Открытый урок по обществознанию 9 класс
Тема урока: Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой информации средствами критического мышления.
Цели урока:
Предметные – познакомитьcя с юридическими документами, обеспечивающими Международно – правовую защиту жертв вооруженных конфликтов и выявить способы регулирования поведения участников и жертв вооруженного конфликта с помощью норм МГП
Личностные – обучающиеся получат возможность высказывать свое отношения к войне как способу разрешения международных противоречий, развивать такие общественнозначимых качества личности, как сострадание, уважение к человеческому достоинству.
Метапредметные:
Регулятивные – Анализировать условия достижения цели на основе выделенных ориентиров действия в новом учебном материале.
Познавательные – Находить информацию и структурировать ее на примере работы с источниками МГП; анализировать события и выстраивать причинно – следственные связи
Коммуникативные – Развивать монологическую и диалогическую речь; ставить и адресовать вопросы, работать во взаимодействии.
Достижение поставленных целей предполагает решение следующих задач:
- привести примеры из курса истории, материалов СМИ, свидетельствующие о жестокости войн;
- подобрать исторические факты ведения военных действий в различные периоды мировой или отечественной истории и определить гуманные правила поведения участников вооруженных конфликтов;
- сформулировать основополагающие принципы и МГП;
- организовать решение проблемного задания путем исследования источников МГП.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Используемая технология: технология развития критического мышления.
Методы, используемые на уроке: Объяснительно–иллюстративный, частично – поисковый, репродуктивный
Форма организации деятельности: индивидуальная, парная работа, фронтальная
Оборудование: компьютер, извлечения Женевских конвенций 1949 года, два дополнительных протокола от 1977 года, раздаточный материал, презентация “Международное гуманитарное право”.
Основные понятия:
Международное гуманитарное право;
Жертвы вооруженного конфликта;
Лица, непосредственно не участвующие в военных действиях;
Лица, прекратившие принимать участие в военных действиях.
План урока.
Жестокое лицо войны.
Сущность международного гуманитарного права.
Основные положения источников международного гуманитарного права.
Ответственность за нарушения международного гуманитарного права.
«Теперь, когда мы умеем летать по небу, как птицы,
плавать по воде, как рыбы, нам осталось
одно – научиться жить на Земле, как люди».
Б. Шоу
1. Актуализация (5 мин)
Ребята, у нас в школе проходит предметная неделя истории. Скажите, какое главное событие, проходит в рамках этой недели? Вы согласны со мной, что День Победы это главный праздник в нашей стране? А почему?
Еслиб вы были художниками какие цвета вы бы использовали чтобы раскрасить войну? Какие цвета являются доминирующими? Какие слова наиболее точно отражают сущность войны? (данные слова записать на доске).
Войны происходят на протяжении всей истории человечества. За последние 50 лет, как подсчитали ученые, было около 14 тысяч воин, в которых погибло около 5 млрд. человек. В 20 веке в двух мировых войнах погибло около 90 млн. человек.
Самой страшной войной в истории человечества стала Вторая мировая война. В ходе нее было убито около 90 млн. человек. Из низ 24 437 785 потери военнослужащих и 46 733 062 потери мирного населения.
Какой вывод мы можем сделать на основе этих данных? (необходимость уменьшить число жертв мирного населения).
Видео (2 мин). Небольшой видеосюжет из фильма "Иди и смотри" 22 марта 1943 г. Белорусская деревня Хатынь была выжжена немцами до тла. Накануне под Хатынью произошло столкновение отряда партизан с отрядом СС, двое эсэсовцев погибли, в ответ за это немцы решили уничтожить всю деревню. Всего немцами было выжжено 146 белорусских деревень.
Какое впечатление у вас вызвал этот видеосюжет?
Как бы вы чувствовали себя в условиях войны? Можно ли оправдать действия немцев?
Как можно защищать людей в таких ситуациях?
Как вы думаете, какой будет тема нашего урока?
Тема урока: Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.
Переход ко 2-у вопросу: Работа учащихся с высказываниями античных мыслителей:
«Война – зло; её ведут с помощью больших несправедливостей и насилия, но для честных людей и на войне существуют законы».
Плутарх
«Когда гремит оружие, законы молчат».
Цицерон
Вопрос учащимся: Какое из высказываний более соответствует современным представлениям о войне и законах? Почему?
Вопрос к учащимся: Как вы считаете, совместимы ли такие понятия как «право» и «война»? (Ведь цель закона – установление порядка, а цель войны – разрушение порядка.) – разные мнения, «На войне, как на войне».
Управление ситуацией вооружённого конфликта с помощью правовых норм выгодно ли обеим противоборствующим сторонам? Почему? (раненые, военнопленные, мирное население, оказавшееся на оккупированной территории). Что является наиболее разумным: надеяться на случайное проявление милосердия или быть уверенным, что всем, кто нуждается в помощи, она будет оказана и предоставлена защита на основании законов, исполнение которых обязательно?
Определение понятия МГП
Международное гуманитарное право


Защищает лиц, прекративших принимать участие в военных действиях (раненых, больных, военнопленных).
Представляет защиту лицам, не принимавшим непосредственное участие в военных действиях (гражданское население, медицинский и духовный персонал).
Запрещает принятие средств и методов ведения военных действий, которые причиняют излишние повреждения или страдания, не позволяют проводить различия между гражданскими и военными людьми и объектами, наносят серьезный ущерб природной среде.
