СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по обществознанию на тему: "Правонарушения и юридическая ответственность". 9 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по обществознанию на тему: "Правонарушения и юридическая ответственность". 9 класс

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по обществознанию на тему: "Правонарушения и юридическая ответственность". 9 класс»

Обществознание, 9 класс

Тема: Правонарушения и юридическая ответственность.

«Незнание закона не освобождает от ответственности».

Цель: Расширить представления учащихся о нормах российского законодательства, через работу с юридическими источниками и рассмотрение правовых ситуаций.

Задачи урока: Образовательные: сформировать знания и представления о правонарушении и видах юридической ответственности; Развивающие: развивать умения и навыки учащихся работать в группе, работать с документом, с текстом учебника, получения и анализа информации, делать выводы, умения применять полученные знания при решении учебных ситуационных задач; Воспитательные: способствовать воспитанию у учащихся правового самосознания, уважения к правовым нормам.

Планируемые результаты: Учащиеся должны знать: основные термины по теме, распознавать их в различном контексте и правильно использовать в устной и письменной речи; содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения, характерные черты и признаки правонарушений. Уметь: различать виды правонарушений и юридической ответственности, оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм; решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, осуществлять поиск социальной информации по теме урока, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Понятия: правонарушение, проступок, преступление, юридическая ответственность

Оборудование: ноутбук, проектор, интерактивная доска, презентация, учебник «Обществознание», 9 класс под ред. Боголюбова Л.Н.. М.: «Просвещение», 2014г.,Уголовный кодекс РФ, Административный кодекс РФ, раздаточные материалы.

Используемые на уроке образовательные технологии : технология проблемного обучения, информационно-коммуникативная технология, технология критического мышления, личностно-ориентированное обучение, работа в группах, метод кластера.

Тип урока: урок изучения нового материала

Ход урока

1. Организационный момент. Здравствуйте, ребята. Сегодня мы продолжим изучение правовой сферы жизни общества. Я надеюсь, что наше общение сегодня будет не только полезным, но и интересным. Итак, начинаем наш урок. 2. Актуализация опорных знаний и умений учащихся. Учитель: «Почему люди совершают преступления?» Каждый человек способен сделать свой выбор в жизни: идти честным путем, зарабатывая необходимые деньги, отказывая себе во многих удовольствиях и желаниях, или вступить на путь преступления в поисках легкой наживы. Всем известно, что воровать, грабить, оскорблять, драться - плохо. И тем на менее преступления не прекращаются. Как вы думаете, почему? Предположения ребят….

Как вы думаете, ребята, о чём мы с вами сегодня будем говорить? Предположения ребят… Учитель: «Сегодня мы изучаем новую тему» – Правонарушения и юридическая ответственность. Слайд 1. Записываем её в тетрадях. Как вы думаете, на какие вопросы мы должны ответить, каковы задачи нашего урока. Наша цель на уроке – охарактеризовать понятие “правонарушение” и объяснить его связь с понятием “юридическая ответственность”.

Постановка проблемного вопроса: варианты учащихся, с помощью учителя – формулировка: «Древнеримское юридическое изречение гласит: “Где есть правонарушение, там есть и возмездие”. К концу урока нам нужно ответить на следующий вопрос: почему именно государство устанавливает наказание за совершение правонарушения? Слайд 2.

3.Изучение нового материала

План изучения нового материала: слайд 3 1) Правонарушение и его признаки. 2) Виды правонарушений. 3) Юридическая ответственность. 4) Виды юридической ответственности. 5) Презумпция невиновности.

1) Правонарушение и его признаки. Учитель: Для начала дадим определение понятию “правонарушение”. Ответы учащихся. Учитель: «Правильно. Но это слишком общее определение. Выделим признаки и свойства правонарушения. Для этого мы откроем учебник» (стр. 80-81). Работа с текстом учебника, составление схемы в тетради- метод кластера . В схеме мы указываем главный признак понятия «правонарушение», которым будет являться имя существительное, и свойства, выражаемые чаще всего именами прилагательными. Итак, в течение трёх минут мы ищем в тексте один главный признак и несколько свойств и отмечаем их в самом тексте следующим образом: признак – с помощью квадрата, свойства – с помощью кружков. После этого мы проверяем результаты вашей работы и заносим их в схему (приложение 1). Слайд 4.

