СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по математике в 5 классе на тему:" Понятие дроби" ( учебник С.М.Никольский)

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

План -конспект урока по математике в 5 классе по УМК С.М.Никольский на тему: " Понятие дроби" 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по математике в 5 классе на тему:" Понятие дроби" ( учебник С.М.Никольский)»

План – конспект урока 5 классе

Тема: Понятие дроби.

Цель: Ознакомить учащихся с понятием дроби, научиться определять числитель и знаменатель дроби, что показывает числитель и знаменатель дроби; понимать, что такое доля, половина, треть и четверть; уметь записывать дроби

Задачи:

  • образовательные (формирование познавательных УУД):

научить правильно читать и писать дроби , находить знаменатель и числитель, научить правильно понимать дробь;

  • воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):

умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить в паре продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность; осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы.

  • развивающие (формирование регулятивных УУД)

формулировать вопросы по теме на основе опорных (ключевых и вопросительных) слов, развивать умение, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Тип урока: Комбинированный урок

Формы работы учащихся: Фронтальная, самостоятельная, коллективная.

Планируемые результаты:

  • правильное чтение и запись обыкновенных дробей, находить половину, треть, четверть числа, часть целого выражать дробью;

  • строить отрезки и фигуры, составляющие часть от целого;

  • применение новых знаний в новой ситуации;

  • объяснение того, что показывает обыкновенная дробь.

Оборудование: Учебник, карточки с числами, разноуровневые карточки с задачам, листы самооценивания.


Технологическая карта урока:


п\п

Этап

урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время (в мин)

1

Организационный этап

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: организация своей учебной деятельности

Личностные: мотивация учения

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.


Приветствуют учителя, включаются в деловой ритм урока.


1

2

Актуализация знаний

учащихся

Познавательные: структурирование собственных знаний.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные: оценивание усваиваемого материала.

Участвуют в работе по повторению изученного материала, в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы

3

3

Постановка цели и задач урока.

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока; акцентирует внимание учащихся на значимость темы.

Записывают дату в тетрадь, определяют тему и цель урока.

3

4

Этап изучения нового материала.

Познавательные: самостоятельное решение проблемы, построение логической цепи рассуждений;

Личностные: формировать способность к эмоциональному восприятию математических рассуждении.

Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;

Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество.

Запись на доске новых понятий: доли, обыкновенная дробь, числитель, знаменатель, что они означают. Акцентирует внимание на записи и чтении обыкновенных дробей.

Учитель дает возможность обучающимся самостоятельно дать определение “дроби”,помогает изображать дроби на отрезках или фигурах.

Обучающиеся, вместе с учителем читают готовые записи дробей, определяют место нахождения числителя и знаменателя, их значения. Изображают дроби на отрезках или фигурах.

13

5

Физкультминутка


Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу.

2

6

Этап первичное осмысление и закрепление знаний.



Личностные: формирование позитивной самооценки

Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.

Выявляет качество и уровень усвоения знаний, а также устанавливает причины выявленных ошибок.

Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач.

15

7

Рефлексия (подведение итогов урока)

Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке


Подводит итоги работы учащихся и класса в целом.

Учащиеся сдают листы самооценивания.

3



Ход урока


п\п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Время (в мин)

1

Организационный этап

Цель: создать благоприятный психологический настрой на работу, мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки; осознанное, вхождение учащегося в пространство учебной деятельности, создание предпосылок для эмоционально комфортной обстановки на уроке.

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.

Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь.

-У каждого из вас на столах лежат листы самооценивания. Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. По окончанию решения каждой задачи, вы должны оценить свою работу:

"+" - справился с задачей без затруднений,

"±" - справился с задачей, но возникали сложности,

"-" - не справился с задачей.

Учащиеся слушают учителя, подписывают листы самооценивания

1

2

Актуализация знаний учащихся


Цель: Актуализация опорных знаний и способов действий.

Ребята, давайте вспомним признаки делимости чисел и выполним задание , записанное на доске. Задание выполняем по вариантам. У вас на партах лежат карточки с числами , которые записаны на доске. Ребята, сидящие на 1варианте поднимут карточки с числами, которые делятся на 2 и 3 одновременно, на 2варианте – которые делятся на 5 и 9 одновременно. Задание на доске: 243, 378, 417, 675, 956, 720.

(1вар---378 и 720; 2вар---675 и 720 ) Учитель задает вопросы по теме «Делимость натуральных чисел».


Учащиеся выполняют устно задание, поднимают карточки,сверяются с правильным ответом. Отвечают на вопросы учителя по теме «Делимость натуральных чисел». Каждый ученик фиксирует в листе самооценивания пункт «Повторение»

.

