СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по математике в 5 классе "Доли. Обыкновенные дроби"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по математике в 5 классе "Доли. Обыкновенные дроби"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по математике в 5 классе "Доли. Обыкновенные дроби"»

Тема: Доли. Обыкновенные дроби


Цели урока:

  1. Знакомство с понятиями доли и обыкновенной дроби;

  2. Отработка навыков чтения и записи обыкновенных дробей.

Задачи:

1) обучающие

- ввести понятие доли и обыкновенной дроби, познакомить учащихся с числителем и знаменателем дроби, исторической справкой

- развивать творческие способности через решение задач

2) развивающие

- развивать у учащихся познавательный интерес посредством использования наглядных пособий (живая картинка, мультфильм, презентация)

- развивать умение работать в группах

3) воспитательные

- воспитывать у учащихся умения сравнивать, выделять закономерности, обобщать (делать выводы)

- воспитывать взаимоуважения друг к другу

- воспитывать у учащихся любовь к предмету

Тип урока: урок изучения нового материала

Контроль: взаимопроверка в парах, самооценка

Оборудование урока: презентация, раздаточный материал (карточки с тестами).


Формы, применяемые на уроке:

  1. Групповая

  2. Индивидуальная

  3. Фронтальная, с использованием ИКТ

Методы, используемые на уроке:

  1. Беседа

  2. ИКТ

  3. Игра

Структура урока:

1. Организационный момент

2. Устный счет, актуализация знаний

3. Мотивация. Объяснение нового материала

4. Первичное закрепление

5. Работа в парах (с взаимопроверкой )

6. Физическая минутка

7. Тест (с самопроверкой)

8. Домашнее задание

9. Итог урока

10. Рефлексия учебной деятельности

Ход урока


  1. Организационный момент.


  1. Устный счет, актуализация знаний


- Если вы верно найдёте значения выражений и расположите однозначные ответы в порядке убывания, то прочитаете тему сегодняшнего урока


15 х 11

24 х 3

0 х 17

125 х 8

25 х 9 х 4

520 : 10

64 : 32

51 : 17

40 x 60

1000 : 125


А

З

И

К

М

О

Л

О

Т

Д



Ответ: ДОЛИ


3. Мотивация. Объяснение нового материала

- Учитель: Кто из вас знает, что такое доля?

Приводится пример из мультфильма «Апельсин»

- Какой фрукт делили звери? (апельсин)

- Из чего он состоит? (Из долек)

- А какие дольки в апельсине? (равные)

- Значит, что такое доли? (Доли – это равные части)

- Молодцы!

- Вот мы и с вами подошли к теме нашего урока

- Открываем тетради, записываем число, классная работа, тему урока: Доли. Обыкновенные дроби


Цели урока: Знакомство с понятиями доли, обыкновенные дроби. Отработка навыков чтения и записи обыкновенных дробей

- Учитель: Если целое принято записывать натуральными числами - 1,2, 3, …

- Кто видел как записывают доли? (Дети записывают варианты на доске, потом идёт обсуждение с учителем)

Ещё раз повторим, что такое доли? (Доли – это равные части)

- В математике долю принято записывать в следующем виде

- Такая запись числа называется обыкновенной дробью.

- Учитель: Что такое дробь мы узнаем из исторической справки.


Историческая справка


В первых учебниках математики (VII в.) дроби называли долями, позднее «ломаными числами». В русском языке слово дробь появилось в VIII веке, оно происходит от глагола «дробить» — разбивать, ломать на части. При записи числа использовалась горизонтальная черта.

В старых руководствах есть следующие названия дробей на Руси: 
1/2 - половина, полтина 

1/3 – треть 

1/4 – четь 

1/6 – полтреть 

1/8 - полчеть 

1/12 –полполтреть 

1/16 - полполчеть 

1/24 – полполполтреть (малая треть) 

1/32 – полполполчеть (малая четь) 

1/5 – пятина 

1/7 - седьмина 

1/10 – десятина.

- Запись в тетрадь: - обыкновенная дробь,

Число 5 – числитель дроби. Число 11 – знаменатель дроби.



- Теперь подумайте, что нам показывает числитель? (сколько частей взяли)

- Что нам показывает знаменатель? (на сколько частей разделили)

- Запись в тетрадь: Знаменатель показывает, на сколько долей делят, а числитель – сколько таких долей взято

4. Первичное закрепление


Много с числами хлопот,
Уж такой они народ.
Ну а если встанут вряд,
То с тобой заговорят.
Ты внимательно смотри
И эти дроби все прочти.


- Прочитайте дроби, назовите числитель и знаменатель

Читают с карточек дроби :

, , , , , ,


Работа учащихся с учебником (стр. 140, № 884) (по цепочке)

- Определите, какая часть фигуры закрашена?

- Какая часть фигуры не закрашена?

- Сколько седьмых долей в целом?


5. Работа в парах (с взаимопроверкой)

- Учитель: Что означают пять колец? (Зимние олимпийские игры). Где и когда они пройдут?

- Учитель: Пять колец представляют пять частей света: Америка, Европа, Азия, Африка и Океания.

- Чтобы быть сильными, смелыми и здоровыми проведём с вами физминутку





  1. Физическая минутка: Пальчиковая гимнастика «Цветки» 


Наши алые цветки распускают лепестки, 

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет. 

Наши алые цветки закрывают лепестки, 

Головой качают, тихо засыпают. 

(Дети медленно разгибают пальцы из кулачков, покачивают кистями рук вправо-влево, медленно сжимают пальцы в кулак, покачивают кулачками вперед-назад). 


7. Тест (с самопроверкой) (Приложение)


 8. Домашнее задание: п. 23; № 925, 926, 932, повторение п. 10, 11. В математический словарь: числитель, знаменатель, дробь.



9. Итог урока


  1. Что показывает знаменатель обыкновенной дроби?

  2. Что показывает числитель обыкновенной дроби?

3) Какое из чисел больше:

а) ; б) ; в) 0 или ; г) ?

- Скажите, когда мы говорим дробь? (Барабанная дробь, охотничья дробь)

10. Рефлексия


С каким настроением я ухожу с урока? (Детям выданы разноцветные карточки: зеленый (отличное настроение), синий (хорошее), красный(плохое)) .

- Учитель: Поднимите пожалуйста карточку, которая соответствует вашему настроению на конец урока.