Конспект урока в 5классе.
Учитель: Храброва Екатерина Викторовна
Тема: «Танграм».
Цели:
Обучающие:
получить новые знания, информацию об игре «Танграм»;
научится визуально разбивать целый объект на части и наоборот составлять из элементов заданную модель;
Развивающие:
использование для достижения поставленной задачи уже полученные знания;
развивать наглядное воображение, логического мышления и внимательности;
активизировать мыслительную деятельность школьников, наблюдательность;
Воспитательные:
воспитание настойчивости и терпения при выполнении заданий;
воспитывать познавательный интерес; самостоятельность;
воспитание личности с нестандартным мышлением.
Планируемые результаты:
личностные: усилить развитие логического мышления и пространственных представлений учащихся; умение понимать смысл поставленной задачи, ясно и четко излагать свои мысли в устной речи; самооценка результатов деятельности; формирование начальных элементов конструкторского мышления;
метапредметные: умение выделять главное, анализировать, синтезировать, обобщать, сравнивать;
предметные: представление об игре «Танграм».
Хорошее воображение – это качество,
необходимое в равной мере
и математику, и поэту.
Ход урока:
Организационный момент.
Ребята, сегодня на уроке мы будет открывать что-то новое для себя. Тема нашего урока «Танграм»
Повторение.
Начнем мы наш урок с того, что вспомнил геометрические фигуры, которые вы знаете?
Ответ: треугольник, квадрат, прямоугольник.
Рассмотрим квадрат, из каких геометрических фигур он состоит?
Какой треугольник называется прямоугольным, равнобедренным?
Дайте определение квадрату.
Второй четырехугольник называется – параллелограмм (его противоположные стороны параллельны)
Изучение нового материала.
Так что же такое Танграм? Сейчас мы с вами перенесемся в Китай и узнаем, откуда вообще появилось это слово.
Сообщения учеников.
Название «Танграм» (Ученик 1)
Местом, где была изобретена игра, является Китай.
Слово танграм – европейское, «тань» - в переводе с китайского означает китаец, а «грамма» - с греческого – буква. В самом Китае головоломку называют «чи тао ту» (хитроумный узор из семи частей).
В книге «Китайский философский и математический транграм» (1817 г.) слово транграм трактуется, как старинное английское слово, обозначающие игрушка - головоломка.
Танграм (от китайского «семь дощечек мастерства») — головоломка, состоящая из семи танов (плоских геометрических фигур), полученных делением квадрата на семь частей – 2 больших, 2 маленьких и 1 средний треугольник, 1 малый квадрат и параллелограмм, которые складывают определённым образом для получения другой, более сложной, фигуры (изображающей человека, животное, предмет домашнего обихода, букву или цифру и т. д.).
2. Мифы о создании игры «Танграм».
Более 4000 тысяч лет назад у одного человека из рук выпала фарфоровая плитка и разбилась на семь частей. Расстроенный, он в спешке старался ее сложить, но каждый раз получал все новые интересные изображения. Это занятие оказалось настолько увлекательным, что впоследствии квадрат, составленный из семи геометрических фигур, назвали Доской Мудрости.
Появление этой китайской головоломки связано с красивой легендой. Почти две с половиной тысячи лет тому назад у немолодого императора Китая родился долгожданный сын и наследник. Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным не по летам. Одно беспокоило старого императора: его сын, будущий властелин огромной страны, не хотел учиться. Мальчику доставляло большее удовольствие целый день забавляться игрушками. Император призвал к себе трех мудрецов, один из которых был известен как математик, другой прославился как художник, а третий был знаменитым философом, и повелел им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. Три мудреца придумали "Ши-Чао-Тю"- квадрат, разрезанный на семь частей.
«В записках покойного профессора Челленора, попавших в руки автора, — утверждал Лойд, — имеются сведения о том, что семь книг о танграмах, каждая из которых насчитывает ровно тысячу фигур, были составлены в Китае более 4000 лет назад. Эти книги ныне стали столь большой редкостью, что за те сорок лет, которые профессор Челленор провел в Китае, ему лишь раз удалось видеть первое издание первого из семи томов (сохранившихся полностью) и несколько разрозненных фрагмента второго тома». Согласно легенде Лойда, Тан был легендарным китайским мудрецом, которому его соотечественники поклонялись как божеству. Фигуры в своих семи книгах он расположил в соответствии с семью стадиями в эволюции Земли.
Правила игры «Танграм»:
В каждую собранную фигуру должны входить все семь элементов.
При составлении фигур элементы не должны налегать друг на друга.
Элементы фигур должны примыкать один к другому.
Начинать нужно с того, чтобы найти место самого большого треугольника.
Закрепление изученного материала.
У каждого на парте лежит конверт, открываем конверт и вынимаем из него фигуры. Проверяем содержимое конверта, все ли фигуры на месте (учащиеся ищут и поднимают фигуру вверх):
Два больших треугольника .
Один средний треугольник.
Два маленьких треугольника.
Один квадрат.
Параллелограмм.
Задание 1: Сложите из двух больших треугольников квадрат, параллелограмм, большой треугольник.
Итак, складывая фигуры по-разному, мы получаем новые контуры.
Задание 2: Сложите фигуры по заданному примеру.

Задание 3(работа в группах): Воссоздать фигуру по образцу.
Группа 1


Группа 2

Группа 3

Группа 4

Домашнее задание
Придумать фигурку Танграма, дать ей название, расположить на листе А4 и приклеить.
Итоги урока.
Рефлексия.
Что интересного было на уроке?
А где в жизни могут пригодиться нам навыки, приобретенные сегодня на уроке?
Понравился ли урок?
Ребята оценивают свою работу и работу в группах.