3

3

Постановка цели и задач урока.



Цель: Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими темы и целей урока.





Задание записано на доске:.

  1. 15 * 11 Т

  2. 24 * 3 И

  3. 0 * 17 И

  4. 125 * 8 О

  5. 25 * 9 * 4 Н

  6. 520 : 10 Е

  7. 64 : 32 Б

  8. 51 : 17 О

  9. 40 * 60 П

  10. 1000 : 125 Р

  11. 25*5*2 Я

  12. 540:60 Д

Если вы, верно, найдете значения выражений и расположите ответы в порядке убывания, то прочитайте тему сегодняшнего урока.

Тема нашего урока: « Понятие дроби» (записывается на доску и в тетради учащихся)

Наша цель на уроке: Познакомить с понятием доля, половина, треть, четверть, обыкновенная дробь, числитель и знаменатель дроби; научиться читать и записывать обыкновенную дробь по числителю и знаменателю


Учащиеся устно решают и определяют тему урока: Понятие дроби. Записывают дату и тему урока в тетрадь.

3

4

Этап изучение нового материала.


Цель: введение понятия обыкновенная дробь, на имеющихся знаниях из начальной школы и подведение их к самостоятельной формулировки доли и обыкновенные дроби.

У нас есть поговорка: “попал в тупик”, т.е. попал в такое положение, откуда нет выхода. У немцев аналогичная поговорка гласит: “попасть в дроби”. Она означает, что человек, попавший в “дроби”, оказался в затруднительном положении. Итак, ребята, задача нашего урока – выяснить, а смогут ли нас дроби поставить в затруднительное положение или нет. Начнём наше знакомство с просмотра отрывка из мультфильма.

(Просмотр или прослушивание ролика из мультфильма «Апельсин»)

- Какой фрукт делили звери?

- Из чего он состоит?

- А какие дольки в апельсине?

- Значит, что такое доли?

- Молодцы!

- На сколько частей надо разделить апельсин, чтобы все звери получили поровну? (на восемь)

- Какую часть получит каждый? (одну восьмую) Одна долька, помогайте, для ежа, одна долька для чижа, одна долька для утят, одна долька для котят и одна долька для бобра. А сколько долек достанется трём зверям (3 доли), а пяти? В математике долю принято записывать в виде.. 1/8, 3/8, 5/8 – Такая запись числа называется обыкновенной дробью или дробью.

-Обратимся к нашему главному помощнику – учебнику, стр 163-165

Прочитайте статью и ответьте на вопросы.


-Какое число называют рациональным?




-Как называется числа в записи дроби?

- Давайте подумаем, что показывает знаменатель, а что числитель?





- Теперь сделаем запись в тетради: Запись вида , где a и b натуральные числа, называется обыкновенной дробью. a - числитель дроби, b – знаменатель дроби, черта между ними – дробная черта













Самая известная из долей(дробей) – это, конечно, половина. Слова с приставкой “пол” можно услышать часто: полчаса, полкилометра, полведра. Разделили единицу на две равные части, получили половину. Дробь называют “половиной”.

Название дроби зависит от того, на сколько равных частей разделили единицу. Разделили на три части, получили “треть”. Дробьназывают “третью”. Если единицу разделить на 4 равные части, то получится 1\4или по-другому говорят “четверть”.


- Скажите, вы когда-нибудь слышали слово четверть?





- А сколько это минут четверть часа?

- Итак, мы познакомились с такими дробями, как: половина(1\2), треть(1\3), четверть(1\4). А как же будут называться другие дроби, если единицу разделить на пять равных частей. Неужели “пятерть”, на шесть “шестерть”? Конечно, нет. Таких смешных слов в русском языке нет. Чтобы называть дроби пользуются словами “пятая”, “шестая”. А теперь вы прочитаете дроби,записанные на доске.


- Дроби можно еще изображать на отрезках и на фигурах..

- Учащиеся вместе с учителем выполняют № 734 стр.166 учебника








-Апельсин

- из долек

-равные

Доли - это равные части


- на восемь


- одну восьмую



- 3 доли

- учащиеся записывают в тетрадь: 1/8, 3/8, 5/8 – обыкновенные дроби

-учащиеся читают и отвечают на вопросы учителя:

-Число,которое можно записать в виде p/q,где p и q-натуральные числа называют рациональным числом.

-Числитель и знаменатель

- Знаменатель показывает на сколько долей делят, а числитель- сколько таких долей взято


- Запись вида , где a и b натуральные числа, называется обыкновенной дробью. a - числитель дроби, b – знаменатель дроби, черта между ними – дробная черта










- Учащиеся предлагают свои варианты ответов, потом обсуждают вместе с учителем.


