Тема урока Охранять природу- значит охранять жизнь
Особое назначение темы: приучение учащихся к анализу собственного экологического поведения. Правила экологической морали напрямую обращены к личности учащегося, призывают к личной ответственности, конкретным поступкам.
Задачи урока
- Формировать у учащихся основы экологической культуры, осознанию личной ответственности за состояние окружающей среды, мотивировать на посильное участие в её сохранении и улучшении.
- Совершенствовать у учащихся умения руководствоваться нормами экологической морали в повседневной жизни.
- Развивать у учащихся следующе универсальные учебные действия: смысловое чтение; восприятие художественного текста, умение передавать его содержание; умение участвовать в коллективном обсуждении.
Оборудование урока Мультимедиапроектор, компьютер
Ход урока:
Учитель читает стихотворение
Хоть трава не расти
Всё меньше нетронутых мест на планете.
По тундре разлиты озёра из нефти.
И вихри враждебные вьются из труб...
Живая природа – уже полутруп.
Поставил её человек на колени.
Всё дальше на север уходят олени...
Мы денег побольше хотим огрести.
А что после нас?
ХОТЬ ТРАВА НЕ РАСТИ.
(А. Усачёв)
Вопрос: Подумайте о чем сегодня на уроке пойдет речь и предложите как можно сформулировать тему урока?
Обучающиеся отвечают на вопрос и предлагают варианты названия темы урока. Выслушав ответы учитель (при необходимости) формулирует тему урока «Охранять природу- значит охранять жизнь.»
Проверка домашнего задания (самостоятельная письменная работа).

План изучения нового материала
1.Что значит относиться к природе по-человечески.
2.Тяжёлые последствия безответственности.
3.Экологическая мораль.
Изучение первого пункта плана поможет школьникам ответить на вопрос о том, что значит относиться к природе по-человечески. Учитель рассказывает о жизни семьи учёных-биологов Пажетновых и организует обсуждение по вопросам, предложенным в учебнике (с. 133). Далее можно поставить более сложную задачу: постарайтесь объяснить, что же побуждает учёных вести столь непростой образ жизни. Учащихся необходимо подвести к мысли о том, что учёные руководствуются глубоким внутренним, моральным чувством, которое называется ответственностью. Учитель предлагает классу нарисовать словесный портрет ответственного человека. В ходе обсуждения следует помочь школьникам указать наиболее важные черты такого человека
Изучение второго пункта плана используем дополнительный материал, который поможет учащимся выполнить задание.



- Сформулируйте вывод об отношении человека к природе и в чем опасность такого отношения?
Изучение третьего пункта плана используем дополнительный материал, который поможет учащимся выполнить задание.
Задание: Сформулируйте экологические правила отношения человека к природе.


Завершая урок, учитель знакомит школьников с личностью и идеями Альберта Швейцера в рубрике «Жил на свете человек». Если позволит время, желательно прочитать рассказ вслух. Заключительная беседа проводится на основе вопросов к рубрике.
Домашнее задание: задания рубрики «В классе и до-ма» (на выбор учащихся). Учитель может подчеркнуть, что задания 3—6 носят практический характер. Важно стимулировать стремление ребят выполнять их не формально, а проявлять инициативу и ответственность.