Защищает объекты, которые не служат непосредственно военным целям (жилые дома, школы, храмы и т.д.)
Вопросы учащимся по схеме:
Кого и что защищает международное гуманитарное право? (по первым трём блокам)
Какое ограничение оно налагает в отношении оружия и методов ведения войны?
Почему эта отрасль права получили именно такое название – международное гуманитарное право?
Понятие «гуманитарный» - обращённый к человеческой личности, к правам и интересам человека.
Это понятие соединяет в себе правовые и нравственные начала, ориентированно на нравственные нормы и ценности, на сострадание, милосердие, помощь, защиту. Оно содействует пониманию ценности жизни каждого человека.
В чём же характерные черты или основные принципы МГП?
а) Обращение с лицами, оказавшимися во власти неприятеля должно быть гуманным.
б) Во время вооружённого конфликта ограничивается выбор методов и средств причинения ущерба противнику.
Вывод: Им будет определение понятия.
(Учащиеся сами формулируют и записывают: МГП – это самостоятельная отрасль международного права, которая представляет собой совокупность правовых норм, основанных на принципах гуманности и направленных на ограничение последствий вооружённых конфликтов.)
Учитель: В настоящее время нормы МГП отражены более чем в 80 международных соглашениях. Мы сегодня познакомимся с основным источникам международного гуманитарного права. К ним относятся четыре Женевские конвенции 1949 г. и два Дополнительных протокола 1977 г. Замечу, что почти все страны мира являются участниками Женевских конвенций. СССР присоединился к Женевским конвенциям в 1954 г. и к Дополнительным протоколам в 1989 г. Россия стала правопреемницей СССР в отношении этих договоров. В соответствии с Конституцией Российской Федерации (статьи 15 часть 4) нормы международного права и международные договоры России являются частью ее правовой системы.
1949 г. Четыре Женевских конвенции от 12 августа 1949 г.:
- об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях;
- об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушения, из состава вооруженных сил на море;
- об обращении с военнопленными;
- о защите гражданского населения во время войны.
1977 г. Два Дополнительных протокола к Женевским конвенциям 1949 г., касающихся защиты жертв международных вооруженных конфликтов и касающихся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера (в пределах одного государства).
Переход к 3-у вопросу.
Учитель: А сейчас мы будем работать с источниками. Работа будет в паре. Каждой паре предлагается проанализировать свою часть международных документов и ответить на несколько вопросов.
(работа в парах, обсуждение ответов на вопросы)
Переход к 4-у вопросу.
Ответственность за нарушения норм международного гуманитарного права.
Вопросы по значению МГП:
Что защищает МГП?
Что может ограничивать МГП?
Каковы обязанности стран – участниц Женевских конвенций?
Как связано МГП с деятельностью МККК?
Значение МГП.
МГП защищает жизнь и достоинства человека в условиях войны.
МГП устанавливает нормы, которые или абсолютно запрещает некоторые действия воюющих сторон, или ограничивает ряд действий, которые диктуются военной необходимостью.
Страны, участники Женевских конвенций, обязаны обеспечить уголовные наказания для лиц, совершивших серьезные нарушения МГП.
МГП является юридической базой деятельности Международного комитета Красного креста (МККК), который оказывает большую помощь жертвам вооружённых конфликтов.
Тест
Учитель: Итак, человечество вступило в третье тысячелетие, но к сожалению, оно не избавилось от вооружённых конфликтов.
За несоблюдение положений МГП следует нести ответственность, как на государственном, так и на Международном уровне. Это предусматривают Женевские конвенции 1949 года. А военные преступники 2-й мировой войны не собирались отвечать за зверства и жестокости в отношении мирного населения.
6 и 9 августа 1945 года на японские города Хиросиму и Нагасаки были сброшены американские атомные бомбы. Последствия ядерных взрывов напоминают о себе и сейчас.
В 1962 году произошел случай в одном из госпиталей Токио. Девочка, получившая облучение после атомного взрыва, была очень больна. Согласно древнему японскому обычаю тот, кто сделает 1000-чу бумажных журавликов, излечится от любой болезни.
Девочка начала делать журавликов. Когда об этом узнали дети Японии, а затем и дети всего мира, они стали слать маленькой японке бумажных птиц. Их было намного больше тысячи, но ничто уже не могло спасти девочку.
Можно ли войну сравнить с болезнью? Ее можно вылечить? Как вы думаете, могут ли реально нормы МГП изменить отношения людей к войне? Что для это необходимо?
Давайте сделаем бумажных журавликов, как символ надежды, что мир, когда-нибудь излечиться от этой болезни (делают журавликов- дарят гостям)У народного поэта Расула Гамзатова есть такие строки.
В Хиросиме этой сказке верят:
Выживает из больных людей
Тот, кто сделает, по крайней мере,
1000-чу бумажных журавлей.
Мир больной! Возьми бумаги тонкой,
Думай о бумажных журавлях.
Не погибни, словно та японка
С предпоследним журавлем в руках.
Подсчитываем баллы, сдаем рабочие листы на проверку, выставляем оценки
Работаем с рабочим листом, заполняет каждый.
Проверяем тест
1.Выделите 4 вида деятельности на уроке, в котором вы принимали участие
2.Что было интересным?
3.Что нового узнали?
4.Какова практическая значимость данного урока?