-Да, четверть часа, учебная четверть

- 15 минут

- Записывают в тетради дроби и их названия: половина(1\2), треть(1\3), четверть(1\4)


-Читают дроби .



- Учащиеся выполняют в тетрадях, а учитель на доске.

13

5

Физкультминутка

Цель: сменить вид деятельности.

- Давайте немного отдохнем. Но отдохнем с умом.

Поработали не плохо, пора немного отдохнуть.

Одолела нас дремота,

Шевельнуться неохота

Ну-ка делайте со мною

Упражнение такое:

Раз – поднялись, потянулись,

Два – нагнулись, разогнулись,

Три – в ладоши три хлопка

Головою три кивка.

А четыре снова сели

Взяли ручки, поглядели.


Учащиеся поднимаются с мест, повторяют действия за учителем.

2

6

Этап первичное осмысление и закрепление знаний.


Цель: мотивировать учащихся к деятельности; контролировать выполнения заданий

- Ребята по учебнику находим № 728 устно, №729 устно, № 735 устно, № 736 в тетрадях .



- А теперь оцените свою работу.


Математический диктант.(учитель выводит одного учащегося к доске)

- Запишите дроби: 2\5; 3\4; 7\12; 5\13; 4\21; 1\2; 1\4; 1\3, 2\4, 3\6.

-Запишите дробь, которую называют половиной, четвертью, третью.

-Подумайте, нет ли здесь еще одной дроби, которая обозначает половину?

Оцените свою работу.

Вы, молодцы! Я уверена, что вы также хорошо справитесь со следующим заданием.

- Индивидуальные карточки.

Уровень «3»

  1. Какая часть фигуры закрашена?

  1. Решите задачу: В коробке лежат 12 мячей. Из них 7 мячей зелёного цвета. Какую часть всех мячей составляют мячи зелёного цвета?



Уровень «4»

  1. Какая часть фигуры закрашена?

  1. Решите задачу: На выставке представлено 12 телевизоров. Среди них 11 цветных. Какая часть представленных на выставке телевизоров черно белые?


Уровень «5»

  1. В книге 160 страниц. Вика прочитала 1\2 часть всей книги. Сколько страниц осталось прочесть.

  2. Решите задачу: Завод получил 120 новых станков. В первом цехе установили  полученных станков. Сколько новых станков установили в первом цехе?

Готовый ответ учитель показывает на доске


- Учащиеся решают задачу в тетрадях, один ученик по желанию выходит к доске.


Самооценка учащихся.


Самостоятельно пишут диктант, самопроверка, самооценка.

Отвечают на вопросы.






По карточкам решают задачу, проверяют по готовому ответу, оценивают себя.

15

7

Рефлексия (подведение итогов урока)

Цель: оценить результаты собственной деятельности

Оцените себя. Теперь давайте подведем итог. Подсчитайте количество «+»:

За 5 «+» ставим себе «5»

За 4 «+» ставим себе «4»

За 3 «+» ставим себе «3»

Сегодня на уроке мы выполняли разные задания, но везде встречались обыкновенные дроби!

- Кто узнал на уроке что-то нового для себя?

- Что понравилось на уроке, а что нет?

- Мнения ребят, кто лучше всех работал на уроке?

- Сдайте карточки самооценивания

Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои впечатления, сдают листы самооценивания.

2

Вид школьной доски:




243, 378, 417, 675, 956, 720.


1вариант -- числа, которые делятся и на 2 и 3


2вариант-- числа, которые делятся и на 5 и 9




  1. 15 * 11 Т

  2. 24 * 3 И

  3. 0 * 17 И

  4. 125 * 8 О

  5. 25 * 9 * 4 Н

  6. 520 : 10 Е

  7. 64 : 32 Б

  8. 51 : 17 О

  9. 40 * 60 П

  10. 1000 : 125 Р

  11. 25*5*2 Я

  12. 540:60 Д





1/8;2/5; 3/16; 1/10; 7/ 20; 36/49; 84/156 ; 208/300; 6/75;






Математический диктант.

- Записаны дроби: 2\5; 3\4; 7\12; 5\13; 4\21; 1\2; 1\4; 1\3, 2\4, 3\6.


-половина 1\2; треть 1\3; четверть 1\4


- 2\4, 3\6




Индивидуальные карточки.

Уровень «3»

1. 1\6; 2\5; 3\8 2. 7\12

Уровень «4»

1. 3\5; 3\6; 6\12 2. 1\12

Уровень «5»

1. 80 страниц 2. 48 станков


Лист самооценивания

Этап урока

Самооценка

«Повторение»


Устная работа(определение темы урока)


№ 736



Математический диктант



Индивидуальные карточки