Конспект урока по математике в 1 классе в соответствии с ФГОС НОО.
(УМК «Школа России» )
Учитель: Писаренко Светлана Николаевна
Тема: «Переместительное свойство сложения»
Цели:1) повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового
знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого
учащегося;
2) развитие умения соотносить свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявлять и фиксировать во внешней речи причину затруднения;
3) вывести переместительное свойство сложения; осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
Оборудование:
- индивидуальное наборное полотно с фигурами и цифрами, веер цифр, схемы задач,
папки с памятками;
- компьютер, проектор;
- рисунки с изображением Даши и Димы, рыболовных принадлежностей;
- карточки с заданиями для работы в парах.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Чтобы хорошо учиться
Надо очень много знать,
Каждый день копилку знаний
Непременно пополнять.
2. Актуализация (повторение) знаний.
Математический диктант:
- Самое маленькое натуральное число?(1)
-Какое число на 1 больше 2-х?(3)
-Какое число на 1 меньше 6-ти?(5)
-Первое слагаемое 4, второе слагаемое 3. Найди сумму. (7)
-Продолжи закономерность: 1,3,5,7,…,…(9,11)
-Какие числа спрятались в окошках?
«Найди лишний предмет».
- У нас в гостях Катя и Вова. Они пришли к нам в класс очень сердитые, не разговаривали друг с другом. Папа позвал ребят в лес по грибы. Катя с Вовой очень обрадовались и взяли с собой эти предметы (на доске рисунки корзинок, ножа, книги). И тут же завязался спор. Катя утверждала, что один предмет здесь точно лишний, но Вова с ней не согласился.
- Ребята поможем решить этот спор? (Конечно, помирим ребят.)
- Какой предмет лишний и почему? (книга)
- Дети помирились и ушли в лес. А мы поиграем в игру «День-ночь»:
- Закройте глаза и считайте устно: 6-3+2-4+1+2+1-3=(2).
- Покажите на веере цифр ответ и срежьте грибок (за правильный ответ ученик получает грибок из бумаги).
- Пойдём и посмотрим, что происходит у Кати и Вовы.
Физминутка:
Учитель: ГОРКА (дети поднимают руки вверх),
Учитель: ЯМА (дети приседают),
Учитель: ДОРОГА (руки в стороны),
Учитель: ТРОПКА (руки перед собой). Пришли.
Создание проблемной ситуации.
- Кто может составить задачу по рисунку?
(В лесу Вова нашёл 5 грибов, а Катя 2 гриба. Сколько всего грибов нашли ребята?)
- Покажите СХЕМУ к задаче. (За правильный ответ - грибок.)
- Запишите решение задачи на наборном полотне. (Ученик у доски с решением:5+2)
- Все согласны? У кого другое решение?(2+5)
3. Постановка учебной проблемы.
- Вот и Катя с Вовой опять устроили спор. Вова утверждает, что верное решение: 5+2, а Катя что: 2+5. Кто же прав?
- Прочитаем оба решения. Как можно ещё прочитать решения? (слагаемые, сумма). - Покажи на веере значение суммы 5+2. Покажи на веере значение суммы 2+5.
- Подумайте, что произошло? (слагаемые поменялись местами)
-А можно ли так поступать в математике? Проверим!
-Итак, нам необходимо узнать, можно ли переставлять местами слагаемые.
- Что нужно провести, чтобы разобраться в этом вопросе? (Исследование)
4. Открытие нового знания.
- Можем продемонстрировать решения Кати и Вовы с помощью фигур?
- Выложите на своём индивидуальном полотне вместо 5 грибов– 5 синих треугольника, а вместо 2-х грибов – 2 красных квадратика.
- Сколько всего фигур перед вами? (7)
- Поменяйте фигуры местами.
- Изменилось количество фигур? (нет)
- Какой вывод можем сделать? ( От перестановки слагаемых сумма не изменяется)
- И ещё эксперимент: к доске выйдут 2 мальчика и 4 девочки. Сколько всего детей?(6)
- Поменяйтесь местами. Изменилось количество детей? (нет)
- Вывод?(От перестановки слагаемых сумма не изменилась)
- Какие вы можете привести свои примеры из жизни?
- Давайте откроем учебник и прочитаем правило.
- Совпадает наше открытие с правилом в учебнике? (Да)
- Кто же из ребят прав: Вова или Катя? (Оба) Удалось и этот спор нам уладить.
Физминутка
Ритмичный счёт по 2. ( В парах на счёт 1,2….хлопают в ладоши, между счётом по ладошкам соседа)
5. Первичное закрепление с проговариванием.
- Посмотрим, как можно использовать новое правило. Выполним задание, которое поможет его запомнить.
- Сравни не вычисляя.
3+2 □ 2+3 5+1 □ 6+1 4+3 □ 3+4 4+3 □ 4+2
- Какие из этих выражений описывают рисунок Вовы?
- Какие выражения легче было решить? (К большему числу прибавить меньшее.)
6. Практическая работа на новое знание.
Задание в парах на карточках с проверкой по эталону.
- Грибок нашёл тот, кто не ошибся.
- Каким правилом пользовались? (От перестановки слагаемых сумма не изменяется)
7.Повторение.
- Выполним задание.
- Ветер разбросал Катины записи. Помоги ей навести порядок , подбери к каждому выражению его значение.
7-2-3 5-2-1 6-2-2
3+1+1 2+1+3 4+1+1+1
2 4 6 5 3 7
(Примеры записывают в тетрадь.)
- Проверяем.
- Оцени свою работу. (Светофор). Грибок нашёл тот, у кого зелёный светофор.
- Решите задачу.
В корзине лежало 5 яблок. Пять ребят получили по одному яблоку, и при этом одно осталось в корзине.
- Могло ли так быть?
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
- Какое новое знание вы открыли на уроке? (От перестановки слагаемых сумма не изменяется)
- Катя и Вова благодарят вас за помощь и обещают не ссориться.
- Подсчитаем грибы.
- Вы хорошо поработали.