении одних чисел остаток получается, а при делении других – его нет (или он равен нулю). Среди данных чисел найдите числа, которые делятся на 3. 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19 - Я думаю, вам будет легко это сделать, вспомнив таблицу умножения. Назовите эти числа. - А что же с остальными числами? - Рассмотрите рисунок.  - Сколько всего кружков взяли? - Надо узнать, сколько раз по 3 содержится в 17. Что вы видите по рисунку?  -  - Рассмотрите рисунки на доске и попробуйте объяснить их.  | Один ученик выполняет у доски. - В каждой тарелке получилось по 4 сливы. - 8 : 2 = 4 Один ученик выполняет у доски. - В каждую тарелочку кладём по одной сливе, потом ещё по одной. - Осталось 2 сливы, но 3 тарелки. 12, 15, 18. - Они не делятся на 3 без остатка. - 17 кружков. -В 17 содержится 5 раз по 3, и еще остается 2. Работа у доски. |
IV. Первичное закрепление Физкультминутка | № 2 (с комментированием). - Что надо узнать? - Для этого сделаем рисунок. 7 : 3 | | 7 : 3 = 2 (ост. 1) Аналогично комментируются другие примеры. Организует проведение физкультминутки. | - Надо узнать, сколько раз по 3 содержится в 7. - По рисунку мы видим, что по 3 в 7 содержится 2 раза и еще 1 кружок остается. Выполняют упражнения согласно инструкции учителя |
V. Практическая деятельность 1. Решение задач. 2. Занимательные задачи. 3. Работа в тетради на печатной основе. | № 3. I вариант. В 1 тетради | Кол-во тетрадей | Всего листов | Одинаковое | 3 т. | 54 л. | ? | 90 л. | Решение: 1) 54 : 3 = 18 (л.) – в 1-й тетради. 2) 90 : 18 = 5 (т.) – из 90 листов. О т в е т: 5 тетрадей состоят из 90 листов. II вариант. В 1 тетради | Кол-во тетрадей | Всего листов | Одинаковое | 3 т. | 54 л. | ? | 72 л. | Решение: 1) 54 : 3 = 18 (л.) – в 1-й тетради. 2) 72 : 18 = 4 (т.) – из 72 листов. О т в е т: 4 тетради состоят из 72 листов. - При постройке забора на квадратном участке в деревне Простоквашино пес Шарик, кот Матроскин и галчонок Хватайка вкапывали столбики. С каждой стороны участка нужно вкопать по 6 столбиков. Сколько столбиков пона- добилось коту Матроскину, Шарику и Хватайке для постройки забора? - Шнур длиной 12 м разрезали на 3 равные части. Сколько разрезов пришлось для этого сделать? - У Незнайки было пять целых груш, шесть половинок да восемь четвертинок. Сколько груш было у Незнайки? - Ваня разложил камешки на столе на расстоянии 2 см один от другого. Сколько камешков разложил он на протяжении 10 см? - В рабочей тетради выполните задания № 86–87, с. 33 | Решают по вариантам. - 20 столбиков. - 2 разреза. - 10 груш. - 6 камешков. Выполняют самостоятельно задания. |