А). Противоправное поведение (деяния) человека, которое выражается в действии или бездействии. Как вы понимаете противоправное поведение? (Не может быть правонарушения, если не нарушены правовые нормы). Так, если в законе нет нормы, обязывающей людей здороваться при встрече, то несоблюдение этого правила, хотя и будет невежливостью, правонарушением не считается. Приведите примеры действия и бездействия, нарушающие нормы права. Примерные ответы: Примером действия может служить: -превышение скорости автомобиля, которое привело к аварии; - нанесение телесных повреждений. Бездействие- это тоже деяние, это неисполнение к.-л. действия, например,- неуплата налогов; - неуплата за проезд в общественном транспорте.

Б). Общественная опасность (вредность). Совершение правонарушения причиняет вред другим людям или всему обществу.

В). Виновность, т.е. деяние, предполагающее наличие вины. Вина- это психическое отношение правонарушителя к собственному поведению и его результатам. Вина связана с тем, есть ли у человека желание совершить правонарушение или нет, осознанно ли он совершал деяние, как он относится к наступившим последствиям. Рассмотрим ситуации и определим виновность человека: Гражданин Ревякин В., ограбил прохожего. Туристы оставили костер в лесу, в результате которого случился пожар.

Определите можно ли граждан, совершавших деяния считать виновными?

В первом случае гражданин Ревякин явно хотел наступления отрицательных последствий своего деяния, а во втором - нет. Таким образом, вина может быть выражена в различных формах: (запись в тетрадь). Формы вины: а) умысел, б) неосторожность.

Учитель: «Теперь проверим результаты вашей работы». Демонстрация готовой схемы в презентации (слайд 5). Учащиеся сравнивают найденные ими признак и свойства с образцом. Учитель: « Теперь давайте составим из этих признаков определение понятия правонарушение. Какое определение вы могли бы дать?».

Учитель формулирует определения понятия : Правонарушение – это виновное противоправное общественно опасное деяние дееспособного лица. Слайд 6. Теперь запишем данное определение.

2) Виды правонарушений. По степени общественной опасности правонарушения можно разделить на виды:  преступление и  проступок. Слайд 6.

Дайте определения понятиям проступок и преступления. Проступок – это правонарушение, которое отличается малой степенью общественного вреда.  Слайд 7. Преступление – это правонарушение, которое отличается высокой степенью общественного вреда. Слайд 8. Слова учителя: «Обратимся к ситуациям, иллюстрирующим на практике примеры проступка и преступления. Ваша задача – определить, где указывается проступок, а где преступление». Слайд 9.

Учитель: «Каково твоё деяние, таково и воздаяние» (слайды 10-11), - говорили древние. Как вы думаете, что они имели в виду?».

3). Юридическая ответственность — это применение мер государственного принуждения к виновному лицу за совершение противоправного деяния. Слайд 12. Как вы думаете, от чего зависит строгость наказания? Ответы учащихся. 4). Виды юридической ответственности. Поскольку наказание бывает разным, значит и ответственность делится на несколько видов.

Работа в группах. Учащиеся делятся на пять групп, каждой из которых будет дано задание – рассмотреть на основе текста (раздаточный материал 1) определённый вид юридической ответственности. Результаты своей деятельности члены групп должны представить в виде таблицы, шаблон которой лежит у каждой группы на парте (раздаточный материал 2). Слайд 13. В шаблоне таблицы они отмечают название вида ответственности, характеристику и наказание, устанавливаемое в соответствии с данным видом ответственности. Каждая группа в течение пяти минут изучает текст и заполняет таблицу по своему виду юридической ответственности, а также выбирает эксперта, который ознакомит членов других групп с результатами их работы. В процессе выступления эксперта из одной группы учащиеся, члены других групп, заполняют общую таблицу на основе информации, даваемой экспертом. Задача эксперта – дать ответ строго на основе плана, чтобы информация могла быть сразу записана в таблицу.

Сравнение учениками данных своих таблиц с таблицей учителя ( приложение 2). Слайд 14.



 Таким образом, уголовная ответственность наступает за совершение не любого правонарушения, а только преступления. Частично уголовная ответственность наступает с 14 лет, в полном объеме – с 16 лет. Административная – с 16 лет,  дисциплинарная – с 14 – 16 лет, гражданская – с 14-16 лет частичная, с 18 лет – полная ( приложение 3).



5). Презумпция невиновности. Работа с текстом учебника ( стр. 86.). Слайд 15.

4. Закрепление изученного материала.

Выполнение задания №2 рубрики в классе и дома (устно, стр. 86-87 учебника).

Решение проблемного вопроса: Давайте теперь попробуем ответить на вопрос, вынесенный в начале урока. О какой роли государства говорит она? Что представляет собой правонарушения для общества? Слайд 16

Ответ учеников: «Государство обеспечивает исполнение права. Правонарушение представляет собой общественную опасность. Поэтому государство устанавливает специальные наказания в связи с общественной опасностью правонарушений».


5. Рефлексия. Подведение итогов. Слайд 17 Сейчас по желанию высказываемся о нашем сегодняшнем уроке одним предложением выбирая фразы:

Сегодня я узнал… Было интересно… Меня удивило… Теперь я могу…

Выставление учителем оценок за работу на уроке.

6. Домашнее задание: параграф 10, прочитать и проработать, знать значение терминов по теме. Слайд 18.




















Раздаточный материал 1


1 группа

Уголовная ответственность – это наказание за состав преступления, предусмотренный действующим уголовным законом. Уголовное наказание назначается только по приговору суда. Действующий УК РФ (ст. 44) предусматривает следующие виды наказаний: конфискация имущества; ограничение свободы; арест; лишение свободы на определенный срок; пожизненное лишение свободы; смертная казнь.

При назначении наказания судом учитываются характер и степень общественной опасности преступления и личности виновного, в том числе обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание, а также влияние назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи.


2 группа

Административная ответственность – это предусмотренное административным законодательством административное взыскание за нарушение в сфере государственного управления.

За совершение административных правонарушений могут применяться следующие виды административных взысканий: предупреждение; штраф; исправительные работы; административный арест.

Юридическая ответственность за административные правонарушения устанавливается соответствующими компетентными государственными органами и должностными лицами (судами, административными комиссиями, органами внутренних дел, таможенной службы, санитарного надзора и т.д.).


3 группа

Дисциплинарная ответственность – это дисциплинарное взыскание за нарушение в сфере служебных отношений.

Видами дисциплинарных взысканий являются замечание, выговор, строгий выговор, увольнение и т.д.

До применения дисциплинарного взыскания от работника должно быть затребовано письменное объяснение. Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно за обнаружением проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения и не позднее шести месяцев со дня его совершения.

Дисциплинарная ответственность налагается администрацией предприятия и учреждения либо руководством соответствующего государственного органа, в котором работает лицо, совершившее дисциплинарное правонарушение.



















Раздаточный материал 1




4 группа

Гражданская ответственность – это юридическая ответственность за правонарушение в сфере имущественных отношений.

Видами гражданско-правовой ответственности являются: возмещение убытков (реального ущерба и упущенной выгоды); взыскание неустойки; компенсация морального вреда; прекращение или изменение правоотношения и т.д.

Применение этих видов юридической ответственности за гражданские правонарушения осуществляется в соответствии с подведомственностью дел, установленной гражданским процессуальным законодательством, судом общей юрисдикции, арбитражным судом или третейским судом.




5 группа

Трудовое законодательство предусматривает материальную ответственность работника за ущерб, причиненный по его вине предприятию, учреждению, организации. Такая материальная ответственность представляет собой возмещение ущерба и может быть ограниченной (определенной частью заработка работника) или в ряде случаев – полной (в полном размере ущерба).

Возмещение ущерба работниками в размере, не превышающем среднего месячного заработка, производится по распоряжению администрации предприятия, учреждения, организации. При несогласии работника с решением администрации, а также в случае, если размер ущерба превышает среднемесячный заработок, вопрос о материальной ответственности решается в судебном порядке».




























Раздаточный материал 2


Виды юридической ответственности

Характеристика

Наказание





Приложение 1 (слайд 4)


ПРАВОНАРУШЕНИЕ – деяние (действие / бездействие)

Виновное противоправное общественно опасное дееспособного лица



Приложение 2 (слайд 14)


Виды юридической ответственности

Характеристика

Наказание

Уголовная

За преступление

Конфискация имущества; ограничение свободы; арест; лишение свободы на определенный срок; пожизненное лишение свободы; смертная казнь

Административная

За нарушение в сферах государственного управления и общественного порядка

Предупреждение; штраф; исправительные работы; административный арест

Дисциплинарная

За нарушение в сфере служебных отношений

Замечание, выговор, строгий выговор, увольнение и т.д.

Гражданская

За нарушения имущественных прав

Возмещение убытков; взыскание неустойки; компенсация морального вреда; прекращение или изменение правоотношения

Материальная

За нанесение имущественного ущерба

Возмещение ущерба




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!